Случилось невероятное: билеты на "Мельницу" подешевели до приемлемого уровня, и в воскресение мы очутились на ее концерте в Светлановском зале Московского Дома музыки.
Программа: «Кровь Химеры» по идее должна была состоять из собственно «Химеры» и отмечающего десятилетний юбилей альбома «Зов крови» (без любезного пояснения Хелависы я бы не догадалась, при чем тут кровавые ноты, и название программы слух мне резало, надо сказать), однако мельничные планы реализовались так, как реализовались: «Химера» и в самом деле приняла на себя наибольший вес, не очень большая, но ощутимая доля пришлась на «Алхимию» (какой автор откажется лишний раз исполнить относительный свежачок?), прочее же было понадергано из всего понемножку, включая и «Зов крови». Если смотреть список песен в дискографии, то у «Зова» по частоте песен полагающееся по рангу второе место, но, увлекшись новым, я старое изрядно подзабыла и порой даже не могла вспомнить название песни, что уж тут говорить про умение ориентироваться в альбомах, поэтому все, что не «хим» (не «Химера» и не «Алхимия»), для меня шло под общей меткой «старое доброе вообще».
Песня: «Прощай». Стараясь вслушаться в предыдущую пластинку группы, я «Прощай» включала неоднократно, но песня особо не запомнилась: ну да, приятная и узнаваемая мелодия… эммм… ну да. На концерте же «Прощай» логичным образом завершало второе отделение, и «Мельница» так жахнула, что потом могла позволить себе сколько угодно длить паузу перед выходом на бисы - взвинченный зал гудел, свистел, добросовестно отбивал себе ладони и не думал успокаиваться, - а мне ураганом сорвало башню: «Прощай» уже вторые сутки передают по моему внутреннему радио, и я порой с трудом удерживаюсь от того, чтобы не начать пританцовывать прямо на улице. Забавно, что, придя домой, я непременно захотела еще раз услышать композицию, но безрезультатно перерыла весь компьютер и, только справившись в дискографии, обнаружила «Прощай» в «Алхимии», в которую и не думала заглядывать. Ха-ха, в «Алхимии», про которую я всем прожужжала уши: мол, абсолютно не мой альбом, из параллельной или перпендикулярной вселенной - не идет, и все тут, несмотря на все очевидные достоинства; а тут такой фейерверк, взрыв и вообще стихийное бедствие по масштабам. Немудрено, что при таких ассоциациях я первым делом искала «Прощай» в улетной «Ангелофрении».
Зазвучавшие песни: «латинские», т.е. с названиями на латинице из той же «Алхимии». Признаться, я отчасти рассчитывала на то, что живое исполнение заставит пересмотреть отношение к «параллельным» композициям, и так оно к моей радости и случилось. Во-первых, невозможно остаться равнодушной, глядя на то, как Хелавису и группу вообще прет от собственных песен, а во-вторых, с первой же минуты концерта я уловила связь между «Dreadnought» и «Списком кораблей», и два последних альбома действительно превратились в одно целое (как и полагается по замыслу Натальи О’Шей, которая очень ценит концептуальные связи между альбомами и внутри них), отчего я получила большое «-ведческое» - то ли псевдолитературоведческое, то ли искусствоведческое с той же приставкой - удовольствие. Еще «Сказка о дьяволе» вдруг «услышалась»: ее я обычно как-то игнорировала (по той же причине, по которой игнорирую часть творчества КиШей и Князя), а оказалось, что зря - такая грустная и явно заслуживающая внимания песня. «Старое доброе вообще», характеристику которого можно даже распространить до «старого доброго, которое слушается нечасто» (почему-то обычно я другие «старые» песни включаю), тоже прозвучало отлично. Народ, кстати, особенно оживлялся как раз на старом, которое, наверное, лучше называть не «старым», а хитами.
Открытие: оказывается, внутри «Мельницы» существует еще и акустический дуэт «36 и 6», состоящий из Хелависы и ведущего (?) гитариста. Под арфу и гитару они исполнили несколько лиричных песен, среди которых был неожиданно хорошо прозвучавший «Дракон» (меня прямо удивило, что при таком камерном варианте сохранились свойственные композиции звон и простор). Но в общем и целом, несмотря на то, что и «Список кораблей», и та же «Сказка» в таком формате очень неплохи, я была рада, когда на сцене появилась вся группа в полном составе. :)
«Мельница»: группа - необычное явление в моей зрительско-концертной практике: как-то получается, что я либо хожу на оркестры (классику, к слову, дома не слушаю особо), либо на индивидуалистов вроде Томми Эммануэля (дома не слушаю вообще) или Олега Медведева (его, так и быть, включаю, но тоже нечасто); прочие случайные товарищи, залетающие преимущественно в Крокус Сити Холл, не в счет. "Мельницу" же, которая от берега одиночных исполнителей уплыла, а к супермногочисленному коллективу не пристала, я слушаю дома очень прилежно, и потому мне было даже немного странно слышать со сцены то, что обычно звучит в наушниках или колонках. Можно сказать, я даже немного волновалась перед концертом, как будто сама выступаю, и уж точно не верила тому, что сижу в зале, в котором через несколько минут начнется настоящий концерт.
