Музей скоростей. Чкаловск

Aug 29, 2017 21:45

Музей скоростей
Ростислав Евгеньевич Алексеев принадлежал эпохе бурного развития авиации и судостроения, периоду быстрого совершенствования техники и появления целой плеяды выдающихся конструкторов и легендарных летчиков.
С 2012 года интерактивный Музей скоростей занимает весь 2-ой этаж ДК им. В.П. Чкалова, в основу которого вошла жизнь и деятельность гения ХХ столетия Р.Е. Алексеева. Используя новые технологии, данная информация в создаваемом Музее скоростей получила новое звучание и большую привлекательность.
Время для создания музейного квартала и Музея скоростей удачно - два юбилея (2011 и 2012 гг.), касающихся сверхдальних перелетов экипажа В.П. Чкалова на о. Удд (Дальний Восток) и через Северный полюс в Америку.
Музей скоростей имеет историческую и техническую направленность.

Музей, включая прилегающую к нему мемориальную зону, образуют достаточно автономную музейную структуру с исторической экспозицией, посвященной экономике, культуре и быту Василевой слободы второй половины ХIХ - начала ХХ веков. Это музей городской по профилю и проблематике, реализующий и функцию информационного центра, то есть собирающий и предоставляющий сведения по истории улицы, отдельных зданий, включая их современное использование. Другими словами, музей как бы монополизирует информационные ресурсы прилегающей к нему исторической части города.
Сотрудники музея создали несколько экспозиционных разделов - 5 залов, в которых представлены фондовые материалы: фотографии, мебель, предметы изобразительного искусства, модели технического флота и экранопланов и мн.др. Но все же экскурс начинается с истории рода купцов Рукавишниковых, с истории Василевской слободки. В системе экспозиции каждый отдел выполняет свою собственную функцию в рамках общей задачи построения.


фото из интернета


Первый раздел - «Бурлаки на Волге». XIX век - по Волге ходило до четырех тысяч судов на лямках и парусах. Сюда, в Василеву слободу, где в затоне отстаивались суда зимой, со всех концов сходились и съезжались многие тысячи обездоленного люда в надежде наняться в бурлаки. От такого великого многолюдья богатели василевские лавочники, приказчикам был большой выбор рабочей силы, кабатчикам помогал наплыв пьющего люда, но вместе с ними богатели и церковные приходы. Сейчас представляется, что все это было так давно, аж в какие-то незапамятные времена. А ведь последние бурлаки на Волге исчезли немногим более ста лет назад, и наши деды, должно быть, еще застали их, а уж прадеды - это наверняка. Достаточно вспомнить, что в молодости был бурлаком дед великого писатели А.М. Горького. Были бурлаками и прадед и дед Вольки Чкалова. Уникальным экспонатом данного раздела стал макет затопленной части села Василева.

Карта затопленного части поселка Василева.
составитель В.П. Лукин








Швейная машинка "SINGER" (Зингер)
Год выпуска 1901 год
Исаак Зингер придумал вариант механизма, при котором игла машинки двигалась вверх-вниз, а не по кругу. Такой принцип движения используется по сей день во всех швейных машинах.










Карта Балахнинского уезда, конец XIX - начало ХХ вв.
передано главой администрации г.о.г. Чкаловск Быченковым С.А.












Центральный зал - раздел «История на дне моря. Василево-Чкаловск в истории развития судоходства на Волге». С окончанием бурлачества, по самой крупной водной артерии России чредой пошли пароходы. В 1882 году искусственным отделением Казанского округа путей сообщения были обследованы затоны на предмет их пригодности для отстоя, ремонта путейского флота и постройки казенных мастерских. На основании исследований был предложен для постройки мастерских Василевский затон. Датой основания Василевского затона и казенных мастерских следует считать 1883 год. На макетах, копийных материалах и подлинниках в зале представлена история развития Василевой слободы до момента превращения ее в город Чкаловск. Акцент сделан на проблеме участия василевцев в развитии водного транспорта, формировании казенных мастерских, а потом судоремонтного и судостроительного завода им. В.И. Ульянова (Ленина). Расширяя пространство за счет использования медийных средств, здесь представлено участие десятков и даже сотен людей в производственной и социокультурной деятельности.


на каждого бурлака, тянувшего лямку, приходилось примерно 40 кг груза. Вес мешка равен 40 кг. Вы сможете поднять?
























Второй раздел - залы «Феномен летающих судов» и «Время. Скорость. Результат» посвящен теме экранопланов и современному развитию конструкторской и производственной деятельности, то есть возрождению российского экранопланостроения, созданию гражданского экраноплана и деятельности ЗАО «Арктической торгово-транспортной компании». Здесь представлены анимационные варианты объяснений принципов, на основе которых судно движется без контакта с водой. В процессе знакомства посетители получают целостное представление о гениальном конструкторе, совершившем революцию в судостроении, создавшем судно на подводных крыльях (СПК) и судно, движущееся без контакта с водой (экраноплан), благодаря которому Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

Третий раздел - зал «Летающие люди: Ростислав Алексеев» - посвящен гениальному конструктору, создателю скоростных судов на подводных крыльях и летающих над водой экранопланов. В экспозиции представлены подлинные документы, личные вещи, печатные издания, макеты, модели, рассказывающие о личности конструктора, его работах, открытиях и изобретениях, творческих коллективах, создавших принципиально новые виды водного транспорта. Посетителям предоставляется возможность просмотра видеозаписи рассказов дочери конструктора Т.Р. Алексеевой, А.В. Иванова и др. о работе Р.Е. Алексеева, его характере, жизненных принципах, то есть активно используется медийная техника. Сотрудники музея создали медиапродукт (5-7-минутный фильм), который, в своем роде, является уникальным, так как основан на документальных хрониках.

Модель экраноплана для испытания на катапульте




















Аэротрубная модель экраноплана










Демонстрационная модель экраноплана "Амфистар"












































модель судна на воздушной подушки (подарен на 100-летний юбилей заводу им.У-Ленину)




Памятник конструктору Р.Е. Алексееву открыт в 2009 году.
Автор памятника - заслуженный художник РФ скульптор Т.Г. Холуева и архитектор А. Хвиль






























































музей, военная тематика, Нижегородская область, Чкаловск

Previous post Next post
Up