Дом заводоуправителя в Реже.
Урал - это не только казаки и староверы. Даже не столько. Прежде всего уральские поселенния возникали в виде промышленного кластера. Вокруг металлургических заводов, которых в восемнадцатом веке за пару десятилетий возникло две сотни! Это не умаляет силу уральского духа, который частично сохранился даже сейчас, когда первоначальное население первопроходцев - бесбашенных казаков и упрямых кержаков, многократно разбавлено унылыми добропорядочными обывателями. Братва ОПС Уралмаш - что это, как не пример разбойничьего вольного духа Ермака? У обывателей, паталогические устремления к риску вызывают лишь страх и непонимание. А вот основателей славных уральских городов и посёлков иногда поминают добрым словом, как и положено благодарным потомкам. Несмотря на то, что и они не вписывались в принятые рамки поведения.
Демидов известен широкой разухабистой натурой не меньше, чем административным гением заводоустроителя. Беда в том, что благодарные потомки видимо не ощущают себя таковыми. Каша и сумбур в голове обывателя, после переиначиваний истории, ведь то белое назовут чёрным, то красное - белым. Иначе бы сохраняли памятники, и не рушили храмы. Дом классового врага в Реже выглядит, как после беглого обстрела. Но пока не сдаётся, крепок.
Основателем славного города Реж, сейчас известного за своими пределами по бренду #РЕЖХЛЕБ! (без мягкого знака), был Савва Яковлевич Собакин, уроженец города Осташков Тверской губернии. Родился он ровно за 100 лет до Отечественной войны с Наполеоном. Детей тогда было много в мещанских семьях, и каким по счёту был Савва ( у него самого было пятеро), доподлинно нельзя сказать, но как его сверстники разбредались из-под отчего крова, достигнув дееспособного возраста, так и он в 21 год отправился в Санкт-Петербург. Было это в 1733 году, когда исследователь Арктики Степан Гаврилович Малыгин издал "Руководство по навигации", а Франция и Пьемонт объявили войну последнему Императору Священной Римской империи Карлу VI, а попросту говоря - Австрии
Савва Собакин, 22 года.
Мещанин Собакин пока ничем не выдавал намерений войти в историю, и принялся торговать телятиной. Мяса в те времена продавалось вдоволь, как в базарный день, торговцев не лицензировали и не было санэпидемстанции с ветеринарным надзором. Плати оброк, приобщившись таким образом к купеческому сословию - и торгуй. Но была одна привилегия, как лицензия на нефтяную скважину - звание поставщика Императорского двора. Императрица Елизавета Петровна, прогуливаясь вдоль торговых рядов, приметила голосистого Савелия, и он стал поставлять телятину к её столу.
Позднее Савва занялся ещё и кожевенным делом. Начав с небольшой мастерской, построил кожевенный завод. Во время Семилетней войны заматеревший 46-летний купец Собакин становится поставщиком Русской Императорской армии. В 1762 году Император Пётр III жалует Собакину дворянство. Отныне Собакин принимает более благозвучную, по его мнению, фамилию Яковлев, образованную по отчеству. Теперь он дворянин Савва Яковлевич Яковлев. Есть правда версия, что Собакины - потомственные дворяне, ведущие род от датчанина Одгерда Преги. Но это вряд ли. Вокруг Саввы Собакина просто ходило много легенд. Например, что разбогател Савва, похитив бочонок золота у голландского купца, на корабле которого служил шкипером.
В том же 1762 году происходит революция достоинства, после переворота к власти приходит Екатерина II. По первости с ней у новоявленного дворянина был конфликт - Яковлев отказался бесплатно поить кабацкий люд в честь коронации. Есть даже легенда, что за это он носил чугунную пудовую "медаль" - что сомнительно, поскольку таковая медаль с надписью "За пьянство" выдавалась как раз за это самое пьянство, а не наоборот. В любом случае конфликт был улажен после ремонта церкви в окрестностях Петербурга за счёт Яковлева-Собакина.
В это время Савва стал интересоваться горнозаводским делом, много общался с Ломоносовым. С 1766-го по 1779-й годы Савва Яковлев купил 16-ть заводов на Урале, и 6-ть построил. В мае 1773-го года им было начато строительство Режевского металлургического и железоделательного завода.
Савва Яковлев, 55 лет.
С мая 1773 года и ведётся летоисчисление города Реж Пермской губернии, ныне - Свердловской области. Режевской завод - самый известный и значительный среди владений Яковлева. Вокруг него образовался целый город. Владелец заводов, газет, пароходов Савва Яковлев строил не только склады на Васильевском острове для уральского железа, которое продавал в Европу, и не только дворцы, в одном из которых по преданию бродил дух убитого Саввой подручного, но и возводил храмы.
В Петербурге он построил Спас на Сенной с 40-метровой колокольней и 546-пудовым колоколом. Немножко не дотягивает до первого в мире небоскрёба Страховой компании в 42 метра, построенного через 101 год после смерти Яковлева в Чикаго. Сейчас конечно, небоскрёб - это от 150 метров. Будь Савва Яковлев жив, построил бы и выше.
Но - ничто не вечно под Луной. Даже сама Луна. Савва Яковлев умер в1784 году и похоронен на Лазоревском кладбище Александро-Невкой лавры. Построенный им колоссальный Храм, Спас на Сенной, снесён большевиками в 1961-м году. Долго держался. Даже дольше первого небоскрёба Уильяма Дженни, снесённого в 1931 году. Хотя в Петербурге, ставшем Ленинградом, коммунисты нанесли наименьшие разрушения. Уцелел могильный мраморный саркофаг с бронзовым барельефом - памятник Савве Яковлеву.
Режевской завод работает до сих пор, выдержав даже реформы 90-х, не отправившись на металлолом через какое-нибудь окно в Европу или Азию.
Жажду выдвинуть личность свою
Насыщает он в юные годы
Удальством в рукопашном бою,
Гомерической, дикой попойкой...
Да игрой, да отчаянной тройкой.