Проверка отдельных вопросов исполнения бюджета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, муниципального района «Могочинский район».
Проверяемый период: с 01.01.2015 по 31.12.2016.
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ленинградская ул., д.15 а , Чита, 672000
Тел./факс (3022) 26-62-32, info@kspzab.ru
ОКПО 88153208, ОГРН 1097536004213, ИНН/КПП 7536102529/753601001
ОТЧЕТ
по результатам проведения совместного контрольного мероприятия
Наименование (тема) контрольного мероприятия: Проверка отдельных вопросов исполнения бюджета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, муниципального района «Могочинский район».
Проверяемый период: с 01.01.2015 по 31.12.2016.
Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Забайкальского края «О Контрольно-счётной палате Забайкальского края» от 02.11.2011 №579-ЗЗК, План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётной палаты Забайкальского края на 2017 год, План работы Контрольно-счётной комиссии муниципального района «Могочинский район» на 2017 год.
Перечень проверенных органов или организаций:
Администрация муниципального района «Могочинский район», городское поселение «Могочинское», городское поселение «Амазарское», сельское поселение «Сбегинское».
Должностные лица Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, принимавшие участие в проведении контрольного мероприятия: аудиторы Белоус Д.В., Аюшиева Н.Б., Замешаев С.М., Егоров А.И., главный инспектор Бебякина Л.Н., главный инспектор Хан С.Ю., ведущий инспектор Власьевский А.А., инспектор Гарифанов Д.А.
Должностные лица Контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район», принимавшие участие в проведении контрольного мероприятия: председатель Контрольно-счетной комиссии Марченко В.В., инспектор Шешера Л.А.
Срок проведения основного этапа контрольного мероприятия: с 23.01.2017 по 17.03.2017.
Реквизиты актов, составленных по результатам контрольного мероприятия: №01-17/КФ-А-КСП от 17.03.2017, №01/1-17/КФ-А-КСП от 16.03.2017, №01/2-17/КФ-А-КСП от 16.03.2017, №01/3-17/КФ-А-КСП от 15.03.2017.
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:
1. Доходы бюджета муниципального района за три отчетных года имеют положительную динамику. Общий объем доходов в 2016 году составил 552 298,8 тыс. рублей, что на 3,2 % выше уровня 2015 года, и на 3,9 % выше уровня 2014 года.
Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме поступлений имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2014 году она составила 28,1 %, в 2015 году - 31,0%, в 2016 году - 37,7 %. Основную долю собственных доходов бюджета занимают налог на доходы физических лиц и налог на добычу полезных ископаемых:
Доля и абсолютная величина безвозмездных поступлений в течение трех лет сокращались. Так, в 2014 году безвозмездные поступления составляли 71,9 % от доходов бюджета, в 2015 году - 69,0 %, в 2016 году - 62,3 %. Объем безвозмездных поступлений в 2016 году составил 343 881,1 тыс. рублей, что на 6,9 % меньше, чем в 2015 году, и на 9,9 % меньше, чем в 2014 году.
Структура безвозмездных поступлений в 2016 году имеет следующий вид:
- 8,1 % - дотации;
- 17,9 % - субсидии;
- 72,8 % - субвенции;
- 1,2 % иные межбюджетные трансферты;
Указанные виды безвозмездных поступлений в течение 2014-2016 годов в целом имеют тенденцию к снижению, за исключением дотаций, прирост которых составил 33,9 % к уровню 2015 года и 58,8 % к уровню 2014 года.
В муниципальном районе в 2015-2016 годах соблюдались установленные Правительством Забайкальского края нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, в 2015 году при нормативе 17,9% фактическое значение этого показателя составило 14,3 %, в 2016 году - 12,4 % при нормативе - 15,3 %. При этом, в нарушение требований пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса в муниципальном районе превышены установленные Правительством Забайкальского края нормативы формирования расходов на оплату труда Главы муниципального района и председателя Совета муниципального района - на 188,47 тыс. рублей в 2015 году и на 275,65 тыс. рублей в 2016 году.
Проверкой реестра расходных обязательств муниципального района на 2015 и 2016 годы фактов установления и исполнения обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения муниципального района, не установлено.
