Dec 31, 2012 21:48
Ну на самом деле сказать немного есть чего. ) То есть, конечно, «мысли в голове витают» - но, по моему глубокому убеждению, 98% из них не имеет смысла «сливать в сеть». Гипотезы - можно так, наверное, их оформить.
Слабо представляю себе, как «оценить год»: подобные измыслы мне неясны в силу смутной их адресации - уверен, что лишние слова будут лишь вредны в контексте всего, что я ощущаю.
Мне понравились последние 365 дней. Были «хорошие» моменты, были и «плохие». Но я бы не стал так однозначно применять всю скупость слов к тому, что было: сомневаюсь, что это сможет привнести нечто целостное - и, что главное, полезное в жизнь читателя.
Даже после некоторых раздумий мне кажется неясным то, как относиться к данному журналу. С одной стороны, я вёл его с 15 лет, 3 месяцев и 14 дней - и всё, что было моей жизнью до сего момента, тут описано так, как я считал нужным это описывать в те моменты, в которые считал нужным это делать. С другой стороны, я не считаю человеческую жизнь ценностью саму по себе - бытие является таковым лишь в совокупности с восприятием других (и ими тебя).
В этом же восприятии, с моей точки зрения, нет «халявы» или «лёгких моментов»: то, как человек понимает существование, определяет и его действия - они же определяют результаты, которые в свою очередь определяют понимание.
Я «не понимаю» многих людей, чувствую себя несовершенным. В то же время, я пока не окончательно определился и относительно своей роли - того, что я хочу передавать этим людям. То есть, «я не ощущаю себя умным». Можно предположить, что некоторые области точных наук я «знаю лучше окружающих» - однако же, поскольку «научно доказано» ничего быть не может, для меня моя модель мира - всего лишь «инструмент взаимодействия» с окружающими, без которых его бы не было. Без них он не имеет смысла.
С другой стороны, «смысл существования от человека скрыт», и каждый вершит своё. Ну, понятно что.
Далее я приведу три цитаты (думаю, время, которое я себе «отвёл на эту запись», «уже истекло»).
С самого детства я, движимый любопытством, проявлял интерес к биологии, различным отраслям науки и, разумеется, устройству мозга. А в последние 30 с лишним лет я веду инициированный мною диалог с учёными из разных областей науки, основные из которых четыре: космология, нейробиология, физика (прежде всего, квантовая физика) и психология. Таковы эти четыре области.
На протяжении этих лет я сделал следующее наблюдение. В том, что касается исследования материи ― того, что вы можете увидеть, измерить ― современная западная наука достигла существенного прогресса, и этот прогресс продолжается. Замечательно!
Но есть ещё и наука о человеческом сознании, эмоциях. В этой области [значительное место занимает] древнеиндийская традиция с присущими ей практиками самадхи и випассаны, которые работают с умом. Для выполнения этих практик нужно лучше понимать, что представляет собой сознание, каковы его функции. Поэтому в [древнеиндийских традициях], в том числе и в буддизме, мы находим больше информации, а также больше техник, позволяющих управлять различными эмоциями.
Далай-лама XIV
В это время я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным обьектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.
А. С. Макаренко. Педагогическая поэма
For any one who is pervaded with the sense of causal law in all that happens, who accepts in real earnest the assumption of causality, the idea of Being who interferes with the sequence of events in the world is absolutely impossible. Neither the religion of fear nor the social-moral religion can have any hold on him. A God who rewards and punishes is for him unthinkable, because man acts in accordance with an inner and outer necessity, and would, in the eyes of God, be as little responsible as an inanimate object is for the movements which it makes. Science, in consequence, has been accused of undermining morals-but wrongly. The ethical behavior of man is better based on sympathy, education and social relationships, and requires no support from religion. Man's plight would, indeed, be sad if he had to be kept in order through fear of punishment and hope of rewards after death.
A. Einstein. Ideas and Opinions
Можно ещё многое было бы «написать», конечно. Не считаю, что это было бы хоть сколько-то нибудь «полезно» относительно тех, кого я не знаю. Возможно, в следующем году моя позиция изменится.