Классический Питер с Эрмитажем и Русским музеем у меня был (правда, об Эрмитаже ничего не помню, это было в первый визит, когда и других впечатлений хватило). Питер по крышам и с крыш тоже был. Поездка, в которую я шлялась преимущественно по литературным музеям-квартирам, - тоже. Скалолазный, с участием в соревнованиях и выездом на карельские скалы, - тоже. Питер с автопоездками в Подпитерье по окрестностям, труднодоступным для пешока, - тоже. И я решила, что наступило время для Питера как города социальных проектов, и первым пунктом в этом списке шел Упсала-Цирк. Единственным спектаклем в дни моего пребывания в Петербурге были "Сны Пиросмани", но мне в общем-то было все равно, на что идти, потому что хотелось просто увидеть своими глазами то, о чем я прочитала не одну статью.
Первой неожиданностью в деле знакомства с Упсала-Цирком оказалось его далекое от метро местоположение. Ехать в темноте ноябрьского вечера в чужом, хотя и любимом городе на неизвестном мне автобусе с неоднозначным указанием финальной остановки (типа сойти можно и там, и там) было неуютно: я вообще плохо переношу наземный транспорт в темное время суток в незнакомой местности. Отрезок пути от остановки до циркового шатра представлялся еще более сложным, но, к счастью, еще на автобусной остановке у Финляндского вокзала я предположила, что три юных девушки, которые тоже ждали транспорт, скорее всего едут туда же, во время поездки удостоверилась в этом и в итоге прямо перед "нашей" остановкой подошла и напросилась к ним в компанию, сочтя, что плутать вчетвером всяко веселее, чем в одиночку. И это было хорошим решением, потому что у меня включился топографический кретинизм: поминутно глядя в карту, я была уверена, что цирковой шатер должен быть где-то слева, а он оказался справа, и неизвестно, сколько бы я искала его самостоятельно.
Второй неожиданностью стало то, что цирки - зрелище преимущественно для детей дошкольного (?) возраста, и я не без удивления обнаружила себя среди звонкоголосой малышни, которая, впрочем, очень непосредственно реагировала на происходящее на сцене, внося этим свою лепту в атмосферу. Из-за целевой аудитории спектакль с меткой 3+ длится всего минут сорок, и окружавшие меня дети выдержали этот срок достойно. А если учесть, что в финале все желающие приглашаются на сцену танцевать, то, думаю, вообще все отлично и в плане физической разрядки, и, наверное, (детских) впечатлений.
Третьей неожиданностью оказался сам спектакль. О творчестве Нико Пиросмани представления у меня не было, уровень юных артистов я тоже никак себе не представляла, но предполагала, что он должен быть попроще, чем у взрослых профессионалов, которых я видела в 2013 году в Большом Московском цирке (и не написала об этом пост! хотя ЖЖ уже вела активно). Да, конечно, он объективно попроще, но происходящее на сцене захватывает, лиричные и динамичные номера сменяют друг друга, все находится в непрестанном движении, словно колода карт в руках фокусника, артисты жонглируют, проявляют чудеса личной координации и командной скоординированности в разных акробатических штуках и просто немножко валяют дурака, и, что мне понравилось особенно, каждый в конце спектакля имеет свою персональную минуту славы. Еще мне страшно пришлась по душе командная работа: невооруженным глазом видно, как выступающие страхуют друг друга, как они внимательны друг к другу, и уж не знаю, насколько мои наблюдения верны, но мне показалось, что в труппе существует несколько устойчивых рабочих пар. По крайней мере, одни теснее взаимодействовали с другими не в плане "участие в одном номере как хэдлайнеры", а в контексте "один - хэдлайнер, а другой обеспечивает его безопасность", и чаще всего роли распределялись так, что хэдлайнером был(а) младший участник / участница, а старший, звезда в других номерах, явно из тех самых хулиганов (девиз Упсала-Цирка - "Берегите хулиганов"), его / ее подсаживал, ловил и все такое. Кроме того, для меня имела значение информационная подложка: жизненные истории артистов в своем большинстве непросты, они из тех, кому общество не сильно радо из-за того, что они неудобны (дети и подростки из неблагополучных семей, коррекционных школ и интернатов, ребята с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, поведенческими и ментальными особенностями, как сообщает сайт Цирка), однако они, фанаты своего дела (по тем же историям из статей, и фанаты во главе с организаторами, педагогами и тренерами, конечно же), создают классные штуки и дарят зрителям заряд хорошего настроения, а некоторые потом и выбирают цирковое дело как профессию.
И в заключение пара слов об околоспектакльном: атмосфера до и после выступления более чем дружелюбная, в гардеробе верхнюю одежду принимают и выдают, по-моему, те же подростки, только не занятые в сегодняшнем спектакле (но это только мое предположение), вход по предварительной регистрации, производящейся автоматически после покупки билета, и меня искали в списке чуть дольше, потому что я не сразу вспомнила, что написала в графе "фамилия" (не фамилию). После спектакля у выхода появляется лоток с сувенирами (развеселыми носками, например), и мне жаль, что они без этикетки Цирка, хотя, конечно, фирменный мерч - это дополнительные расходы на его выпуск, а Упсала-Цирк, как пишет Википедия, с финансовой точки зрения не самоокупается. Вступительное мини-слово девушки, кого-то вроде конферансье, насчет холодной погоды тоже... вызвало ощущение созвучия. Это был отличный вечер, и спасибо К. за компанию.