Concerto grosso в исполнении Виртуозов Москвы, Московский дом музыки

Nov 20, 2022 12:06


Программа (записываю для памяти, чтобы не потерять, что понравилось, а что нет):
    Гендель. Concerto grosso
    Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром ля мажор
    Шнитке. Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра
    Дженкинс. Palladio, concerto grosso для струнного оркестра
Концепция концерта: проследить, как менялся жанр Concerto grosso на протяжении веков. Люблю концепции, оценила.
Неожиданности концерта и ожидания от него: неожиданность заключается в том, что на концерт мы попали случайно, благодаря тому, что знакомые не смогли пойти и отдали билеты. Я, взглянув на эти билеты, была воодушевлена именами Дженкинса (ожидание оправдалось) и Спивакова (не оправдалось): уже в самом Доме музыки поняла (в том числе и увидев стоимость билета), что Спиваков тут в роли псевдохэдлайнера, чье выступление априори не предполагается. Ну или как детективы из серии "Александра Маринина рекомендует", где авторы, разумеется, не Маринина.
Музыкальные впечатления: Гендель рулит. Объявление его концерта в пяти частях, с учетом программы, где еще три произведения, малость обескуражило, но в итоге, отталкиваясь исключительно от объема (ну и еще немного - от легкости звучания), я бы назвала его концерт очаровательным концертиком (без малейшей уничижительности в этих уменьшительно-ласкательных эпитетах и суффиксах). Моцарт тоже норм. Впрочем, в обоих случаях ничего о произведениях не помню, потому что мелодию не запоминаю и не узнаю, и симфонические произведения для меня существуют в основном только в момент прослушивания. Что касается Шнитке, то, во-первых, невежественность моя не знает границ, ибо я только в концертном зале с удивлением узнала, что это советско-российский композитор, а вовсе не какой-то австрийский классик прошлых веков, а во-вторых, те самые знакомые, отдавшие билеты, предупреждали, что когда начнется Шнитке, надо бежать, и, ИМХО дилетанта, они правы, так как в эту его киношную полистилистику я не вкурила ни разу. Музыканты-то, наверно, вкуривают, не могут же они играть что-то прямо совсем против своего желания... Но вообще очень хорошо, что последним номером шел Дженкинс, творящий в рамках классической гармонии и заполировавший странного Шнитке.
Немузыкальные впечатления: их причина, впрочем, тот же Шнитке, но вообще будто не на концерт сходили, а на стендап от сидящих вокруг зрителей, которые с началом Concerto grosso № 1 сначала принялись недоуменно переглядываться, а потом и вовсе обмениваться комментариями в духе "что-то он скрипку невзлюбил" или просто покидать зал (не массово, единично, но с некоторым оттенком организованности, что в моем опыте посещения симфонических концертов вроде бы впервые). Эпично было, когда дверь за одним зрителем не то чтобы грохнула, но громко закрылась именно в паузу (будь это не в паузу, а, как, наверно, и планировалась, в самый хаос звучания, то отходной маневр прошел бы незамеченным). Еще из забавного немузыкального - звуки падающих телефонов. Не понимаю, к слову, зачем снимать на мобильный концерт, сидя где-то на энном ряду амфитеатра, но люди это делают и периодически свои телефоны роняют.
Дирижер: им был моложавый (и молодой, погуглила) Арсентий Ткаченко, в какой-то момент напомнивший мне Мэттью Макконахи. По-моему, между актерами и дирижерами в целом есть сходство, потому что и тем, и тем нужно не бояться быть смешными - и мне сложно представить что-то более уморительное, чем иногда дирижер в процессе дирижирования. Просто моноспектакль. Еще был трогательный момент, когда в паузу между частями произведения, когда аплодировать не принято, зрители засомневались, пауза это или уже окончание концерта, и несмело изобразили аплодисменты, и по залу - и по сцене - пронесся смешок, и мне показалось, что спина дирижера тоже отчетливо выразила этот добродушный смешок, хотя сам он даже не повернулся. На бисах он, видимо, в рамках эффектной развлекаловки, оставил своих Виртуозов доигрывать вторую часть неузнанного мной произведения в одиночестве, уйдя со сцены и подглядывая за происходящим в щелку. Ну и, конечно, эти его рукопожатия с солистами, поочередное поднимание разных групп оркестра и потом - всеобщее, по круговому движению руки, - тоже красотища.
Финальный аккорд концерта (обнаруженный еще в прошлый раз): втягивание под потолок микрофонов. В первый раз выглядит как жутковатый сюр, потом - просто как сюр.

музыка, концерты

Previous post Next post
Up