Анналы Малой Азии (архаика). Часть 3

Apr 24, 2024 22:24

После 650 г. до н.э. - начало «золотого века» ионийской культуры {Я не разделяю мнения о значительной роли восточных греков в посреднической деятельности между Элладой и странами востока. Главной стезёй трансляции восточных культурных традиций стало море и путь вдоль южных берегов Малой Азии непосредственно в Эгеиду и далее в Элладу. А Иония и Эолида оказались в тупиковом ответвлении этого магистрального пути. Альтернатива же - сухопутный путь через Анатолию по будущей «Царской дороге» - после крушения хеттской государственности был весьма затруднён. До VIII столетия Малая Азия представляла из себя конгломерат малых и мельчайших сообществ. Т.е. для тех же торговцев этот путь был и опасен и не особенно перспективен. Изменения начались с возвышением Фригии, после чего в Малой Азии и появился - и платёжеспособный рынок, и крупный поставщик металлов, кожи и других ресурсов. А фригийский правитель втягивает восточных греков в сферу своей политики. Как отмечает Дж. Кук (Cook J.): ионийские города на западном побережье Малой Азии вплоть до рубежа VIII - VII вв. до н.э. представляли собой небольшие поселения [1] с слабо развитым ремеслом и торговлей, медленно протекавшими инновациями в социально-политической сфере и отнюдь не с передовой культурой. И лишь с возвышением Сард восточные греки смогли по-настоящему откусить кусочек от этого «пирога», и мы наблюдаем взрывной рост заимствований в архитектуре, музыке, моде.} // Повсеместно в Восточной Греции устанавливается стиль вазовой росписи, известный как «стиль дикого козла». // В Милете начинают появляться в значимом количестве скарабеи и базальтовые фигурки из Египта [2]. // Цари Кипра, воспользовавшись кризисом в Ассирии, начинают считать себя независимыми правителями (хотя и ранее их подчинение было довольно формальным). // Начало заселения родосцами Переи в Карии (согласно археологическим свидетельствам). {Я полагаю, что в это же время линдцы заняли острова Карпаф и Сарос и с этим связано основание Врулии на Родосе. Вследствие таковой местной экспансии родосцы не испытывали стенохории (στενοχωρία) и практически устранились от участия в колонизационной деятельности. Интересно, что почти такую же политику избрали и самосцы - они расширяли свою перейю на Микальском полуострове… разве что воюя за неё не с «чужаками» карийцами, а со «своими» ионийцами. Итак, самосцы и три родосских полиса занялись своими перейями (это, в общем-то, тоже колонизационная деятельность, но имеющая свой характер), но им на смену во второй четверти столетия пришла целая плеяда восточных греков - милетцы, эрифрийцы, колофонцы, фокейцы, клазоменцы, хиосцы и даже эфесцы. Правда, для большинства из них, эта колониальная деятельность оказалась случайной в их истории.}
[Любопытно, что в 50-х годах в Ялиссе и Линде, согласно традиции, всё ещё отмечается правление басилеев. Вообще дорийцы стойко придерживались традиционной монархической формы правления.]
6 апреля 648 г. до н.э. - произошло солнечное затмение свидетелями которого могли быть паросец Архилох [3] и смирнеец Мимнерм.
Ок. 644 г. до н.э. - Гигес погиб в битве, сражаясь против киммерийцев под предводительством Дугдамме. В этом походе союзниками киммерийцев выступили фракийцы треры. Гигесу наследовал сын Ардис, который возродил дипломатическую связь с Ассирией.
Акрополь Милета (ныне холм Калабактепе) окружён стенами (любопытно, что гнейс для стен добывался в каменоломнях Миунта).
Ок. 644-641 гг. до н.э. - киммерийцы оставались на западном побережье Анатолии, населенном греками, в течение трех лет [4]. В это время киммерийцы разрушили Магнесию-на-Меандре, храм Артемиды в Эфесе. Город Колофон присоединился к Эфесу и Магнесии в сопротивлении киммерийскому вторжению, и его хора подверглась разорению. Жители прибрежного селения Батинет бежали на Самос [5]. {Любопытно, что впоследствии карийцы ввели в свой ономастикон имя Лигдамис.}
Ок. 643 г. до н.э. - урарты отправляют дань Ассирийской империи и в то же время были вынуждены признать сюзеренитет киммерийцев.