Что касается группы, то вообще мне хотелось понаблюдать за тем, как они взаимодействуют друг с другом, но получилось так, что на облаченных в черное музыкантов я смотрела только тогда, когда к кому-то из-них приближалась Хелависа - то ли просто пританцовывая в проигрыше, то ли потихоньку раздавая ЦУ своей команде и слегка дирижируя. Еще разноцветные фигуры на стенках внимание отвлекали, ага (при этом заметила, что картинку дракона они пустили вовсе не на драконьих песнях: видимо, планировалось одно, а вышло, как и полагается, другое). Но вообще молодцы, конечно, жгут на своих разнообразных инструментах.
Лица: беззастенчиво рассматривать публику было очень интересно - в том числе и потому, что большинство лиц объединяло какое-то неуловимое, но явное сходство: то ли легкий налет фолка даже на тех, кто пришел в свитере и джинсах (про девушек в характерных длинных платьях или про молодых людей с хвостами вместо короткой стрижки и говорить нечего), то ли просто особое выражение лица, свойственное ролевикам, толкиенистам и прочим неформалам. Прямо скажем, не выражение, а печать интеллигентности на физиономиях.
Встреча: только мы решили, что непременно должны увидеть в Светлановском зале кого-то знакомого, как мне на глаза попалась моя преподавательница испанского, которая вела у нас занятия на первом году обучения. Вообще это была полувстреча, так как я сама не стала выходить из тени и здороваться, ограничившись невежливым тыканьем ей в спину и шипением «эй, смотрите, это мой препод», но все равно пункт программы «Встреча» можно считать выполненным.
Фишка: очередность. Наша концертная мини-компашка состояла из трех человек, и накрывало нас песнями строго по очереди, слева направо, как будто мы передавали друг другу из рук в руки самокрутку с веселой травой. Было забавно. :)
Цвет: изумрудный зеленый. Я ожидала, что на изумрудной «Мельнице» публика должна иметь достаточно зелени - хоть в одежде, хоть в макияже; то ли оно так и было на самом деле, то ли я неосознанно обращала внимание на зеленые пряди в прическах и на платья всех оттенков травы и листвы, но мне показалось, что зеленого и правда было больше, чем бывает обычно в среднестатистическом зале, из-за чего было чувство, как будто я в лесу, в окружении каких-нибудь дриад или духов деревьев.
Вопрос: в синий или зеленый цвет выкрашена челка у Хелависы? В антракте, после бурной дискуссии на эту тему, мы убрели в конец коридора, где была дверь, ведущая на балкончик прямо над сценой, и очутились там как раз в тот момент, когда Наталья О’Шей, элегантно присев в своем концертном платье у рампы, общалась с поклонниками. Она общалась, а мы рассматривали темную макушку и пытались увидеть цветные пряди; однако, даже увидев их краем глаза, цвет определить не смогли. Пришлось ради спортивного интереса проверять цвет челки по плакату у соседей (плакат был в упаковке с диском). Этот маневр оказался результативным, но наши выводы я все равно уже забыла. %)
З.Ы. Синие пряди все-таки.
Одним словом, концерт, относительно которого у меня была куча опасений (чего-чего, а этого добра у меня всегда хватает), удался на 100%: и "Мельница" была в ударе (а то и наоборот случается, судя по отзывам, и не хотелось бы попасть на выступление из нижней части синусоиды), и билеты дешевые, хоть и самая галерка (но Светлановский зал небольшой, поэтому и на предпоследнем ряду нормально), и песни все знакомые по-новому прозвучали, и жахания хватило, и мои самые любимые песни из "Химеры" исполнялись, но главное концертное впечатление - это ощущение полета и легкости. Я совсем не имею ничего против музыки, которая поднимает со дна души мутные облака ила или затягивает в недра, полыхающие темным пламенем, но все же прозрачный воздух и пение летящей стрелы как-то здоровее будут. На самом деле послевкусие от "Мельницы" - это не совсем полет и легкость, просто мне традиционно не хочется называть вещи своими именами, поэтому для прессы будем считать, что от концерта в душе остается нечто полетное.