Виктор Астафьев, "Последний поклон": формально прочитано на 98,5%, потому что завершающий рассказ я прочитала отдельно, листая книжку и хватаясь то за одно, то за другое, потом в процессе целостного прочитывания перечитывала и то, чего нахваталась до этого, но вот "Вечерние раздумья" как начала еще раз, так и оставила. Много лет простояла у меня на полке эта бумажная книжка, и я сразу после покупки бралась за нее, радостная, рассчитывая на истории типа "Коня с розовой гривой", и они там действительно есть, будучи собранными в первой книге. Поразительно, как отличается от условного "Коня" вторая книга, пронизанная ощущением сиротства при живом, но непутевом папеньке, и да, тогда меня это обескуражило, и я, смутившись, бросила "Поклон". В этот раз я благополучно одолела и историю отрочества главного героя и добралась и до третьей книги, где уже много пожилого Астафьева, дедушки своих внуков, тем не менее регулярно возвращающегося памятью к тому времени, когда любимым внуком был он. Третья книга посвящена и восстановлению отношений с непутевым отцом, и много чему другому, актуальному для меня сейчас - и совершенно неактуальному в тот мой юношеский заход... Короче, хорошая книга - это та, в которой в любом возрасте находишь что-то новое и актуальное, и "Последний поклон" - хорошая книга. Хотя, конечно, я слабо представляю, в каком виде она была напечатана изначально, потому что в ворота советской цензуры там не лезет очень многое; впрочем, думаю, не зря там у многих рассказов по две даты создания, разделенные десятилетиями. Считаю, что излагать смысл "Поклона" бессмысленно, гораздо лучше прочесть его самостоятельно, и скажу только, что мне страшно понравился формат, повесть в рассказах, понравился авторский стиль со скачками во времени, когда каждый рассказ из-за объема и весомости описываемого читается как отдельная повесть, а еще я впечатлена историей тёплого и напоенного родительской любовью "Васюткиного озера", которое в реальности у Астафьева было, но окрашено оно было в тона одиночества, брошенности и попыток установить хоть какие-нибудь отношения хоть с каким-нибудь взрослым - который спустя время тоже от тебя отвернется, как и все остальные.
Роберт Седрик Шеррифф, "Две недели в сентябре": неторопливая, чисто британская история, в которой ничего не происходит: семейство из отца, матери и троих детей двадцати, семнадцати и десяти лет едет в свой традиционный отпуск, в пансионат, который был едва ли не местом, где родители провели медовый месяц и с тех пор так туда и ездят. Чудесная история о предвкушении отдыха, о семейных традициях и ритуалах, об открытках, которые продаются на крутящихся стеллажах, которые на самом деле не крутятся, о курортных развлечениях на набережной, о том, какими мы предстаем во взаимодействии с близкими и какими - в общении с посторонними... О том, как родители смутно опасаются, что взрослые дети уже не захотят разделить с ними эти две сентябрьские недели, и о том, как выросшие дети начинают ощущать надежные стены родительского дома как тюрьму и осмысливать, как соотносится то, что привито им воспитанием, с жизненными реалиями. О том, как остро ощущаются первые дни отпуска, и о том, как время неумолимо ускоряется после. О том, как любой отпуск заканчивается - и что же дальше?
Алексей Иванов, "Общага-на-Крови": не мой автор Иванов, а жаль, потому что мне так нравится, что о нем пишут те, кому он заходит. Читается нормально, и впечатления какие-то остаются, но не мой, не мой... "Общагой-на-Крови" я заинтересовалась из-за аннотации, обещавшей историю о том, как выселение компании друзей из общежития поставило перед этими друзьями поистине достоевские вопросы, и да, и вопросы есть, и камерность истории, разворачивающейся только в общажных стенах, вызывает интерес, и какие-то кортасоровские отголоски местами поддерживали мой угасающий энтузиазм, и модернистские мотивы на тему отношений автора и персонажей присутствуют, и философии под это всё подкручено, но, но... Возможно, "Общага" - это притча с героями-типажами, и нельзя к ней относиться как к реалистическому роману... Возможно, в ней на мой вкус слишком много театральной условности... Возможно, тут есть еще какие-то "возможно"... А возможно, стоит просто забить вместо того, чтобы искать какие-то объяснения и подводить сложную теоретическую базу под тот факт, что книжка не то чтобы понравилась.
ИМХИ по книжкам