Засуха в Эгеиде; особо пострадал остров Фера.
Ок. 640 г. до н.э. - чувствуя ослабление Ассирийской власти после подавления восстания Шамашума-укина, киммерийцы и треры переместились в Киликию на северо-западную границу Ассирийской империи. Там Тугдамм объединился с Мугаллу, сыном и преемником на посту царя мятежного ассирийского вассального государства Табал, чтобы напасть на Ассирийскую империю. Однако, столкнувшись с восстанием в тылу, был вынужден признать ассирийское господство и выплатить дань Ашшурбанапалу. Вскоре Тугдамм заболел и умер; ему наследовал, предположительно, сын - Сандакшатра [6] (аккад. Sa-an-dak-KUR-ru). Последний продолжил политику отца по отношению к Ассирии и попытался совершить набег, но безуспешно. // Воспользовавшись уходом киммерийцев, Милет и Эфес разделили хору Магнесии между собой. При этом Милет столкнулся с сардийцами (лидийцами). Очевидно, спор был за принадлежность магнесийской хоры, но милетяне отстояли свои позиции. Тем не менее, Ардис захватывает Приену. // В Колофоне возводят круглый алтарь оракула Аполлона в Кларосе. // В ходе конфликта между Паросом и Наксосом погибает Архилох. // Колей из Самоса приплывает в Тартесс. // В Афинах родился Солон, сын Эксекестида. // В Митиленах на Лесбосе родился Питтак, сын Гирра/Гиррадия.
Колонисты с Феры согласно Дельфийского оракула и по совету Коробия из Итана на Крите, отправились на остров Платея в заливе Бомба. В Киренаику они попали на самосских кораблях Колея.
Олигархический переворот в Колофоне - к власти приходит так называемая «тысяча». {Это собрание самим своим количеством подразумевает, что помимо аристократов в него по цензу проходила и верхушка демоса.}
Ок. 637 г. до н.э. - киммерийцы под предводительством Сандакшатры, треры под предводительством Кобоса (Kōbos, Κωβος) и ликийцы напали на Сарды. Ардис погиб и ему наследовал сын - Садиатт (Σαδυάττης).
Ок. 636 г. до н.э. - Килонова смута в Афинах.
Ок. 635 г. до н.э. - скифы под предводительством Мадия (Madyes) напали на западных киммерийцев, разбили их в бою и изгнали треров из Малой Азии. Видимо Сандакшатра пал в бою. {Замечу, что как народ киммерийцы пережили своё государство - какая-то группа киммерийцев удержалась в Каппадокии (но вскоре была ассимилирована фригийцами); иные закрепились в Троаде около города Антадрос (Ἄντανδρος).}
После этого скифы заняли место киммерийцев в Анатолии. {Очевидно, это был пик скифского могущества в Азии. Любопытно, что отсутствуют какие-либо свидетельства о столкновениях между скифами и Лидийским царством. И, более того, комментарий Полиэна, как будто говорит, о помощи оказываемой скифами Алиатту [7], и традиция скупо освещает бегство скифов в Лидию из подчинённых мидийцам земель даже после 600 г. до н.э. Поэтому я считаю, что Алиатт договорился со скифами о добрососедских отношениях и разделе сфер влияния в Анатолии.}
Ок. 631 г. до н.э. - повторное заселение Синопа [8] милетскими изгнанниками Кретином и Косом.
