Владимир Дяденистов: душа и море

Sep 06, 2013 00:18

Петербург - город морской. Порты, верфи, все здесь живет и дышит, продолжаясь с петровских времен. Но Петербург и творческий, артистический, глубоко духовный  город.
Владимир Дяденистов - истинно петербургский артист, выросший в Мурманске, и заслуженный артист России, не имеющий актерского образования. Море, кажется, следует за ним всю жизнь: родился и вырос на берегу Белого моря, в юности служил на флоте, а уже в Петербурге выступал в ансамбле «Волна»…

Перед интервью он надевает очки и поясняет: «Чтобы лучше Вас слышать», а о своих ролях и достижениях говорит, тихо улыбаясь: «Все с Божьей помощью».
В переменах, во взлетах и падениях своей жизни он усматривает перст судьбы, или иначе - Божью волю. И, слушая его рассказ о самом себе, о его творчестве и о Санкт-Петербургском театре «Рок-опера», в котором он играет уже больше двадцати лет, очень трудно с ним не согласиться…
Голос и любовь к пению достались ему от матери, которая, как он рассказывает, могла петь даже шепотом - тихо-тихо, но так, что все заслушивались.
Как у человека, не имеющего актерского образования, но при этом ставшего заслуженным артистом России, у Владимира есть свой способ вхождения в образ - проживание жизни и чувств своего героя. Сам он называет это работой «на чистом топливе».
Он пытается найти положительные черты в любом персонаже, его особую правду. Ведь, согласитесь, трудно найти настоящего злодея, который осознавал бы себя таковым. Любой человек - как реальный, так и вымышленный - будет считать себя правым в своем выборе, будет считать себя если не добрым, то, во всяком случае, хорошим. Эту «хорошесть», хотя бы ее крупицы, и надо найти в персонаже, чтобы передать его личность.
Хотя он признается, что играть отрицательных персонажей ему не нравится - не хочет он вживаться в их шкуру и, тем более, входить в их положение. Да их, по большому счету, у него почти и не было, за исключением негодяя Альфонса из рок-оперы «Корабль дураков» или же еще одного «очень хорошего злодея» - скорее забавного, чем злого - Тощего цыпленка из спектакля «Гадкий утенок».
Сложная, неоднозначная роль Степана Разина далась Владимиру непросто: изучив своего персонажа, вжившись в него, он вдруг заметил, что стал в обычной жизни вести себя резче, эмоциональнее.
Его прочие образы в театре Рок-опера - Орфей («Орфей и Эвридика» А. Журбина), брат Лоренцо («Ромео и Джульетта» В. Калле), Звонарь - «душа графа Резанова» («Юнона» и «Авось» А. Рыбникова), даже вышеупомянутый сэр Джон («Кентервильское привидение» В. Калле) - все так или иначе не от мира сего. Каждый - это ступенька, ниточка паутинки, тянущаяся к нам из иного, тонкого мира.
Но, конечно же, самая главная его роль, сложная для любого артиста, это роль Христа в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» композитора Эндрю Ллойда Уэббера («Призрак Оперы», «Кошки»). Следует отметить, что эта опера в петербургском театре идет в несколько необычном и неканоничном (по сравнению с прочими постановками) варианте. Спектакль не кончается распятием - следом идут мучительный Страшный Суд и светлое, до слез пронзительное Воскресение. Сам текст либретто и в русскоязычном варианте максимально приближен к самому подробному, самому литературному из Евангелий - от Иоанна.
Но, несмотря на все это, находятся противники постановки. И это не фанаты первоначальной версии спектакля и даже не представители церкви (которые, к слову, часто выступают в поддержку спектакля) - это крайне впечатлительные активисты, считающие себя православными и глубоко верующими людьми. Им «Иисус Христос - суперзвезда» кажется оскорблением их религиозных чувств и «американским шоу». Они отказываются понять даже тот факт, что сэр Ллойд Уэббер - британец.
В 1990 году Владимир стал первым в России исполнителем роли Христа в мюзикле «Иисус Христос - суперзвезда», и с этой роли начался его личный путь к вере, к принятию православия. Крещение он принял, когда ему исполнилось тридцать три года…
Зачастую люди идут на «Иисус Христос - суперзвезда» именно потому, что Христа играет Владимир Дяденистов. И дело не только во внешнем сходстве артиста и героя, и не в его удивительном тембре голоса - дело в том, что он вкладывает в эту роль. А вкладывается Владимир в нее полностью, каждый раз искренне проживая, заново осмысливая, - и старается передать зрителям глубокую духовность и смысл евангельской истории.
Известно, что люди приходили к вере после просмотра именно этой постановки рок-оперы. Среди них есть и те, кто шел на приманку в виде приставки «рок», и просто случайные зрители.
Владимир называет этот безусловно значимый для себя спектакль «шажком к вере». Люди глубоко верующие, воцерковленные, объясняет он, вряд ли пойдут смотреть рок-оперу об Иисусе Христе. Но те, кто с Евангелием не знаком (а ведь попадаются и такие, для кого поцелуй Иуды является неожиданным сюжетным поворотом) могут, глядя на сцену, впервые задуматься о смысле христианской веры.
Звание заслуженного артиста России Владимир получил в 2010 году. Но радость оказалась омрачена огромной долей горькой иронии из-за печального события.
