Лом и театр. Видите связь? А она есть.

Feb 03, 2016 19:16



Лом, театр, студенты.
Как связаны эти, такие разные на первый взгляд, слова?
Ответ: благодаря ломам студенты московских вузов в конце восьмидесятых попадали на самые модные театральные постановки.
Как? Сейчас расскажу.

Вспомнилась мне эта история в связи с фантасмагорическими новостями про давку на выставку Серова. Мне тоже довелось постоять в своей жизни в очередях. Самых разных. Про то, как я был шестым посетителем первого в стране Макдональдса, я уже рассказывал. Подошла очередь про самую экстремальную очередь.

Лом в данном случае - не металлический предмет. Это существительное, производное от глагола "ломать".
Если в двух словах, то лом - это силовая акция студентов по занятию очереди в театральные билетные кассы.
Происходило это так.
Группа студентов в несколько десятков человек, в ночь, перед днём начала продажи билетов на дефицитный спектакль, занимает места в кассах. Кассы открываются, студенты выкупают все самые козырные места. В одни руки можно купить две пары билетов. Одна пара достаётся участнику лома, вторую он отдаёт организатору. Организаторы лома уже сами потом их распространяют по своим каналам. Естественно не за себестоимость. Студент же получает возможность сходить с девушкой на какую-нибудь недоступную "Юнону и авось". И всем хорошо.
Насколько я понимаю, так сформировалась московская билетная мафия, которая успешно действует и сейчас. Только вместо студентов используют бомжей.

Теперь личная история с некоторыми подробностями этого интереснейшего действа.
Осень 1988г. Москва, Бутлерова 5, общежитие МИНГа (московского института нефти и газа, известного в народе как "Керосинка").
Я - студент первого курса геологического факультета.
Вечер, как обычно сидим, чешем языками, пьём чай (кажется чай).
Входит Арман. Арман - студент первого курса из Казахстана (тогда Казахской ССР). На первом курсе он уже третий раз. Как опытный студент, он часто учил нас всяким студенческим премудростям, в том числе, как два раза вылететь из института и при этом не загреметь в армию. Так же он посвящал нас в тайны и традиции общажной и институтской жизни. На этот раз он предложил отправиться ночью на лом.
Что это такое я понятия не имел. Последовали красочные разъяснения:
- Чувак, это круто! Если ты не участвовал в ломе, то ты не можешь называться студентом Керосинки!
Сильный аргумент, но вот я вообще ничего не понял.
- Ну мы всей толпой, человек сто, выдвигаемся перед закрытием метро. Доезжаем в центр и там ломаемся у касс с другими институтами.
В ломах участвовали большими группами. Чем больше толпа, тем больше шансов на успех. Иногда по договорённости с другими вузами образовывались коалиции. Так Керосинка традиционно дружила с МИСИС (институт стали и сплавов). То есть друг против друга не ломались и, если нужна была помощь, то объединялись. Были и ещё дружественные, но я не помню кто. Позже мне попадалась информация, что разные театры контролировались конкретными вузами. Но тогда, как я понял, сферы влияния определялись в каждый конкретный момент в процессе лома.
- Дерёмся что ли? - меня, как человека не особо драчливого этот вопрос сильно беспокоил.
- Нет, ты не понял, лом это не драка. Лом - это лом, - понятно разъяснил Арман.
Дело в том, что по неписанным, но строго соблюдаемым правилам, кулаки в ход пускать было категорически запрещено. Место отвоёвывалось исключительно борцовскими приёмами. Таким образом, силовую составляющую процесса можно рассматривать как безкровную ночную физкультуру.
Видя мои сомнения, Арман пускает в ход главный убойный аргумент:
- Сходишь с девушкой на "Юнону"!
Ну это он мимо. Во-первых, у меня нет девушки. Во-вторых, я тогда был абсолютно равнодушен к театру. В-третьих, "Юнону" я знал тогда наизусть и слушать её со сцены у меня вот вообще желания не было. Да и приврал Арман, в Ленком мы не собирались соваться.
Я согласился. Ведь действительно, как быть студентом Керосинки и не поучаствовать в ломе?

По совету Армана оделись потеплее и в то, что не жалко на случай, если придётся поваляться.
В полночь выдвинулись в сторону метро к последнему поезду.
Команда набралась не такая большая, как обещал Арман. Человек 30. В серых телогрейках, старых и ботинках. Гопники гопниками.
Возглавлял наш отряд кто-то из старшекурсников, главный ломовик в МИНГе. Сам он в непосредственно боевых действиях не участвовал. У него в подчинении командиры, отвечающие за отряды на своих факультетах. За свои организаторские трудозатраты они получали какие-то бонусы в виде билетов. Такая вот структура. Насколько я понимаю, Арман тогда выступал в качестве ответственного за отряд геологического факультета.

