Кому приходилось что-нибудь рекламировать, меня поймёт: это процесс тяжёлый и неблагодарный. Если ты что-нибудь продаёшь, то хотя бы видно, насколько успешна твоя продажа: не купили, значит, не успешна. А в рекламе - всё по-другому: очень трудно узнать, насколько твои действия сказались на конечном результате.
Скажем, прошлогодний набор студентов в
наш бакалавриат был исключительно успешным. Что в целом (подавляющее большинство ребят, которые после победы на всеросе могли выбирать любой экономический факультет в стране, выбрали наш), что на индивидуальном уровне - это я просто по опыту общения с первокурсниками. Но почему он был таким успешным? Из-за репутации РЭШ? (Есть те, кто говорят, что из-за этого.) Из-за того, что до этого самым лучшим экономическим бакалавриатом была та же ВШЭ, на базе которой делается наш бакалавриат? (Очевидно, это - очень важный фактор.) Из-за того, что мы так хорошо подобрали преподавателей? (Да, я горжусь тем, что заманил Александра Маркова - тогда ещё будущего победителя премии «Просветитель» - работать у нас, и это только маленькая часть успехов .) Из-за того, что я выступил в нескольких лучших школах и классах? (Среди первокурсников есть ребята из этих классов.) Из-за того, что старшие братья, сёстры, выпусники той же школы учились у нас? Из-за наших с Сергеем Гуриевым выступлений перед участниками всероссийских олимпиад? Из-за того, что я встретился и поговорил с несколькими десятками ребят и родителей? (Есть и такие.) Из-за дней открытых дверей во ВШЭ и РЭШ? Из-за хорошей полиграфии нашего «трифолда»? Из «
школьного конкурса РЭШ» для тех, кто интересуется экономикой?
Короче, трудно оценить последствия каждого отдельного действия. Не случайно, многие из моих знакомых рекламщиков - мастера продажи, в первую очередь, своих собственных услуг… (Умный Пелевин заметил это ещё пятнадцать лет назад.)
Так вот - рекламировать что-то, даже очень хорошее, трудно, дело это неблагодарное, и всё же есть в нём и положительные стороны.
За последние полтора месяца я выступил перед учениками четырёх московских матшкол - 2-ой, 43-ей, 179-ой и 1514-ой и это просто удовольствие общаться со школьниками и учителями. Похоже на ту школу, в которой я учился, похоже на тех учителей, которые учили меня, похоже на тех студентов, которые у нас уже учатся (в бакалавриате выпускников матшкол примерно 15%, в магистратуре - не считал, но, кажется, больше, а профессоров в РЭШ - чуть ли не половина). Перед школьниками выступать сложнее, чем перед студентами или взрослыми - как только им становится неинтересно, они тут же «теряются». Неудивительно, что уроки в школе (я помогаю вести экономику в нескольких классах в родной школе) у меня отнимают не меньше сил, чем учебные лекции или лекции в Лектории Политеха. И всё же - это - и встречи со знакомыми (с частью учителей я учился в школе или на мехмате), и новые знакомства и с учителями, и со школьниками - просто удовольствие.