Мой отпуск совпал с каникулами тех школ, где учатся по четвертям, и музеи, в которых я была - а благодаря приезду подруги у меня рекорд по музеям за неделю и за сутки - оказались буквально переполненными школьными экскурсиями. Еще выяснилось, что для детей младшего и среднего возраста проводятся какие-то тематические олимпиады, и целые классы регистрируются, получают на ресепшнах листочки, шныряют - часто во главе с родителями - по залам в поисках ответов, потом эти листочки сдают, и в одном из музеев я порассматривала рукописную сводную таблицу с баллами. А в Останкино, например, периодически звучали объявления не только "желающих подняться на 337 метров просим подойти к лифту номер один", но и "школа 1209, вы здесь?" - дааа, отзывался хор детских голосов - "просим вас подойти к лифту" или "3-Б, соблюдаем тишину!".
Впрочем, дети были не только организованными группами, но и просто с кем-то из семьи. В Третьяковке о которой поста еще нет, но планируется самая частая реплика у картин была "о, а помнишь, у нас сочинение об этом было?". В музее космонавтики та же ситуация с постом какой-то дошколёнок явно осваивал употребление слова "крепкий": рассматривая спускаемую капсулу космического корабля, он рассуждал, что этот аппарат зато очень крепкий... должен быть очень крепкий, поправлял сам себя... интересно, как стёкла выживают в таких условиях, задавался вопросом и сразу же отвечал на него: они крепкие. Школьники, пришедшие в составе группы, занимали свободные лавочки и пускались в свои рассуждения: предлагаю сказать Андрею Владимировичу, чтобы мы домой пошли... не-не, мы Андрею Владимировичу не скажем! и дискуссия завершалась универсальным приглашением к действию - пошлите - а потом с музейного крылечка (крылечко было от дома-музея Королёва) подростки стартовали с воплем "свобода!" или "кто в туалет?". Совсем самостоятельные среднешкольники отзванивались родителям - да мы в музее космонавтики, ходим делаем тесты, - а те, кто был с родителями, или разделяли с ними интерес - о, смотри, какая большая штука! а в неё можно залезть? - или выслушивали что-то вроде "Маша, хотя бы табличку почитай для приличия!".
А еще все дети - подростки само собой, но и прямо и младшешкольники, и вообще все, у кого уже есть телефон, - привычным движением фотали всё подряд от картин до экспонатов, и в случае с совсем малышами (ну, не трех-/четырёхлетками, конечно) для меня это выглядело как наряжание детей во взрослые костюмчики, то есть с оттенком ненатуральности - что тем не менее противоречит как раз-таки естественности их жестов и желания сфотать. В общем, как-то продолжается тема "кажется, я малость отстала от окружающих реалий".
Останкино: экскурсия "Башня изнутри" Третьяковка Музей космонавтики и дом-музей С.П. Королёва Открыточная и неоткрыточная Москва