Недавно в интернете был очередной спор о том, пригождаются ли школьные знания в дальнейшей жизни. На эту тему я сейчас промолчу, уж очень резкие у меня взгляды на современное школьное образование.
Но я знаю одно чрезвычайно полезное школьное правило: о том, что если любое число, даже очень большое, умножить на ноль, оно тоже превратится в ноль.
По-моему, если вывести это правило из математических рамок и применить к реальной жизни, мы многому научимся!
По сути, умножение на ноль - это обесценивание. Было нечто значимое - какой-то импульс, старание, действие. Неважно, совершен был один шажок или двадцать, важно, что это было продвижение, опыт в жизненную копилку. Но если придёт любитель обесценивать, он - раааз! - и прихлопнет твое усилие как мыльный пузырь. Было - и нет.
Многие из нас, выросшие и воспитанные в советском и постсоветском пространстве, привыкли к обесценивающему поведению как к норме. Вы замечали, насколько часто это происходит?
- Мы обесцениваем старания и достижения (как свои, так и чужие):
"Ну вот, целый день прошёл, а ничего не успела - только книгу прочитала и квартиру убрала".
Или:
"Никому не нужно то, что я делаю. Что в этом особенного? Так каждый может!"
Или:
"Ну погулял с собакой, ну вынес мусор, чо его благодарить? Это его прямая обязанность"!
- Мы обесцениваем свои потребности - как физические, так и духовные. Здесь можно наблюдать две крайности.
Обесценивание физических потребностей.
На этом полюсе находятся люди, которые считают, что мир гибнет от мании потребления, от культа материальных ценностей, поэтому если ты им скажешь, что хочешь красивое платье или уютный домик со статуэтками на этажерке и картинами на стенах, тебя будут обвинять в мещанстве, в отсутствии духовности. Будут навязчиво говорить о том, что твоя задача - освободиться от привязок к материальному миру.
Не замечая, мы можем обесценивать потребность в хорошем отдыхе, в красоте, во вкусной еде, в сексе, в заботе о себе, в получении приятных впечатлений - и вешать на них ругательные ярлыки. Например, когда хотим отдохнуть, бичуем себя за то, что «ах, я такая ленивая задница». Или, если нужно позаботиться о себе, боимся, что это расценят как эгоизм.
Вот ещё примеры обесценивания материальной стороны жизни:
"Все накрашенные женщины дуры".
"Пусть всякие дегенераты покупают себе 5-ый айфон и ездят в булочную на такси, а я выше всего этого".
"Секс - это грязь/грех и т.п".
Обесценивание духовных потребностей:
Тут, напротив, на арену выходят люди, которые прекрасно ориентируются в реальном мире. И для некоторых из них статус, всевозможные регалии, богатство становятся сверхценностью. И они навязывают другим то, что важно им самим. Тут и начинается обесценивание:
"На жизнь музыкой не заработаешь, оставь это подростковое увлечение. Нужно крепко встать на ноги, так что иди-ка ты в МГИМО/ВШЭ".
"Ну, тебе нужен мужик с квартирой, другие кандидатуры даже не рассматривай. Полюбить - как-нибудь полюбишь".
Ещё подслушанная реплика по отношению к одной очаровательной девушке, которая пришла без косметики:
"Господи, как ей не стыдно приходить ненакрашенной? Кошмааар, так запустить себя, вообще не следит за собой".
А вот уже фраза, обращённая однажды ко мне:
"Да забей ты на эти поиски смысла и призвания, чего ты так много об этом думаешь! Просто живи и кайфуй!"
- Мы обесцениваем собственные чувства и переживания и надеваем маску железного человека. Или, если осознаём, что есть какие-то «дурацкие» чувства, то стараемся от них избавиться, заглушить. Заявляем, что это «глупо», «бесполезно», «выеденного яйца не стоит». Например:
"Привязываться к людям глупо".
"Хватит грустить, лучше займись каким-нибудь делом".
"Да мне пофиг на наши отношения, это просто флирт".
Очень показательно, как некоторые взрослые обращаются с переживаниями детей. Например, ребёнок плачет от того, что его любимая игрушка сломалась/потерялась, а взрослые говорят:
- Ну чего ты ревёшь из-за такой ерунды? Завтра пойдём и новую игрушку купим, в чём проблема?
Таким взрослым невдомёк, что ребенок в этот момент проживает утрату, и потеря игрушки - это как бы детская дозировка горя, то, с чем его психика может справиться.
- Мы обесцениваем способности и таланты:
Никак вот не могу забыть диалог бабушки и внучки. Внучка прибегает со свежим рисунком и канонически восклицает:
- Посмотрите, что я нарисовала!
Я:
- Ух ты, круто! А что это такое? Это дерево? А вот это?
Внучка начинает объяснять, а бабушка снисходительно говорит:
- Ох, ну что касается рисования, она, конечно, рисует слабенько…
Да, надо добавить, что я точно знала, что бабушка внучку любит. Но, видимо, «боялась перехвалить».
- Мы обесцениваем благодарность. Вот пример классического диалога, знакомого всем и каждому:
- Спасибо, я очень признателен/признательна тебе за помощь.
- Не за что. Я ничего такого не сделал, пустяки, да и только.
- По той же схеме мы обесцениваем комплименты:
- Как ты хорошо выглядишь! Крутое платье!
- Ой, да что ты, я в этом платье уже года три хожу. И вообще не выспалась, и голова грязная.
- Кстати, прочитав вторую фразу своего поста, подумала, что некоторые из нас обесценивают образование (я вот, например, очень устала учиться, и постоянно ругаю универ):
- Вот, ходим пять лет, а всё никакого толку. И чему нас научили? Да ничему, после универа только в Макдональдс и идти.
Вот такие примеры из жизни. Это далеко не полный список, но приблизительная картина прорисовывается.
Причины для обесценивания могут быть различными, это уже тема для отдельного поста.
Любопытно, что другая крайность обесценивания - это идеализация чего-либо.
Важно, что с помощью таких защитных механизмов человек не признаёт часть реальности. И таким образом он самого себя (или другого) обделяет этой реальностью.
Поэтому когда мы начинаем замечать и присваивать то, что значимо для нас и то, что важно другим, мы становимся честнее, обнаруживаем дополнительные жизненные ресурсы (на которые раньше закрывали глаза). Нам становится легче двигаться вперёд и реализовывать свои задумки, потому что мы начинаем отмечать те маленькие (а может, и большие) шаги, которые мы постепенно совершаем, и это становится дополнительной мотивацией. Нам интересней проживать настоящий момент. В целом мир внутренний и мир внешний ощущаются богаче и многогранней.