Артур Хейли, "Вечерние новости"

Mar 11, 2018 22:06

Вообще мне казалось, что Хейли я не то чтобы изучила вдоль и поперек и пресытилась, но какое-то время назад на волне увлечения прочитала достаточно его произведений и, когда стала видеть в них не отдельные производственные романы, а просто стиль и дух Хейли, решила, что в освоении его творчества можно ставить точку, потому что этот дух наскучил, откровенно говоря. Моей субъективной вершиной этого творчества предсказуемо является "Аэропорт", который был первой - и, возможно, поэтому самой яркой - книгой Хейли, но тут я внезапно получила рекомендацию прочесть и "Вечерние новости", о которых почему-то раньше не слышала, и "Новости" прочно заняли вторую позицию в мини-топе хейлевских произведений, даже потеснив предыдущего серебряного призера ( "Колеса").

"Вечерние новости" - это, как легко догадаться, роман об изнанке новостной службы (конкретнее - теленовостей), и изнанка эта захватывающе интересная. Отчасти такой эффект объясняется тем, что "та сторона экрана" мне, как и многим рядовым гражданам, представляется чем-то загадочным, а сотрудники телевидения кажутся небожителями; отчасти интерес связан с, простите за тавтологию, моим собственным - довольно осторожным, надо заметить, - интересом к этой сфере деятельности, а в значительной степени, конечно, успех "Новостей" обеспечивается талантом Хейли, которого можно назвать гением кропотливого труда по влезанию в шкуру представителей разных профессий. Прочитала тут в Википедии, что материал для "Новостей" (который, к слову, касается не только работы телевидения) он собирал, будучи уже в возрасте под семьдесят; вот уж воистину специалист своего дела!

Написаны "Новости" динамично, любопытной информации всякой про компоновку новостных сюжетов и подготовку программ хватает (и даже про газеты чуток есть), сюжет закручен лихо (практически как в "Аэропорте"), и, несмотря на всю динамику и насыщенность иногда все равно начинаешь подгонять автора: мол, не тяни, не томи, ну что там уже дальше-то, наконец?! Подбираясь к развязке, я ужо прям извелась и не знала, что лучше: дочитать, заглянуть в конец или погуглить, чем там дело закончилось, потому что редко такой экшн и драйв встретишь, его даже выносить сложно. Что касается (не)предсказуемости в развитии сюжета или моего предполагаемого высокого уровня в знании Хейли, то я пыталась угадать, куда кривая выведет и что с персонажами будет, и по большей части промахнулась, надо сказать, хотя и попадания тоже были.

А вообще "Новости" наводят на размышления, и выводы у меня неоднозначные. С одной стороны, к описываемым Хейли профессионалам сложно не проникнуться симпатией - ну, потому что здорово, когда человек с душой делает свою работу на самом высоком уровне (даже если вынести за скобки человеческий героизм персонажей). С другой - все же нельзя не признать, что с этической точки зрения вопросов к этой самой работе тоже хватает; Хейли неоднократно упоминает про все эти спорные моменты и про существующий кодекс чести репортера, но мне все равно кажется, что репортерский кодекс и кодекс "здорового человека", как пишут в интернет-мемах, довольно сильно отличаются, причем не в пользу репортеров. И при всей привлекательности этой профессии именно по этим причинам я бы не хотела иметь отношения ни к ней, ни к некоторым ее продуктам - самым горячим темам, включениям из мест, где катастрофы, бедствия и, главное, человеческие жертвы крупным планом. Понятно, что информация правит миром, но нельзя делать из всего сюжет для новостного ролика (ну или для ролика в ютубе). Новости (СМИ в целом) и антиутопические "Голодные игры" и так идут навстречу друг другу широкими шагами.

ИМХИ по книжкам

преломляющееся, философское, книги

Previous post Next post
Up