Последние два дня были просто учебным раем для меня: пары только по литературе (русской литературе) - в среду XVIII век, сегодня - XX.
Из этих двух дней ярче всего мне запомнилась пара высказываний:
«Когда человек любит, ему не надо объяснять, что это значит» - это было сказано на семинаре по «Бедной Лизе», во время обсуждения слов Эраста, который сказал: «Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей - возьми их…».
А это уже было сказано на лекции по XX веку: «Автор - своего рода манипулятор по отношению к читателю. Он высекает из читателя живые эмоции». - тут уже мне сразу вспомнился любимый Экзюпери, чьи слова просто выворачивают наизнанку, и ты понимаешь, что после такого уже никогда не будешь такой, как прежде. Хотя, если говорить об Экзюпери, эмоции - лишь малая часть того, что дают его книги. Просто он первый, кто пришёл мне на ум.
Вообще в эти два дня я вдруг остро ощутила ценность того, что даёт мне филфак. И я рада, потому что накопившаяся в последнее время усталость, от которой я никак не могу избавиться, заслоняла от меня все радости учёбы, да и вообще радости жизни. А тут мой взгляд словно прояснился, и я увидела, как это круто, когда тебе помогают читать книги увлечённые, азартные преподаватели, любящие своё дело.
Никогда не думала, что такое всем уже наскучившее и ставшее банальным произведение как «Бедная Лиза» может заиграть такими яркими красками, наполнится интереснейшими аллюзиями, параллелями, отсылками к мировой литературе, которые я бы не только в школе, но и сейчас без подсказок не заметила бы.
Когда прочитанные произведения из далёких эпох, такие, казалось бы, чуждые и скучные вдруг на твоих глазах становятся более многогранными, живыми, человечными, понятными, кажется, будто тебе открывают космос. Наверное, что-то похожее чувствовали в «Синей птице» мальчик Тильтиль и его сестра Митиль, когда он повернул алмаз на своей шапочке, и стены хижины засветились удивительным светом, каждый предмет заиграл по-особому, ожил и показал свою душу.
Тут тоже обычные реплики, на которые не обращал никакого особого внимания, вдруг наполняются особым смыслом, становятся поворотными, судьбоносными, начинает прослеживаться удивительная связь событий, замыслы.
И это вовсе не похоже на заунывные, шаблонные разборы произведений в школе, когда всё казалось надуманным и высосанным из пальца.
Теперь наоборот, возникает магическое ощущение связи времён и событий. Всё это вправду похоже на путешествие, которое не надоедает.
Вспомнилось, как ещё до своего поступления я прочитала на форуме абитуриентов мнение какой-то девушки, которая говорила, что мол, нафиг идти на филфак, книги можно и дома читать.
Сейчас я убеждаюсь, что нет, тысячу раз нет.