«Не спи, не спи,
художник,
Не предавайся сну,
Ты - вечности заложник,
У времени в плену»
Борис Пастернак "Ночь"
Иногда странствовать среди звезд получается благодаря удивительным встречам. Два дня в Новосибирске был диакон Андрей Кураев.
Как он объяснял на встречи с учителями - во всех курсах школьного эксперимента (основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики) в них всех - разговор с детьми про моральные ценности. Только с разными аргументами, теми аргументами, которые привычнее для семьи каждого ребенка. Разговор о культуре - это разговор о мотивах, то есть о ценностях.
Кураев непосредственный участник эксперимента - автор учебника «Основы православной культуры». Восхищает ювелирная точность в работе над этим учебником, восхищает НЕслепота, а четкое понимание - кто, в какое время и перед кем будет учить и учиться по этому учебнику.
Эксперимент в школе затеяли, потому что вопрос и проблемы на лицо. Первое - глобализация - что делать и как не простыть на этом «информационном сквозняке», который шквальным ветром дует сейчас по России, как сохранить свое под этими порывами. Человек перекати-поле - это человек, у которого нет корней. Мир сейчас открыт - открыт для того, чтобы ездить по нему и искать более выгодное применение для своих рук. Чувства Малой Родины пропадает. Как говорил Кураев везде «тряпка толерантности» - но как можно благоговеть перед другим, если не знаешь, то есть не любишь СВОЕ. «Свое тепло пронести сквозь вьюгу» - это мотив школьного эксперимента.
Второй вопрос и вторая проблема это - ислам. У России есть многовековой опыт сосуществования - мощной мусульманской общины в рамках христианской страны. Сейчас другой ислам пытается подмять под себя российский ислам. Жизненно важно для России взять по контроль информацию об исламе, которая идет детям.
Третье - демографический кризис. Опыт западного мира показал, что светская культура не способна привить вкус к жизни в многодетной семье, что рождение ребенка - это жертва - и культуры жертвы нет. Смысл жизни в правах человека обрести нельзя. Есть свобода «от» и свобода «для». И поэтому вымирание западных народом, которые пошли путем французской революции.
Эксперимент возвращает конституционные права в школу - возвращает право семье делать заказ школе. Дети из семей с разными традициями учатся в одной школе, и надо уже школе научиться говорить на разных языках. Важно и то, чтобы методы семьи продолжались в школе, чтобы не было разрыва у ребенка.
Целей у эксперимента две: Одна - политическая - доказать самим себе, что мы все взрослая нация, которая замечает свою разность и умеет НЕ конфликтовать, понимает, что разнообразие народов - это богатство, а не проблема. Вторая цель - тактическая - обкатать методику выбора.
Вторая часть беседы были именно уже про курс «основы православной культуры». Главная задача курса - воспитать у детей навыки нравственного самовоспитания - чтобы ребенок научился задавать нравственные вопросы к своей совести: что зло, что добро. Понятно, что дети маленькие, понятно, что впереди у них подростковый период - но вот чтобы хоть «доброе послевкусие» осталось от курса. Курс «Основы православной культуры» - презентация, а не пропаганда православия. В нюансы разговора по урокам вдаваться не буду.
Во второй день - была на встречи в НИИЖТЕ. Не буду скакать по запискам этой встречи - а то выйдут плоские лозунги. Не могу неумело писать про зло и про добро, про гнев и что иногда вопросы важнее ответов. Оставим - коли интересно:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=select&id=1 Кроме разговором и книг про разные аспекты православия, есть у него изумительные работы про «Мастера и Маргариту», про кино (Фильм «Матрица» как повод для разговора о религиозной философии, Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой) и т.д.