Дневник № 387
Олег Викторович Никитин
(2 июля 1944 , Бузулук - 18 мая 1998, Гуадаррама)
Жизнь вокруг памятника Сервантесу
17 мая 2016
Накануне дня Олега мы решили
пообедать в его память в Мадриде.
Выбор встречи пал на Площадь Испании,
где есть парковка, удобная для моих друзей.
И только, когда я оказалась на площади,
я поняла, как этот памятный комплекс Сервантесу
близок личности моего Олега и даже (это я осмыслила позже) ситуации этого дня.
Автор проекта архитектор и скульптор Рафаэль Мертинес Сапатеро
посвятил свою работу, в которой участвовали и другие скульпторы,
300-летию со дня опубликования 2-й части «Дон Кихота», 1615,
и 300-летию со дня смерти Сервантеса, 1616.
В этом году исполнилось уже 400 лет
Я со своим умением не обращать внимания на многие важные вещи
и, особенно, даты, совсем забыла, чему посвящен памятник.
Что монумент посвящен Сервантесу понятно и без справочной литературы,
а вот, оказывается, еще и дате смерти.
И мы по воле случая тоже сегодня вспоминаем дату Олега,
вспоминаем именно здесь.
Еще раз убеждаюсь, что то, что нам кажется случайностью и зависит от обстоятельств «не наших», в данном случае простой парковки,
оказывается совпадением, увязанным с нами.
Олег был и Дон Кихот, и Санчо Панса в одном лице.
Он витал в облаках, как Дон Кихот,
и был нередко сумасшедшим
с точки зрения обыкновенного человека,
особенно, когда речь заходила
об альте и звуке,
которые были его страстной любовью.
Но он также был и земным, как Санчо.
Он любил жизнь,
встречи с друзьями,
вино и мясо,
был веселым,
скрывал нежность грубостью языка оркестрантов,
безумно обожал учеников, но орал на них,
подобно Ивану Грозному,
с любовью и энтузиазмом сумасшедшего
он построил деревенский дом,
насадил деревьей.
И, конечно, он вырастил сына.
И еще он абсолютно все замечал, и все понимал.
Посмотрите на понимающую улыбку в его глазах на портрете.
Любое движение на лице, например, говорило ему
о состоянии души человека.
Он был очень внимателен к любым деталям во всем.
Потому на Площади Испании
я фотографировала не столько общие планы,
которые тоже есть, как же без них,
но и детали. Думаю, Олегу бы понравилось.
И в каждой детали мне виделся он.
Вокруг героев Сервантеса кипит туристическая жизнь.
Все фотографируются (я тоже), и людские персонажи не только не мешают созерцать, а придают всему театральный характер,
где и застывшие герои Сервантеса, и мельтешащие фигуры живых составляют единое театральное действо на фоне пруда, деревьев и высотных домов.
В этот день в нем участвовали также и живые лошади.
Здания статисты.
Герои, которых я показывала крупным планом,
кажутся маленькими по сравнению с творцом Сервантесом,
сидящем в кресле над ними.
В фонтанах правили женщины.
Некоторые рубенсовскими и кустодиевскими формами
на кого-то явно намекали.
На травке загорали. Мужчина очень походил на Олега, двойник.
Удивительно!
За обедом вспоминали, беседовали. Ели и пили.
Все это Олег бы одобрил.
Мы не грустили, мы вспоминали Олега с улыбкой.
Он невидимо присутствовал и влиял на беседу.
Где-то неподалеку мелькала и тень Олиного Саши,
его друга, видимо, не только на земле.
18 мая 2016
Утром воспоминания печального дня ровно 18 лет назад
ожили и соединились со вчерашним днем.
Последние секунды жизни,
перед тем, как потерять сознание и опуститься на этот диван,
оставшийся только на фотографии,
Олег стоял у окна и смотрел на Гуадарраму,
упомянутую Сервантесом в «Дон Кихоте».