Ок. 630 г. до н.э. - колонизация Аморгоса (самого восточного из Кикладских островов) самосцами под предводительством Семонида, сына Крина. {Следует отметить, что в ходе киммерийского нашествия часть самосской перейи была эвакуирована на остров; и после ухода киммерийцев эти оставленные поселения не вернулись под руку Самоса. Так что самосцы могли иметь желание вывести беженцев в колонию. Возможно в колонизации Аморгоса участвовали и обитатели соседнего Наксоса; как бы там ни было, здесь самосцы могли ознакомиться с наксоской скульптурой, вскоре широко воспринятой геоморами.} // Организация торгового поселения в устье Истра (находки греческой керамики начинаются примерно с 630 г. до н.э.). // На Лесбосе в Эресе родилась Псапфо (Сапфо).
630-620 гг. до н.э. - судя по появлению коринфской керамики в Навкратисе там появляются торговцы из Эгины (Αἴγῑνα).
Ок. 627 г. до н.э. - Основание совместной колонии книдянами и керкирцами в Чёрной Керкире (Κορκυρα Μελαινα). {Я предположу, что некие дорийцы, участвовавшие в колонизации Эпидамна также были книдянами.} // Милетяне основывают Киос Мизийский в Пропонтиде.
Ок. 625 г. до н.э. - cкифский царь Мадий убит Киаксаром, царём Мидян, на пиру. Мидийцы изгнали из своей страны скифов. // В Милете родился Фалес, сын Эксамия и Клеобулины.
На Лесбосе в Митиленах родился Алкей.
Ок. 623 г. до н.э. - Садиатт начал военные действия против Милета. В качестве благодарности за помощь против эрифрян хиосцы единственные из ионийцев поддержали Милет в этом конфликте.
В Митиленах на Лесбосе отеческая басилея Пенфилидов формально сменяется аристократическим строем. Но у власти при этом остаётся всё та же династия Пенфилидов [9] - представители которой занимали верховную ординарную магистру притана. Аристократы, как и ранее, могли занимать ординарную магистру басилея [10], как продолжали по-гомеровски называть представителей Совета. Эта реформа, которая ничего фактически не изменила, породила стасис между аристократическими семьями. {Кстати, меня умиляют исследователи, верящие хуле Алкея о низком происхождении Питтака. И это при том, когда те же самые греки даже в суде могли вещать о низком и чуть ли не рабском происхождении оппонента… при том как нам совершенно точно известно, что имярек был аристократом. Таких злословных людей как греки ещё надо поискать, а уж сочинить нелепицу на человека, к которому: «Такую личную неприязнь… я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу». Я полностью разделяю персидскую позицию - что можно взять с людей, которые заводят в центре своего города место где обманывают друг друга?}
Между 623 и 616 гг. до н.э. - вследствие системного кризиса в Ассирии скифы совершают набеги в страны Леванта от региона Табал до границы с Египтом.
621/620 гг. до н.э. - Драконт избран на экстраординарную магистратуру законодателя.
Ок. 620 г. до н.э. - находки греческой керамики на месте будущей Оливии и на острове Березань - поселения по берегам лиманов Буга и Днепра позднее составят полис Борисфен. {Полагаю, речь идёт ещё не о колонизации, а о выводе торговых эмпориев в Понт.} // Милетяне выводят эмпорий на место будущего Навкратиса. {К этому времени греки уже обосновались в этом месте - те же эгинцы.} // Основание милетянами совместно с клазоменцами колонии в Кардии у основания залива Мелос на Херсонесе Фракийском. Совместно с Кардией милетяне основали порт захода - Лимны - на северном побережье Имброса. {Полагаю вся эта активность на разных направлениях была связана с тем, что милетяне искали возможность доставить продовольствие в город в связи с конфликтом с сардийцами (лидийцами) и опустошением собственной хоры. Но, следует особо подчеркнуть, что для рассматриваемого периода вопрос доставки зерна в греческие полисы ещё не стоял.}
Аристократический переворот в Митиленах - Пенфилиды отстранены от власти, некоторые убиты. Но стасис на этом не завершился - за верховную власть столкнулись: «две равно уважаемых семьи»… {Хотя, судя по названиям - Клеанактиды (букв. «потомки славных вождей») и Археанактиды (букв. «потомки древних вождей») - это могут быть и прозвища двух группировок знати [11].}
Неудачное нападение самосцев под предводительством басилея Амфикрата на Эгину [12]. {Я думаю, что это был просто «пиратский» набег. Провал похода и тяжёлые потери подорвали легитимность басилеи на Самосе.}
В Митилене на Лесбосе опираясь на группу аристократов верховную власть захватывает Меланхр [13], возможно из Клеанактидов, тесно связанный с Лидией. {В традиции Меланхр характеризуется как демагог (δημαγωγός), буквально «вождь народа», а также как «первый тиран в Митиленах». И тут я склонен согласиться с таковым определением; похоже это был первый реальный представитель «старшей тирании» среди восточных греков. Хотя тот же Алкей называл его монархом (µόναρχος).}
Ок. 617 г. до н.э. - в Сардах сменился правитель. Алиатт (лид. Walweteś) Кукалим наследовал своему отцу Садиатту. Политическая линия не поменялась - война с Милетом продолжилась.