Следует отметить, что в течение 2015-2016 годов муниципальным районом не выполнялись условия соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, заключенных с Минфином Забайкальского края. Соглашениями были предусмотрены обязательства муниципального района по направлению на оплату труда не менее 45 % налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2015 году фактическое значение этого показателя составило 41 %, в 2016 году - 39,5 %. Также не выполнено обязательство по снижению объема просроченной кредиторской задолженности, фактически в течение двух лет наблюдается её рост. По состоянию на 01.01.2017 общий объём просроченной кредиторской задолженности составил 17 128,9 тыс. рублей при её отсутствии на начало 2015 года.
2. Общий объем расходов бюджета муниципального района в 2016 году составил 545 625,3 тыс. рублей, что на 1,2 % выше уровня 2015 года, и на 0,9 % выше уровня 2014 года. Структура расходов не претерпела значительных изменений, основную долю расходов в 2016 году составили расходы на образование - 69,5 %, жилищно-коммунальное хозяйство - 9,9 %.
Кассовое исполнение расходов по разделам бюджета характеризуется достаточно высокими показателями (от 90 до 100 % от планируемых расходов), за исключением расходов на дорожное хозяйство (в 2015 году - 66,3 %, в 2016 году - 73,2 %).
3. В 2015 году бюджет муниципального района исполнен с дефицитом в сумме 2 081,5 тыс. рублей, в 2016 году с профицитом в сумме 8 673,5 тыс. рублей. Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2017 составил 600,0 тыс. рублей. В течение 2015-2016 годов объем долговых обязательств уменьшился на 1 498,2 тыс. рублей, или в 3,5 раза.
4. В ходе анализа нормативной базы муниципального района, в том числе регулирующей вопросы бюджетных правоотношений, установлен ряд недостатков и нарушений:
- действующая редакция Устава муниципального района не учитывает изменений, внесенных в перечень вопросов местного значения муниципального района и прав органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (статьи 15, 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
- финансовым органом муниципального района не утверждена методика и порядок по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ);
- администрацией муниципального района не принят порядок составления бюджета муниципального района (пункт 2 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ);
- положение о бюджетном процессе имеет противоречия в части внесения изменений в бюджет района, а также не соответствует положениям Бюджетного кодекса РФ в части установленных сроков внесения проекта бюджета в представительный орган муниципального образования.
- администрацией муниципального района не принят порядок определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (пункт 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ);
- администрацией муниципального района нормативно не урегулированы и не реализованы полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями 13 и 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части:
- установления нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- установления стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- определение размера возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
- выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.
5. Проверкой расходов бюджета муниципального района, в том числе за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета края, установлен ряд нарушений:
5.1. В период проведения проверки, с 10 февраля 2017 года УФК по Забайкальскому краю были приостановлены операции по лицевым счетам администрации муниципального района в связи с судебным решением о взыскании с администрации муниципального района 14 225,5 тыс. рублей. По причине приостановки операций по лицевым счетам администрации муниципального района нарушены законные права 98 граждан на своевременное получение социальных выплат (в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними), общая сумма невыплаченных на момент проверки денежных средств составила 762,9 тыс. рублей. (выплаты за февраль 2017 года). Заработная плата работникам администрации выплачивается только на основании судебных приказов.
Проверкой установлено, что причиной сложившейся ситуации оказались незаконные действия администрации муниципального района, связанные с закупкой в 2014 году услуг по проектированию школы в г.Могоча. Так, в нарушение требований законодательства о контрактной системе, администрацией муниципального района без применения конкурентных способов определения исполнителей заключен договор с ООО «Бизнес-Индустрия» на выполнение проектных работ стоимостью 12 100,0 тыс. рублей. При этом, данная организация не имеет допуска к работам по подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору превышает 5 000,0 тыс. рублей. Кроме того, администрацией был получен отказ на использование под строительство школы земельного участка от его предыдущего собственника - ОАО «РЖД». Фактически, разработку проекта осуществляла привлеченная ООО «Бизнес-Индустрия» организация, имеющая необходимый допуск - ООО «Энергопроект», договорная стоимость услуг которой составляла 8 000,0 тыс. рублей. Следует отметить, что в этот же период времени ООО «Энергопроект», наряду с ООО «Бизнес-Индустрия», направила в администрацию муниципального района коммерческое предложение, где предлагало выполнить проектирование за 26 200,0 тыс. рублей. Это предложение было использовано администрацией для обоснования цены договора, заключенного с ООО «Бизнес-Индустрия», предложившим цену в 12 100,0 тыс. рублей. Указанные факты с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии согласованных действий между указанными коммерческими структурами. Схематично, рассматриваемая закупка выглядит следующим образом:
Кроме того, ОАО «ЗабайкалТИСИЗ» по договору с администрацией муниципального района были выполнены комплексные инженерные изыскания на объекте «Школа в г.Могоча» стоимостью 2 412,6 тыс. рублей, из которых оплачено 723,8 тыс. рублей. Кредиторская задолженность администрации на момент проверки составляет 1 588,8 тыс. рублей.
