Как работает индустрия яхтинга. Отпуск в Черногории

Sep 06, 2019 20:21

Рядом с Котором

Путешествие на яхте звучит круто, дорого и как-то по-особенному что ли, особенно, если никогда не то что не пробовал, а даже не думал о таком формате отдыха. Сразу представляешь себе Абрамовича на яхте за миллиард.

На деле же простой яхтинг это типовая услуга по сложности и цене похожая на аренду машины или на бронирование отеля. По крайней мере, такой вывод я сделал, походив на яхте неделю в этом году. Расскажу, пожалуй.

В целом - лайк

Я был в Черногории и неделю плавал (Ничего, что я не буду использовать задротские термины про хождение?) от городка к городку. Как я понял Черногория - это максимально старпёрская местность для яхты, потому что страна маленькая и большую часть времени ты плаваешь по Которскому заливу, который для яхты похож на бассейн в аквапарке. Возможно, в других местах было бы веселее, но в других местах я не бывал.

Вообще в целом мне очень понравилось. Во-первых, я вообще два года не был ни на каком море. Во-вторых, сочетание небольшой работы с верёвками и ежедневных перемещений в новые города сделало почти пляжный отдых достаточно разнообразным - возвращаться домой вообще не хотелось.

Марина Герцегнови. Этот город мне понравился больше всех

Всё просто

Типовое путешествие на яхте работает довольно просто. Арендуете заранее лодку через интернет. Прибываете в порт (в марину) в назначенный день, принимаете лодку и плывёте в общем-то куда хотите. Единственное, вам понадобится капитан с правами, которого можно нанять.

Марины - это отели

Самая неожиданной штукой для меня оказались марины. До поездки я представлял, что плавание будет похоже на путешествие Колумба, когда вы грузитесь на корабль и плывёте куда-то. О стоянках я как-то даже не думал.

На деле же путешествие на яхте это переход от марины к марине. Просыпаетесь утром, плывёте в новую (желательно) марину, паркуетесь и ночуете. Сами марины же очень похожи на отели по смыслу: за них надо платить по ночам (50-100 € с лодки), там есть душ и туалет для «постояльцев». Нет только номеров, потому что ваш номер - это лодка. А ещё в марине на причале есть стойки с водой и электричеством, к которым подключается лодка:

Лодки подключены к белым колонкам на берегу

Это вроде очевидно, но до старта об этом не думаешь: все марины разные. Отличаются почти так же как отели. Скажем в Тивате охуенная марина. Сервисный блок с душами и сортирами чистейший и с кондиционером.

А в Ктороре ты пристаёшь к какому-то ебучему тротуару возле дороги, душ такой, что лучше на него даже не смотреть и охраны нет - приходится лодку закрывать на ключ:

В Будве получше, но всё равно совок и антисанитария, а ночь стоит дороже других, нам обошлась в 78 €.

А вот марина рядом с Герцегнови, которая, типа, стартап и только недавно открылась, обслуживает отлично.

А, ещё в марине есть персонал - чуваки, которые ловят верёвки. Так вот они тоже разные бывают. Бывают и совковые колхозники и наоборот.

Комфорт - его нет

Отдых на яхте это нихера не расслабон. По сути вы едете неделю в купе, а гостиная, кухня и туалет у вас как в коммуналке на 8-10 человек:

Каюта на двоих. Ночью забываешь как низко потолок и хуяришься головой. Каждую ночь

В один из дней меня сильно укачало (или я отравился, хз), но на следующий день я от греха переночевал на берегу в хостеле. Номер в хостеле был отдельный, но всё равно самый примитивный. Это было охуенно. Там даже был кондёр! По сравнению с лодкой - рай, хотя по фотке разница не понятна:

Хостел в Будве

И жить в одном помещении с разными людьми довольно тяжело. Один хочет спать, другой бухать, у третьего ребёнок.

Качка - хз

Укачивания я побаивался, но оказалось сносно. Главное первое время пить Драмину за полчасика до отплытия.

Один пиздец с укачкой таки случился. В один из дней мы ночевали на якоре. На якоре мы стояли просто в бухте, где в отличие от марины нет волнореза. Ночью качало шопиздец. Я не мог заснуть от тошноты и смотрел как борт поднимается на метр и опускается на метр.

К этому добавились подозрительные мидии, которые мы сами варили и ели вечером, и разное вино, которое пили днём. Короче, причина непонятна, но укачало не только меня и не только на нашей лодке. Опущу подробности, но после бессонной ночи я чуть не двинул коней. Мня пришлось везти в город, где я лёг на траву и лежал часа три. И, да, я испортил остальным день плавания.

Одна умная девочка с соседней лодки, которая уже 10 лет ходит на яхтах, в ночь стоянки на якоре погрузилась на тузик и уплыла спать в отеле на берег. Она знала!

