Отрывки из воспоминаний актера Вилена Волгина

Aug 06, 2022 09:29


(Продолжение)

Мы пошли на т.н. «актёрскую биржу», которая официально располагалась в Министерстве Культуры.

Там на Эмму «положил глаз» главреж Сталинабадского русского театра Леонид Ицков.

Он предложил Эмме 830 р. в месяц, до этого она получала 740, а мне предложил 700 р.

Эмма, проявив одну из благородных сторон своей натуры, предложила нам обоим сделать по 740р. Ицков, конечно, согласился, выдал нам хорошие «подъёмные» на переезд в далёкий Таджикистан, мы собрались и поехали.

ГЛАВА 2-я

«Сталинабад»

(ныне - Душанбе, столица Таджикистана)

Ехали на поезде 6 суток. Знакомый пейзаж за окнами постепенно сменялся новыми для нас экзотическими видами. Пустыни, редкая зелень; становилось всё жарче и к концу пути мы изнемогали от непривычной душной жары.

На остановках продавали фрукты и мы начали нашу азиатскую жизнь с умопомрачительных запахов и вкуса экзотических для нас фруктов. Приехали и попали в страну «1000 и одной ночи». Бородачи в чалмах и халатах, неизменных тысячелетиями.

Арыки, текущие вдоль тротуаров в тени деревьев, ослабляющие жару, на каждом углу - чайхана - дощатый помост, где на коврах восседают, скрестив ноги, и пьют чай из пиалы. При желании - можно за столик со стулом. Повсюду продают удивительно дешевый, сладчайший виноград большими гроздьями «дамские пальчики». Вот уж где мы его поели…

Из репродукторов льются непривычные нашему уху восточные мелодии, песни.



Вместе с тем - чтятся традиции высокой средневековой арабской и таджикско-иранской, т.е. персидской поэзии и вообще - культуры. В образованной среде в ходу имена великих классиков средневекового Востока. Прекрасный театр оперы и балета с высоким уровнем балетной школы. Солистка балета Светлана Адырхаева потом много лет была ведущей солисткой балета Большого театра. Вокруг города - новые для нас виды заснеженных вершин на фоне городской жары. Нам сняли комнату в мазанке недалеко от театра, в другой комнате жила хозяйка. Туалет во дворе, там же - кран с холодной водой и нехитрая плита для приготовления пищи.

Готовилась к постановке «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, и любвеобильный Ицков предложил Эмме роль Комиссара с намеком, и даже не с намеком, а почти прямо поставив это в зависимость от дружественного поведения Эммы по отношению к Ицкову и возможности более теплых, интимных отношений.

Бедный Ицков не знал, с кем имеет дело. Конечно, Эмма на такие условия не согласилась, имея основания на свою возможность играть эту роль, близкую ей и внутренне, и внешне. Конечно, как это, к сожалению, бывает в театрах - роль дали возрастной заслуженной артистке.

Так незаслуженно ушла прекрасная роль. Я получил роль ведущего с хорошим текстом. Потом судьба подарит мне возможность сыграть самого Вишневского в пьесе А. Штейна «У времени в плену», но это будет в 1970-м году. А пока, после «Оптимистической трагедии» театр взял пьесу «Девицы-красавицы», где на роль героя - рабочего парня Сергея Третьякова был назначен «герой-любовник» театра немолодой бывший красавец Богавер. Это была явно не его роль, и спектакль не получался. Тогда Ицков назначил на эту роль меня.



Рабочий Сергей Третьяков - актер Вилен Волгин в спектакле "Девицы-красавицы"

Это была первая на профессиональной сцене прекрасная роль героя в моей жизни. Роль была мне близка. Это так называемый «молодой социальный герой», которых, к счастью, мне повезло сыграть немало. Спектакль имел успех. А Эмма тем временем сыграла роль Джеммы в «Оводе».



Эмма в образе Джеммы из спектакля "Овод" по пьесе Этель Лилиан Войнич

Я получил роль Нила в «Мещанах» М. Горького. Роль получилась. Это тоже было мне близко. Две подряд прекрасные роли…

Между тем мы с Эммой пошли провести выходной в кафе на городском озере, популярном месте отдыха горожан. Столики стояли на помосте посреди озера, соединенном с берегом дощатым мостиком. Там мы встретили знакомых актеров таджикского театра, вместе сидели, хорошо выпили, они все наливали.

И вдруг Эмма быстро встала, проходя сзади меня, тихо сказала - «Жену пропьешь!» и быстро пошла по мостику к берегу. Я сразу поднялся, хотя и с трудом, догнал Эмму, собутыльники пытались нас остановить, но это им не удалось.

Эмма рассказывала, что ей показывали сумку, набитую пачками денег и предлагали продолжить наше застолье в ресторане в горах, это рядом. Эмма всё поняла, чем это нам грозит и в очередной раз проявила свой незаурядный характер.

********

Мы решили  иметь ребёнка, очень нами ожидаемого и желанного. Эмма забеременела и когда через некоторое время режиссёр Герр предложил ей роль Бесприданницы, ей пришлось сказать ему, что она скоро поедет рожать в Москву.

Он с горечью и разочарованием молча махнул рукой…

Эмма ещё сыграла роль Мильфорд в «Коварстве и любви» и уехала в Москву.



Эмма в роли фрау Мильфорд в спектакле по пьесе Фридриха Шиллера "Коварство и любовь"

Это был 1954 год, страна торжественно отмечала 300-летие воссоединения Украины и России.

На радио решили читать отрывки из «Переяславской Рады» Натана Рыбака. И пригласили для этого меня. Они меня охотно приглашали и раньше на передачи, считая мой голос «радиофоничным».

Во время учёбы в Киеве меня тоже неоднократно приглашали на радио. Так что наша взаимная заинтересованность, начавшаяся ещё в Киеве, продолжившаяся в Сталинабаде, потом получила продолжение во всех городах, где я работал в театре.



Актёрские работы Вилена Волгина в Сталинабадском русском драматическом театре им. Вл. Маяковского.Слева - Вилли в спектакле по пьесе Ярослава Галана "Под золотым орлом", справа - Мирек "Прага остаётся моей" по пьесе Ю. Буряковского 1953-54 гг.

Эмма, конечно, не хотела обратно в Сталинабад и мы решили искать театр поближе к Москве. Актёр Сталинабадского театра по моей просьбе написал знакомому актёру в Казанский ТЮЗ (театр юного зрителя) с рекомендацией нас, как актёров.

И вскоре я получил приглашение вместе с Эммой на работу в Казань с нового сезона.

(Продолжение следует)

Previous post Next post
Up