В связи с тем, что администрация муниципального района не оплатила услуги по разработке проекта, Арбитражным судом Забайкальского края, по иску ООО «Бизнес-Индустрия», вынесено решение о взыскании с администрации муниципального района 14 225,5 тыс. рублей (с учетом неустойки).
В настоящее время, приобретенная администрацией муниципального района проектная документация и результаты инженерных изысканий, не использованы и не планируются к использованию по следующим причинам:
- отсутствует положительное заключение государственной экспертизы;
- проект и изыскания выполнены в отношении земельного участка, размещение объекта на котором невозможно;
- в 2016 году объект «Школа - детский сад в г. Могоча» включен в перечень объектов капитального строительства государственной собственности Забайкальского края, в которые осуществляются бюджетные инвестиции за счет средств бюджета края. ГКУ «Служба единого заказчика» по итогам проведенных торгов заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации объекта «Школа - детский сад в г. Могоча». Стоимость работ по контракту, включая инженерные изыскания, проведение государственной экспертизы, составляет 5 009,1 тыс. рублей.
5.2. При проверке использования субсидий на реализацию мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры установлено:
- администрацией городского поселения «Амазарское» в 2015 году допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 1 639,2 тыс. рублей (в том числе средства бюджета края в сумме 1 402,9 тыс. рублей). Приобретенный администрацией поселения в 2015 году котел и дополнительное оборудование на момент выездной проверки не подключен к системе отопления и не используются;
- администрацией сельского поселения «Сбегинское» в 2015-2016 годах допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 4 538,7 тыс. рублей (в том числе средства бюджета края в сумме 4 511,8 тыс. рублей) в связи с направлением субсидий, предназначенных для монтажа котла и котельного оборудования, на погашение кредиторской задолженности, возникшей в 2012-2013 годах за прокладку и изменение прокладки теплотрассы.
5.3. В ходе проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за счет средств субвенции из бюджета края на финансовое обеспечение образовательной деятельности содержались работники общеобразовательных учреждений, занятые обслуживанием здания (рабочие по обслуживанию здания, сторожа), т.е. выполняющие функции, не связанные с образовательным процессом. Расчетный объем фактических расходов за счет субвенции из бюджета края, произведенных в 2016 году на оплату труда персонала, занятого обслуживанием зданий, составляет 5 920,1 тыс. рублей.
5.4. При проверке использования средств субсидий, предоставленных из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района на софинансирование бюджетных инвестиций в объект «Строительство 48-квартирного жилого дома в пгт. Амазар», установлен факт необоснованной выплаты администрацией городского поселения «Амазарское» подрядчику 93,04 тыс. рублей.
5.5. При проверке использования средств муниципального дорожного фонда установлены следующие нарушения:
5.5.1. Положение о муниципальном дорожном фонде муниципального района «Могочинский район», утвержденное решением Совета муниципального района от 28.11.2014 № 175, противоречит положениям статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ, в части не направления неиспользованных остатков 2014 года на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда. В результате, в нарушение статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ, на момент проверки, не направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году неиспользованные остатки 2014 года в общей сумме 3 768,5 тыс. руб.
5.5.2. В нарушение Ведомственных строительных норм (ВСН 1-83) «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1982, не проведена паспортизация 3 автомобильных дорог общего пользования местного значения. Кроме того, в отношении этих дорог, в нарушение статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не произведена государственная регистрация прав.
5.5.3. Общая протяжённость автомобильных дорог местного значения фактически меньше на 4,438 км, чем указано в утверждённом перечне автомобильных дорог муниципального района.
5.5.4. В нарушение статьи 14 Федерального закона № 257-ФЗ, пункта 3 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 № 150, Администрацией муниципального района не проводится оценка технического и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, их соответствия требованиям технических регламентов.
5.5.5. На основании распоряжения Департамента имущества Забайкальского края от 24.02.2015 № 1249/р, в собственность муниципального района была передана автодорога Ксеньевка - Итака, в том числе мост через р. Черный Урюм. При приемке объекта, комиссией администрации муниципального района проведено обследование моста, в ходе было установлено, что мост находится в аварийном состоянии и требуется капитальный ремонт мостового сооружения.