Еда - лучше на берегу

На лодке можно готовить. Мне рассказывали истории о запекании бараньих ног и выпекании яблочных пирогов прямо на борту. Думаю, это действительно возможно, но в случае Черногории нахер не нужно: города так близко, что на лодке максимум можно брать что-то для перекуса в обед. Завтракать и ужинать проще и вкуснее на берегу. Кухня:

Кухня. Холодильник прямо по курсу

Интернет

Как обычно последнее время на телефоне юзал Дримсим. Сработал как из пушки. Самый кайф - в самолёте симку меняешь и уже в аэропорту ты на связи, такси можно заказать. Ютуб через 3Г не смотрел, на лодке был вайфай, а на картах не экономил. За неделю потратил 30 €. Вот рефералочка, получите 7€:

Дримсим - универсальная симка для путешественников

Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру

drimsim.app.link

Паруса

Многие ходят на лодках из-за парусов. Это довольно сложно и прикольно: гика-шкот, стаксель, грота-фал, фордевинд, кранцы и прочие термины выучиваются довольно быстро. Но в сущности, если ты не капитан, всё сводится к тому, что надо руками тащить (выбирать, ёпты) или отпускать (травить, блять) верёвки. Мне было прикольно после сидения за компом, но, наверно, ещё неделю я бы не захотел.

Парус

Мне кажется, было бы кайфово, если бы мы куда-то реально шли на парусах, но мы в основном крутились в бухте без особой цели и таскать верёвки чисто для тренировки, например, оверштага прикольно только один раз.

Такси в Тивате

Таксисты в Черногории такие же мудаки как и везде. Убер не работает. Киви-такси - говно и работает только в Будве. В аэропорту Тивата первый пидарас хотел довезти нас до марины за 20 €. Сговорились с другим на 15 €, а ехать-то 10 минут.

Когда возвращались я заметил в городе такси. Короче, в Черногории такси работает через Вайбер. Просто текстом пишешь оператору и такси приезжает. Довольно удобно, потому что можно печатать. Так вот такси обратно от марины в аэропорт стоило 4 €, блин:

Таксишка

Бабло

Я очень экономил. Вообще я не должен был ехать в такое путешествие, ведь у меня дома до сих пор дверей в комнатах нет, но я поехал, потому что было очень интересно и довольно выгодно - мы не платили за капитана, потому что капитан был из нашей команды.

Короче, на круг с неприлично дорогими билетами из Ростова в Тиват, бомж-снаряжением из Декатлона (обязательно берите перчатки, чтобы верёвки тягять) и экономией на еде (пару раз мы ваще ужинали пиццей за 10 €) вышло 250 штук на двоих взрослых.

Прикольный фасфуд в Которое. Всякие куски мяса жарят при вас и недорого

Но! Нам очень повезло, у нас не случилось вообще ничего. Даже наоборот. В самый первый день из двигателя вытекло масло, так что на второй день нам поменяли лодку, и подарили дизель, а это евро 200.

Самая жесть - это въебать лодку, потому что она дорогая и другие лодки тоже дорогие. Конечно, есть страховка, но при наступлении страхового случая всё равно придётся платить. Лонгстори шорт, чтобы не переживать, лучше иметь в запасе одну - две тысячи евро на непредвиденные расходы.

Интересности

На лодке много прикольных бытовых штук. Ежедневное мытьё палубы вас, наверно, не удивит. А вот как вам сортир, в котором, чтобы смыть, нужно вручную выкачивать говно? Причём есть два режима: сначала просто выкачиваем, потом переключаешь и промываешь морской водой. Качать нужно специальной ручкой возле толчка. Отходы попадают в бак, не в море:

Серёжа, на флоте туалет называется «гальюн» © Особенности национальной рыбалки

В одной из марин встретили двух тёток, которые на небольшой лодке вдвоём плыли из Англии в Австралию - домой возвращались, типа, пенсия такая.

В Черногории очень классный язык. Я ходил как девочка из мультика Цветик-семицветик и всё читал - всё понятно! И очень много старых корней. Скажем, государство - держава, тюрьма - острог, просим - молим. И ещё они как-то свободно используют и латинские и кириллические буквы:

Объявление

Ещё я не брал в отпуск комп, хотя сейчас у меня такая работа, что совсем отключиться от дел нельзя. Ребята из команды всё сделали, телефона хватило. Мне очень понравилось жить без компа.

Аэропорт Тивата - позор. Хуже старого ростовского. Хуже сыктывкарского, блин. Недаром они его аэродромом на своём называют. Плюс «повезло» улетали обратно мы именно в тот день, когда в Москве задержали 140 рейсов. На пересадку в Домодедове мы бежали как спринтеры.

Первый раз в жизни я оставил детей на долго одних. Это было целое предприятие. За несколько месяцев мы стали тестировать оставание с няней, а когда поехали хитро скомбинировали няню и бабушек с дедушками. Дети выдержали.

Сама Черногория прикольная. Типа такой совочек у моря. Но тут как и на Кипре очень прилично. Никто не орёт, ничего не продаёт, музыку не включает - кайф. Но второй раз чёт не хочется. Пршута привезли 7 кг. На рынке в некоторых местах надписи были только на русском, целевая аудитория, видимо такая :-)