Именно в 2010 году театр «Рок-опера», по выражению Владимира, его любимый корабль, «дал крен» - был снят с государственного финансирования. Такая судьба постигла и некоторые другие петербургские театры. Какие-то из них сразу пошли ко дну, какие-то пытаются держаться - в основном, конечно, на энтузиазме их администрации и актерской труппы.
Сейчас театр работает в режиме антрепризы, с минимальными декорациями скитается по площадкам Петербурга, не имея даже собственного звукового или светового оборудования, в основном выступая в различных ДК. Недавно театру запретили ставить одну из самых важных постановок, одну из его визитных карточек - спектакль «Юнона» и «Авось». При чем запретил сам создатель рок-оперы, композитор Алексей Рыбников, который решил, наконец, сделать собственную постановку оперы в своем театре. Отчего-то мэтра не устроила конкуренция в виде маленького петербургского театра.
Владимир очень сожалеет о том, что этот спектакль снят - в его глазах эта история не менее духовна, чем рассказанная в «Иисусе». В чем-то более сложная, но, истинно русская. К тому же именно в «Юноне…» он сыграл свои первые роли в театре «Рок-опера»: вначале это был жених Кончиты Федерико, а затем Звонарь - воплощение души графа Резанова. Роль Звонаря здесь уникальна дважды: во-первых, она не встречается в других постановках оперы, а во-вторых, изначально она была пластической, без слов, и только когда ее стал играть Владимир Дяденистов, душа Резанова запела прекрасным тенором.
В 2012 году Владимир решился выступать с сольными концертами. Программа называется «Бескрайнее море во мне…». И это не просто дань морской тематике, тому настоящему северному морю, которое было рядом и вдохновляло Владимира в пору его юности. Море - это образ, вполне отражающий человеческую личность и личность артиста прежде всего: когда за кажущимся спокойствием, безмятежностью, скрывается невообразимая глубина с целым миром, со своими горами и темными впадинами, со своими подводными течениями…
Вместе с Владимиром над этим проектом работает целая команда. Это и арт-директор Ксения Зуден - по образованию она профессиональная певица и исполняет в программе концерта дуэты в паре с Владимиром и сольные номера - и Кирилл Смирнов, солист театра «Рок-опера», участвующий и как исполнитель, и как аранжировщик, целиком обеспечивающий музыкальное сопровождение. Особо стоит отметить также и вклад Александра Осокина, администратора официального сайта Владимира Дяденистова, и стилиста Анны Ефимовой.
Программа постоянно дополняется, расширяется, регулярно появляются и приглашенные гости, такие как: поэтесса Наталья Дроздова, поэтесса Ольга Гарьянова, солист ВИА «Калинка» Владимир Снопковский.
Пока все проходит в достаточно камерной обстановке - в арт-кафе. Размер аудитории, конечно же, не сравнить со зрительным залом театра или ДК, но есть в этом и безусловный плюс: зрители и артист видят друг друга, идет более отчетливый обмен эмоциями.
В программе концерта есть и эстрадные песни, и авторские, в том числе, написанные самим Владимиром, и романсы, и, разумеется, арии и номера из мюзиклов и рок-опер. Центральным номером концерта является ария Христа - моление о чаше в Гефсиманском саду. Ее Владимир поет в хитоне, в котором играет Христа на сцене. По словам поэтессы Аллы Зиневич, ей в эти мгновения «на руках актера… чудился настоящий песок Палестины».
В дальнейшем Владимир планирует выступить со своей сольной программой в Москве - это один из реальных планов на ближайшее время. Но еще он лелеет мечту приехать с концертом в родной поселок Мурмаши в Мурманской области.
Помимо нарастающей популярности и возможности по-настоящему работать, создавать, сольные концерты дают артисту возможность обратиться к людям в зрительном зале напрямую, не через идею, заложенную в сюжете спектакля. Здесь он, как артист, сам решает, что и как будет сказано.
Такое личное, глубоко искреннее обращение к зрителю свойственно творчеству Владимира. Каждый раз, выходя на сцену, он старается донести до зрителей какую-то мысль, послание, а также поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Этим, как он считает, настоящее искусство и отличается от массового, от «попсы». Если последнее рассчитано на всех и ни на кого в частности (некий духовный общепит), то искусство истинное стремится найти подход к конкретной человеческой личности. Пусть даже это будет один-единственный человек из всего зрительного зала - но если именно он поймет, именно он прочувствует, значит, все игралось и проживалось не зря…
Такое начало личного диалога со зрителем, естественно, породило желание поиска новых форм этого диалога.
Первой ласточкой стал документальный фильм о Владимире «Звонарь. Свет паутинки» (реж. Максим Шапка). Далее планируются съемки уже художественного короткометражного фильма, съемки клипа и постановка очень необычного драматического спектакля.
Кто знает, может быть, совсем скоро нам представится возможность увидеть Владимира Дяденистова в совершенно неожиданном образе…
Любовь Паршина
Previous post
Up