В дальнейшем, Администрацией муниципального района были проведены торги, по результатам которых заключен муниципальный контракт № 4 от 12.05.2015 с ООО «Гигант» на выполнение работ по ремонту моста через р. Черный Урюм. Цена контракта составила 6 745,3 тыс. рублей.
Спустя один день с момента заключения контракта, в ночь с 14 на 15 мая 2015 года в результате поджога и возникшего пожара мост был полностью поврежден. Администрация муниципального района направила заявление в МО МВД РФ «Могочинский» с просьбой возбудить уголовное дело по факту пожара, установить виновных лиц и привлечь их к уголовной ответственности. Однако, в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с тем, что, по мнению следователя СО МО МВД РФ «Могочинский», рассчитать ущерб в результате возгорания вышеуказанного моста не представляется возможным. Схематично, хронология событий выглядит следующим образом:
В целях ликвидации чрезвычайной ситуации, по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, администрацией муниципального района, без проведения торгов, был заключен муниципальный контракт № 6 от 09.06.2015 на восстановление моста с единственным подрядчиком ООО «Восточная геологоразведочная экспедиция (ГРЭ)». При этом, по мнению Контрольно-счётной палаты, предметом муниципального контракта должно было являться строительство моста, поскольку фактически, исходя из содержания актов приемки выполненных работ, ООО «Восточное ГРЭ» построило новый мост. Вследствие этого, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ разработка проектной документации и инженерные изыскания в отношении объекта строительства не осуществлялись, что делает невозможным ввод моста в эксплуатацию. В дальнейшем, по иску Межрайонной прокуратуры Могочинского района Забайкальский краевой суд обязал администрацию муниципального района провести строительную экспертизу моста в срок до 01.07.2017 в целях установления его безопасности для эксплуатации, соблюдения строительных норм и правил при возведении объекта. На момент проверки такая экспертиза не проведена.
Стоимость работ по контракту с ООО «Восточное ГРЭ», с учетом дополнительного соглашения, составила 14 070,5 тыс. рублей. Согласно подписанным заказчиком актам приемки, работы выполнены в полном объеме. Оплата работ также произведена в полном объеме, в том числе 12 791,3 тыс. рублей за счет субсидии из бюджета края и 1 279,1 тыс. рублей за счет собственных доходов дорожного фонда муниципального района.
В ходе проверки, специалистом Контрольно-счетной палаты и представителями администрации муниципального района проведено обследование моста (визуальный осмотр, замеры, фотографирование), в результате которого установлен ряд несоответствий между фактически выполненными работами (материалами) и указанными в актах приемки работами (материалами). В связи с чем, Контрольно-счетной палатой для проведения строительно-технической экспертизы привлечена экспертная организация - негосударственное учреждение «Центр экспертизы и сертификации» Торгово-промышленной палаты Забайкальского края». Согласно экспертному заключению №107-00-009 от 17.03.2017 общая стоимость указанных в актах приемки и оплаченных работ, которые фактически не выполнялись подрядчиком, составляет 4 220,5 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе экспертизы подтвержден вывод о том, что фактически подрядчиком осуществлялось строительство нового моста при отсутствии проектной документации. Также, при строительстве допущен ряд нарушений требований строительных норм и правил, что оказывает влияние на безопасность фактически эксплуатируемого в настоящее время объекта. В ходе экспертизы эксперту не было представлено свидетельство о допуске ООО «Восточная ГРЭ» к выполнению строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (строительство мостов, эстакад и путепроводов).
5.6. При проверке использования средств на содержание администрации муниципального района установлено следующее:
5.6.1. В проверяемом периоде, в соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края от 16.05.2014 № 252-р (содержащим соответствующие рекомендации органам местного самоуправления) в муниципальном районе осуществлено повышение на 10 % должностных окладов выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также лиц, замещающих должности муниципальной службы. Однако, в нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» решение об индексации принято администрацией муниципального района (постановление от 29.01.2015 № 51) при том, что в соответствии с вышеуказанным федеральным законом размеры должностных окладов устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.
