В межминистерской финансовой SAP-системе, где я работаю, распределяя финансирование на разные наши проекты и выставки, иногда перед началом работы всплывают всякие там уведомления в окошечках - например, "с такого-то числа по такое-то наша система не будет работать", или "доступ к такой-то функции, отключавшийся в таких-то числах, восстановлен", или "ваш тип карты-носителя электронного ключа не поддерживается, замените карту". Всё на иврите, естественно.
Недели с две назад в ней появилось сообщение:
"Коллектив системы выражает свои искренние соболезнования нашему сотруднику - инженеру N, потерявшему вчера сына (называлось имя - кажется, это был Эйтан Барак? Или нет...) в спецоперации в секторе Газа. Благословенна будь его память".
А на минувших выходных к нашему начальнику службы безопасности из Газы наконец приехал любимый сын. Приехал только на шиши-шаббат - пятницу и, соответственно, субботу.
И в течение всего шиши-шаббат он занимался похоронами своего близкого друга. На старенького отца и его жену не осталось времени...
...Сегодня девятое Ава. Наверное, один из самых скорбных дней в еврейской традиции - день разрушения Иерусалимского Храма, день изгнания, день, когда евреи потеряли самое дорогое, что у них было. От рассвета до уже близкого заката евреи сегодня постятся - то есть не едят и не пьют вообще ничего. Горюют по Храму, как по близкому человеку.
Этот же день считается годовщиной ещё ряда событий, оставивших свой тяжёлый след в еврейской истории. Считается, что это не совпадение, а замысел Всевышнего - чтобы в конце времён, когда придёт Мессия, когда будет отстроен новый, Третий, храм, сделать этот день величайшим праздником народа Израиля.
Сегодня (хотя, может, это временно?..) окончена операция "Нерушимая скала", установлено перемирие. И Израиль опять один лицом к лицу с ХАМАС, Ираном, с вечно призывающим к новым и новым шагам в никуда "мировым сообществом", с бушующим сейчас в совершенно разных странах ЕС европейским антисемитизмом.
Пополнит ли этот день скорбный список девятого Ава? Кто знает.
Но пока как-то ни о чём хорошем не думается. На будущий год - в Иерусалиме, вот всё, что я могу сказать.
Нашла, кстати, очень хорошую нашу фотографию. Там. Из последней поездки.