Правила игры: Украинский урок
"Ведомости", 31.10.2005, №204 (1485)
Неделю назад президент Украины Виктор Ющенко одержал большую победу. Крупнейший металлургический комбинат страны, “Криворожсталь”, был, во-первых, все-таки продан заново на аукционе, несмотря на протесты оппозиции и судебные иски победителей аукциона годичной давности, а во-вторых, участники аукциона торговались так ожесточенно, что окончательная цена превысила начальную в два, а прошлогоднюю - в шесть раз. Политически это победа и над внутренней оппозицией - особенно с учетом того, что вся работа по подготовке к аукциону была проведена отставленным правительством Тимошенко, и над внешней - Ющенко удалось сделать то, что не удалось сделать в России, - провести нормальный приватизационный аукцион. Однако помимо политики из аукциона “Криворожстали” можно извлечь и чисто экономические уроки. Конечно, самое интересное - это новая конфигурация металлургического рынка в СНГ, но оставим и это в стороне - в конце концов, по-настоящему картина прояснится только через несколько лет. Посмотрим на
экономику самого аукциона.
Экономисты, изучающие аукционы, хорошо знают, что две основные опасности, с которыми можно столкнуться при организации аукциона, - сговор участников и коррупция организаторов. Сговор - особенно серьезная опасность, в частности потому, что иногда участникам необязательно заключать какие-либо тайные союзы - они могут действовать так, что сговор происходит по умолчанию, без всякого согласования. Вторая опасность заключается в том, что организатор аукциона может определить правила его проведения таким образом, что кто-то из участников получит заведомое преимущество. Так, условия прошлогоднего аукциона, обставленные, как это всегда бывает, словами о защите национальных интересов, фактически запрещали участие иностранных, в том числе и российских, фирм. В этом случае, как и в случае сговора участников, аукцион принесет меньшую прибыль, чем если бы борьба была честной. Аукционы, проводимые государством, особенно чувствительны к этим двум опасностям - коррупции и сговору, поскольку непосредственные организаторы, госчиновники, обычно мало заинтересованы в том, чтобы борьба была острой, а цены - высокими. В случае с “Криворожсталью” решающую роль сыграл допуск иностранных металлургических компаний. Это одновременно снижало риск сговора (чем больше число участников, тем труднее договориться) и ограничивало возможности коррупции (наличие дополнительных конкурентов снижает выгоды от связей с чиновниками-организаторами). Теоретически правила аукциона - повышение открытых ставок до тех пор, пока не остался только один участник, - дают больше возможностей для сговора, чем аукцион, в котором победитель платит сумму, написанную в его закрытой заявке. Однако в этом случае основной опасностью была бы коррупция - участники готовы были бы заплатить огромные суммы за то, чтобы узнать заявку соперников.
Так в чем состоит урок? Неужели организаторы аукционов “Юганскнефтегаза”, “Славнефти” и приватизационных аукционов 90-х не знали, как сказывается коррупция и сговор на итогах аукциона? Украинский урок - не для чиновников, а для обычных граждан. Если государство проводит крупный аукцион, торги не показывают в прямом эфире и, кроме того, оказывается, что кого-то не допустили до участия, - не сомневайтесь, дело пахнет коррупцией и сговором.<\lj-cut>