Фильмокниги - 2

Jan 22, 2016 15:32

"Я, Эрл и умирающая девушка" - кино 2015 г (спасибо АДМЕ за список лучших фильмов уходящего года), а книжка, как выяснилось на официальном сайте автора, 2012.

Началось все с кино, в котором меня традиционно привлекли длительность менее чем в два часа и трейлер с кадрами безумной школки. Как оказалось, в выпускном классе этой школки учится типичный подросток Грег - неуверенный в себе, инертный парнишка, не любящий, когда родители пилят его необходимостью думать о будущем и потому избегающий всяких разговоров о поступлении, и так увлекающийся кинематографом, что вместе со своим приятелем Эрлом он уже несколько лет делает юмористические ремейки всех популярных картин, - а также целая толпа шестнадцати-семнадцатилетних юношей и девушек, среди которых несколько утрированно, но весьма четко выделяются готы, рэперы, театралы, ботаники (куда же без них), местные первые красавицы и другие узнаваемые типажи. Фильм построен в форме книги - как будто Грег пишет книгу о своем последнем школьном годе, и каждый из эпизодов, называется главой, в которой... в которой он узнает, что его одноклассница Рейчел больна лейкмией... в которой мама заставляет его навестить девочку... в которой между ребятами постепенно возникает дружба - странная дружба, начавшаяся из-под палки (этот момент, эта авторитарность матери, кстати, больше раскрыт в книге, а без книжки не очень понятно, почему мама указывает почти взрослому сыну, с кем ему надо общаться)... в которой идет третьй, пятый, двадцать пятый день "обреченной дружбы".

Кино цепляет атмосферой - атмосферой класса, школы (школьной столовой!), атмосферой семьи, в которой каждый член имеет свои милые причуды (в этом плане мне понравился папа Грега), цепляет тем, как показаны отношения между родителями и детьми, старшими и младшими братьями (сестер что-то не припоминаю), между мальчиками и девочками, между молодым татуированным учителем и классом, между двумя друзьями детства... Едва ли не каждую бытовую сценку можно рассматривать буквально, как эпизод из будней в Америке или в России, неважно, а можно метафорически, как символ: страсть папы Грега к приготовлению экзотической пищи означает не столько увлечение кулинарией, сколько "пунктик", который, наверное, есть у каждого папы и у каждого человека вообще - одни любят задвинуть о политике, другие сходят с ума по футболу, третьи фанатеют с чего-то еще и, как ни странно, именно это создает атмосферу каждого дома, уникальную и типичную одновременно. Из-за этого кино получилось уютным, теплым, светлым... смешным, несмотря на очевидную из-за названия трагичность... совершенно не мелодраматичным, что ему в плюс, как и уважаемому мной "Кроваваму алмазу", и исполненным самоиронии, порой - упоротым (я хотела сказать "арт-хаусным") и даже упоротым в прямом смысле этого слова (когда герои нечаянно наелись подмешанной в пищу дури). Концовка же прямо-таки пронзительная, особенно если совсем концовку (письма Рейчел) воспринимать не только как собственно написанные ею письма, а как символ того следа, который каждый человек оставляет в нашей жизни.

Кроме того, весь фильм прямо-таки состоит из интертекстуальных отсылок к шедеврам или необязательно шедеврам мирового кинематографа, и для знатоков кино, я думаю, этот пласт должен представлять особый интерес, но я не знаток, и потому все эти отсылки прошли мимо меня.
Что до актеров, то мне и в голову не приходило, что это актеры, и я очень удивилась, узнав, что исполнителям главных ролей 22-24 года - настолько они естественны в образе "одиннадцатиклассников". Еще больше я удивилась, когда прочла в титрах, что роль гота сыграл товарищ из "Теории большого взрыва" (тот, который сутулый Воловиц). Перевоплощение, однако.

Одним словом, фильм явно для пересмотра, и дать ему хочется как минимум 8/10 (может, после второго сеанса этот балл, который, конечно, является условностью, изменится в ту или иную сторону).
Upd: таки 7/10 после второго просмотра в марте 2016.

Что до оригинальной книги, то одноименная дебютная повесть (?) Джесси Эндрюса стала первой книжкой, которую я скачала за деньгу, потому что в инете был выложен кусок значительного объема, а дальше можно было только за денежку, и я раскошелилась, так как наживку заглотила. По сути фильм хорошо передает смысл книги, поэтому в отличие от "Дракулы" тут добавлять особо нечего. Естественно, на экран семью Грега перенесли в урезанном виде, выкинув его сестер, но на сюжет это особо не влияет, есть и некоторые другие мелкие расхождения, но они не принципиальны. Понравилось то, как для того, чтобы подчеркнуть страсть Грега к кино, некоторые эпизоды написаны в виде сценария (декорации, действующие лица и пр., и пр.). Поскольку повествование ведется от лица подростка, то язык "Меня и Эрла..." очень разговорный, и другую книжку в таком стиле я бы читать, наверное, не стала: оно, конечно, емко и современно, но уж больно грязновато, много слов-паразитов, отчего возникает несколько неприятное ощущение. Характеры, конечно, раскрыты лучше (особенно мамы, о чем я уже говорила); из-за взгляда "изнутри" отношения Грега и Эрла в оригинале тоже куда интереснее, хотя и в фильме они неплохи - в общем, обычная разница между буквами и кадрами. Концовка здесь более, я бы сказала, реалистичная, без относительного хэппи-энда[спойлер]в виде заступничества Рейчел за Грега и его налаженной учебы, и в книжке Грег пребывает в подвешенном состоянии и в затяжном поиске себя, и такой вариант не то чтобы больше нравится в своем роде, а просто кажется более... гармоничным и вероятным. Что, к слову, не отменяет "правильности" теплого окончания фильма.
В целом же, как ни парадоксально, малобюджетное инди-кино мне понравилось больше.

кино, книги

Previous post Next post
Up