5.6.2. В 2015 году на основании распоряжения главы муниципального района №53-к от 14.07.2015 главе муниципального района Плюхину Д.В. при стаже замещения муниципальной должности менее 10 лет, произведена выплата компенсации в размере 18,0 тыс. рублей. В то же время, размер денежной компенсации при стаже менее 10 лет, установленный Положением о порядке выплаты денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, утвержденным решением Совета муниципального района от 27.12.2011 №218, составляет 8,0 тыс. рублей. Таким образом, неправомерно выплачено 10,0 тыс. рублей.
5.7. Установлен случай нарушения администрацией муниципального района антимонопольных требований к торгам. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается участие работников заказчиков в торгах. Однако, в 2014 году к участию в аукционе на приобретение жилого дома и земельного участка, неправомерно допущен Владимиров В.Ф., который на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе и заключения контракта, замещал должность муниципальной службы в администрации муниципального района «Могочинский район» (помощник главы по ГО и ЧС), т.е. являлся работником заказчика, с которым в дальнейшем заключен муниципальный контракт.
6. При проверке вопросов управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установлено, что деятельность администрации муниципального района по управлению муниципальным имуществом в целом характеризуется неудовлетворительно.
6.1. Начисление арендной платы за сданное в аренду муниципальное имущество не осуществляется, задолженность или переплата на отчетные даты не выводятся, что делает невозможным осуществление контроля за своевременностью и полнотой уплаты арендаторами арендной платы.
Пени за несвоевременную уплату арендной платы не начисляются, и не предъявляются арендаторам для уплаты. Так, рассчитанный в ходе проверки размер пени за 2015-2016 годы составляет 94,1 тыс. рублей.
Администрацией муниципального района не предъявляются арендаторам к возмещению коммунальные и эксплуатационные расходы, что привело к потерям бюджета в сумме не менее 227,4 тыс. рублей за период 2015-2016 годов.
6.2. Выявлен случай передачи в 2015 году администрацией нежилых помещений предпринимателю по договору хранения, т.е. без взимания платы. В то время как, фактически, эти помещения используются предпринимателем под склад для хранения товара. В результате, потери бюджета муниципального района в 2015-2016 годах составили 272,6 тыс. рублей.
6.3. В договоре аренды нежилых помещений от 01.01.2013 с ИП Любимовой М.Ю. занижена площадь фактически арендуемого имущества, в результате чего, потери бюджета за период с 01.01.2013 по 30.04.2016 составили 246,8 тыс. рублей;
6.4. На принадлежащем муниципальному району земельным участке площадью 2 066 кв.м., расположенном по адресу г. Могоча ул. Шулешко 12 администрацией муниципального района организовано размещение городского рынка. В ходе проверки установлено, что эксплуатация нестационарных торговых мест осуществляется в нарушение требований действующего законодательства, без наличия схемы размещения объектов, без заключения договоров аренды части земельных участков, их количество и границы не определены.
Плата с физических лиц за пользование нестационарными торговыми местами взимается без оформления договоров. Главой муниципального района заключен договор возмездного оказания услуг с физическим лицом (в проверяемом периоде различные физические лица), в обязанности которого входит сбор денежных средств за пользование нестационарными торговыми местами, ведение учета торговых мест, а также составление соответствующей отчетности и внесение денежных средств на доходный счет бюджета. Фактически, учет торговых мест и составление отчетности не осуществлялись.
При сборе денежных средств за пользование нестационарными торговыми местами исполнители использовали не соответствующие установленным требованиям квитанции (бланки строгой отчетности), учет которых не вёлся.
В 2015-2016 годах в доход бюджета муниципального района зачислено средств больше, чем сумма представленных к проверке бланков строгой отчетности (1 045,6 тыс. рублей и 969,1 тыс. рублей, соответственно). Указанное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии надлежащего учета бланков. Фактически, сбор денежных средств исполнителями осуществлялся бессистемно, денежные средства зачислялись в доход муниципального района несвоевременно. Какой-либо учет и контроль за поступлением денежных средств со стороны администрации муниципального района отсутствовал.