Вышли на Пушкинской. Московскую театральную географию я не знал ни тогда, ни сейчас. Опытные объяснили, что здесь сосредоточены несколько театров, и, если не повезёт в одном, то всегда есть возможность испытать удачу в другом.
Дорога до театра сопровождалась рассказами про какие-то легендарные ломы, в которых ломались по 200-300 человек. Про то, как за ночь контроль над театром несколько раз переходил от одного вуза к другому. Мне все эти рассказы сильно напомнили подробности про Бородинское сражение с разноцветными большими стрелками, схемами редутов и засад и крестиками столкновений войск.

Дошли до какого-то театра. Не помню названия. Помню, что вдоль фасада были решётки. Мы были первые. Арман объяснил, что наша задача удержаться у тех решёток. То, что мы первые - это отлично, т.к. в данной конкретной ситуации легче удерживать оборону, чем атаковать.
Кстати, само силовое столкновение происходит в определённый временной промежуток, когда меняются наряды милиции, и территория остаётся без присмотра.

В общем, выстроились мы вдоль решёток. Ждём. Опытные объяснили, что если повезёт, то может и не придётся ломаться. Такое тоже бывает.
Но не в этот раз.
Минут через пятнадцать ожидания к театру подошёл отряд, человек 50. Никаких телодвижений, ждут. Ещё через несколько минут стало ясно чего. Союзный отряд ещё человек на 50. Может и больше.
Опытные объяснили, что эти не из нашей коалиции. Значит, придётся принять бой или сдаться. Это как главные между собой договорятся.
Наш главный пошёл на переговоры, а мы начали готовиться к обороне. Арман уже ломался здесь, поэтому посоветовал не держаться за прутья, а пропустить руки за них и уже за прутьями сцепить в замок. Так больше шансов.

Главные стояли в сторонке и разговаривали. Трёхминутные переговоры закончились не в нашу пользу. Арман объяснил, что если бы нас было примерно поровну, то главные могли бы мирно договориться о делёжке утренней распродажи. А так без шансов.

Отмашка и атака началась.
Я вжался в решётку. Арман рядом.
Ко мне подбежали трое парней. Один, самый здоровый, обхватил меня за тело, двое занялись моими руками. Через пять секунд я был отброшен на несколько метров. Я попытался вернуться на своё место, но там уже плотная стена из спин. Армана оторвали одного из последних. Вцепившись в решётку, он висел на ней горизонтально земле. Несколько человек тянули его за ноги.
Мы пытались контратаковать, но, похоже, исход был предрешён. Втрое превосходящие силы соперника справились с нами за пару минут.

Наши потери: несколько ссадин, несколько оторванных пуговиц, порваная куртка и рубашка Армана.
Интересный момент: вся эта силовая возня проходила практически в полной тишине. Без ругани, без матов, без криков. Удивительно, но это так.

Мы оправились, покурили и отправились дальше.

Дошли до театра им. Маяковского
Место свободно. Вход в кассу - углубление в здании и пара ступенек. Зацепиться тут не за что. Так что, в случае атаки нас банально легко вынесут на руках.
Располагаемся, ждём.
Через некоторое время становится ясно, что театр за нами.
У входа остаётся пара караульных, остальные отправляются кемарить в ближайшие подъезды. Замков и домофонов тогда не было, так что с поиском ночлега не возникло проблемы. Когда дошла моя очередь я тоже выстоял караул.

Примерно за час до открытия кассы мы выстроились в очередь.
Главный раздал деньги и инструкции, какие места выкупать.
Через полчаса после открытия кассы мы уже спускались в метро.

Вот и всё.

Через несколько дней Арман принёс мне заработанные мною в ломе билеты. Не на тот спектакль, на который мы покупали, но тоже модный в популярном театре и в партере.
Сам я не пошёл, отдал кому-то. У кого была девушка ))

Такая вот история про лом.
Интересно, почему про такое яркое и весьма массовое явление очень мало информации? За почти двадцать лет я всего один раз слышал про ломы в программе-расследовании о билетной мафии.
Поиск в интернете тоже даёт очень скромные результаты. В лучшем случае это скупые упоминания, что тот или иной персонаж в студенческие времена участвовал в ломе.
А ведь про это можно написать прикольную книгу или снять занятный фильм. Те, кто стоял на верхушке этой билетной иерархии, могли бы поведать увлекательнейшие истории.
Может, со временем и появятся фильмы и книги про ломы?

Ещё про очереди:
Мои самые-самые очереди.
Шестой посетитель первого McDonald’s в России. Это Я.

очередь, лом, театр, воспоминания, Москва, история от КЩ, студенты, МИНГ им.Губкина, СССР

Previous post Next post
Up