Два дня подряд в Учебном театре на Моховой шел спектакль «Рок-оперы» «Ромео и Джульетта». Про вчерашний напишу отдельно, но чуть позже.
Сегодняшний спектакль излучал какую-то особенную энергетику, подчиняющую себе зал. Происходящее на сцене захватило публику уже с пролога и не отпускало до финала.
Смотреть разные составы подряд - очень увлекательное занятие для ценителей. А поскольку я ценитель, то получила огромное удовольствие, потому что сегодняшний спектакль ничем не напоминал вчерашний. Артисты «Рок-оперы» владеют главнейшим секретом игры - искусством подлинного, экспромтного взаимодействия с партнерами - и за счет этого умения практически каждый спектакль превращают в праздник как для гурманов вроде меня, так и для новых зрителей.
Заглавные роли сегодня играли Иван Васильев и Виктория Барканова.
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q0qgy/s640x480)
Иван Васильев, казалось бы, давно отточивший роль Ромео, продолжает совершенствоваться. Я уже целый год наблюдаю за Ваней и вижу, что он постоянно растет, буквально день ото дня; сегодняшняя его игра, к примеру, впечатляла даже сильнее, чем вчерашняя. Коронное ариозо «Когда я вправе доверяться сну...» и финальная ария звучали безупречно, а сцена на балконе стала апофеозом артистизма. Его Ромео и юн, и чист, и одновременно достаточно зрел
Мне хотелось бы львиную долю отзыва посвятить Виктории Баркановой. В последний раз я видела ее в этой роли весной и не ожидала, что эта Джульетта так изменится за прошедшее время. Игра Баркановой стала намного тоньше: Вика ищет новые краски, экспериментирует с мизансценами, закрепляет удачи. Теперь, например, она намного более плавно изображает взросление Джульетты: девчонка, вчера лазавшая по деревьям с мальчишками, внезапно, в минуту знакомства с Ромео на балу, ощущает в себе пробуждающуюся нежность. «Ты любишь ли меня?» - спрашивает она в сцене на балконе, и в полудетском тембре впервые сверкает женственная интонация. Викина Джульетта открыта, она предпочитает взрыв эмоций - никакой потаенности! В сцене с Лоренцо Джульетта изумительно решительна: здесь, в этой точке, детство бесповоротно закончилось. Лоренцо теперь не друг, не духовник - только орудие; и даже если он не найдет выход - Джульетта отыщет его сама. И для финала, для пробуждения Джульетты в склепе, Барканова нашла стопроцентно верный ключ: на ее лице, в ее голосе - ни тени подозрения: «Мой супруг? Ромео! Спит?» Джульетта безумно рада видеть Ромео, она даже не обращает внимания на то, что проснулась в склепе, и вдруг - кровь стынет в жилах: «Но вот кинжал, по счастью. Всё!» Словом, самой сильной стороной Баркановой на сегодняшний день я бы назвала очень оригинальный, очень необычный для трактовки роли Джульетты прием - резкие перепады настроения, резкая смена интонаций, контрасты, контрасты, контрасты.
Наконец-то мне довелось увидеть Анастасию Яковенко и Наталию Журбу в ролях парок одновременно! Пожалуй, этот дуэт можно назвать самым напряженным, самым страстным, самым трагическим. Журба, пронзавшая зал огромными подведенными глазами, была откровенно опасна, Яковенко - потрясающе пластична и, пожалуй, не менее опасна.
Парки (Анастасия Яковенко и Наталия Журба)
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q1xbz/s640x480)
Невообразимо хорош был Меркуцио в исполнении Вячеслава Ногина. Меркуцио - одна из ярчайших творческих удач Ногина, добротная, стильная, выгодная роль, но артист не прекращает работу над ней: вчера по-особенному была сделана смерть Меркуцио, сегодня - песня о королеве Маб. Кроме всего прочего, Ногин никогда не стоит на сцене без дела. Если зритель внимателен и следит за всем происходящим, то может легко уловить, например, флирт Меркуцио с дамой на балу (Татьяна Ворончихина) и многие другие штрихи.
Я давно заметила, что партнерство Ногина и Светланы Муратовой, как правило, бывает очень удачным, и сегодняшняя «Маб» это подтвердила - горожанка ничуть не уступала Меркуцио.
Горожанка и Меркуцио (Светлана Муратова и Вячеслав Ногин)
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q23ks/s640x480)
Едва ли не более счастливо сложился ансамбль Тибальт - горожане (Роман Никитин, Александр Кашапов, Анна Позднякова). Нельзя было не восхититься умением Поздняковой сделать из любой эпизодической роли маленький шедевр. А Никитин был так дьявольски хорош на протяжении всего спектакля, что даже писать о нем трудно. Пылкий, забавный, славный, в общем-то, Тибальт - двойник-антипод Меркуцио.
Горожанка и Тибальт (Анна Позднякова и Роман Никитин)
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q3fey/s640x480)
Александр Кашапов закрепил вчерашний успех в роли послушника. Нельзя не отметить, что с вводом Кашапова линия отношений между братом Лоренцо и послушником приобрела новые оттенки. В общем, это стоит посмотреть.
Брат Лоренцо (з.а. России Владимир Дяденистов) и послушник (Александр Кашапов)
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q4dw4/s640x480)
Чистейшее удовольствие я получила, глядя на синьоров Капулетти (з.а. России Александр Трофимов и з.а. России Наталья Улейская), синьора Монтекки (з.а. России Александр Кавин) и кормилицу (Алла Кожевникова). Корифеи театра работают высокопрофессионально, играют естественно и искренне, поют на прекрасном уровне.
Джульетта (Виктория Барканова) и синьора Капулетти (з.а. России Наталья Улейская)
![](http://pics.livejournal.com/ksenia_suden/pic/000q5qy1/s640x480)
Поражали князь Вероны (з.а. России Богдан Вивчаровский) и брат Лоренцо (з.а. России Владимир Дяденистов). Вивчаровский - трагизмом, ключ к которому кроется в содержании пьесы: Меркуцио - его родственник, поэтому вражда семейств не только волнует его как представителя власти, но и затрагивает лично. И Ромео он где-то понимает и не стремится, в сущности, его изгнать, но не видит другого выхода для прекращения убийств. О Дяденистове в роли Лоренцо я писала столько раз, что ограничусь замечанием об интересном нюансе в сцене венчания - впервые, кажется, Лоренцо не был уверен в правильности этого шага - и о превосходно сыгранном финале: Лоренцо посылает проклятия небу и вдруг понимает, что во всем, даже в таком исходе, есть свой смысл. Но тут же (не знаю, экспромт это был или нет) одна из парок (Наталия Журба) вернула его к действительности, напомнив о том, что нескоро ему удастся забыть о своей вине.
Спасибо композитору - з.а. России Владимиру Калле - за эту музыку. Спасибо режиссеру-постановщику - з.д.и. России Владимиру Подгородинскому. Всем тем, без кого этого спектакля бы не было.
* Фото Марии Ковалевой