6.5. Установлено наличие двух неэффективно используемых квартир, находящихся в собственности муниципального района:
- квартира площадью 76,6 кв.м., расположенная по адресу: Забайкальский край, г.Могоча, ул.Аникинская, 9, кв. 48. Данная квартира формально не используется и числится в составе имущества казны, т.е. не передана в оперативное управление какому-либо органу местного самоуправления или учреждению, не сдана в наем. Фактически, квартира используется администрацией муниципального района для осуществления незаконной деятельности, связанной с оказанием платных услуг по проживанию граждан в квартире (используется как гостиница). За 2015-2016 годы расходы на содержание этой квартиры за счет бюджета муниципального района составили 454,6 тыс. рублей. При этом доходы бюджета от сдачи квартиры в аренду за этот же период составили 46,1 тыс. рублей или в 9,9 раз меньше. Следует отметить, что денежные средства от данной деятельности в кассу учреждения не поступали, однако гражданам выдавались приходные кассовые ордера, не отражавшиеся в бухгалтерском учете администрации. Должностным лицом администрации денежные средства зачислялись в банк на доходный счет бюджета муниципального района спустя значительное время после получения их от граждан;
- квартира, площадью 33,2 кв.м., расположенная по адресу: Забайкальский край, г. Могоча, ул. Аникинская, д.7, кв.22. Данная квартира формально не используется и числится в составе имущества казны, т.е. не передана в оперативное управление какому-либо органу местного самоуправления или учреждению, не сдана в наем. Однако, как следует из письменного пояснения начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации, квартира по устному распоряжению главы муниципального района на безвозмездной основе закреплена за местной религиозной организацией Православный приход Храма Рождества Христова г. Могоча. За 2015-2016 годы расходы бюджета муниципального района на содержание этой квартиры составили 98,2 тыс. рублей.
С учетом изложенного, необходимо отметить, что в ходе проверки установлены случаи нарушения требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» запрещающих предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений. Так, в находящихся в оперативном управлении Комитета образования нежилых помещениях (где ранее размещались отделения гинекологии и стоматологии ЦРБ), на основании договоров найма, проживают педагоги образовательных учреждений муниципального района.
6.6. В нарушение требований подпункта 10 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ, администрацией муниципального района, договоры аренды земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, заключались на срок, существенно меньший, чем срок действия лицензии на пользование недрами.
Кроме того, во всех случаях площадь арендуемых участков кратно меньше площади участков, указанной в лицензиях на пользование недрами.
В результате, хозяйствующие субъекты осуществляют пользование недрами поэтапно, на небольших территориях, находящихся на участках, указанных в лицензиях, в течение промежутка времени, существенно ниже срока действия лицензии. Пример заключения договоров аренды земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, приведен на следующей схеме:
Таким образом, администрацией муниципального района незаконно создавались более выгодные для недропользователей условия аренды земельных участков, что повлекло потери бюджета муниципального района. Установить конкретный размер ущерба не представляется возможным, по причине отсутствия данных о кадастровой стоимости земельных участков, указанных в лицензиях на пользование недрами.
Выводы по итогам контрольного мероприятия:
Проведенное контрольное мероприятие позволяет сделать вывод о том, что при достаточно высоком потенциале социально-экономического развития района, в проверяемом периоде деятельность Администрации муниципального района «Могочинский район», как исполнительно-распорядительного органа по решению вопросов местного значения, и её структурных подразделений, характеризуется неудовлетворительно.
Об этом свидетельствуют:
- низкий уровень бюджетной дисциплины;
- ряд некомпетентных управленческих решений, прямой ущерб от которых составил 20 868,8 тыс. рублей;
- нормативная правовая база, требующая доработки;
- отсутствие системы по эффективному управлению муниципальным имуществом, в результате чего, потери бюджета составили 1 347,6 тыс. рублей.
Предложения по итогам контрольного мероприятия:
1. Направить отчет по результатам контрольного мероприятия:
- в Законодательное Собрание Забайкальского края;
- Губернатору Забайкальского края;
- в Совет муниципального района «Могочинский район»;
- Главе муниципального района «Могочинский район».
2. Внести в Администрацию муниципального района «Могочинский район» и Администрацию городского поселения «Амазарское» представления Контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район» об устранении выявленных нарушений и недостатков.
3. Направить в Министерство финансов Забайкальского края уведомление о применении мер бюджетного принуждения по факту нецелевого использования администрацией сельского поселения «Сбегинское» средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Забайкальского края.
4. Направить настоящий отчет и материалы контрольного мероприятия:
- в Прокуратуру Забайкальского края;
- в УМВД по Забайкальскому краю.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Забайкальского края Белоус Д.В.
Председатель
Контрольно-счетной комиссии
муниципального района
«Могочинский район» Марченко В.В.
14 апреля 2017 года
Настоящий отчет утвержден на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Забайкальского края 28 апреля 2017 года.