Ок. 615 г. до н.э. - скифы официально оборвали свой союз с Ассирией и в дальнейшем выступали в стане её противников.
Ок. 613 г. до н.э. - Алиатт сжёг храм Афины в Ассесе на хоре Милета. Посольство Алиатта в Дельфы.
612 г. до н.э. - падение Ниневии. {К этому крушению дела шли уже давно… и, тем не менее, это событие можно назвать «тектоническим сдвигом» изменившим политический ландшафт. Для востока Малой Азии это сказывается в утрате общности и наименования региона Табал; уходит в прошлое анатолийское иероглифическое письмо; в монументальном строительстве слияние фригийских и местных анатолийских традиций породит «скальные фасады». Вокруг Тарса зарождается сиро-хеттское Киликийское царство, а вокруг Птерии (Керкенес Даг) - позднефригийское княжество.}
Ок. 612 г. до н.э. - заключён мирный договор между Алиаттом и Фрасибулом из Милета. {Фрасибул был предположительно одним из пританов Милета, видимо, пританом-военачальником [14]. Сложно сказать какое положение он занял в Милете после заключения мира. С одной стороны, позднейшая традиция называла его правление тираническим. Однако… это явный анахронизм. Собственно, хоть с самим термином греки уже были знакомы; но первым, кто назвал своего современника «тираном» станет Алкей (по отношению к Питтаку) и это произойдёт почти через четверть века. Причём даже Алкей вкладывал в термин «тиран» всё ещё не то же значение, нежели оно приобретёт впоследствии. Так хоть он и называет «тираном» Питтака, но тот, согласно той же последующей традиции, считается «эсимнетом», а не «тираном». Алкей же использует термин «тиран» практически как синоним термина «монарх» [15]. Очевидно, что Фрасибул мог ориентироваться на коринфский образец династии Кипселидов [16]; но, и в последнем случае - хотя последующая традиция и называла Кипселидов «тиранами» - для эпохи Кипсела и Периандра это опять же был анахронизм - сами себя они считали басилеями. Другим же образцом для подражания могли в то время быть: правитель Сард, другие восточные правители или басилеи Кипра. Так что Фрасибул и его современники могли считать, что он не вводит некую новую сущность - «тиранию» - а восстанавливает «старые добрые обычаи»: как человек достойный «выборной пожизненной басилеи» [17]. Заметим, что и слова Фалеса об удивительном: «Увидеть тирана стариком», - сам философ сказать не мог; очевидно, что их вложили в уста первого из Семи Мудрецов потомки. Я не отрицаю само существование «старшей тирании» и её новаторский характер; просто хочу подчеркнуть, что у неё как явления были корни и переходные формы - и более ранние проявления вполне могли носить очень традиционный характер, воскресающий времена героического гомеровского периода, до которого тогда не просто было «рукой подать», а прямо в это наблюдаемое нами время реконструировалось вовсю на той же Эвбее. Ситуацию к тому же осложняет то, что нам постоянно приходится отделять зёрна от плевел - нередко тот или иной деятель архаики попадал в список тиранов не потому, что был им, а потому что так его называли политические конкуренты [18] или эллинистические учёные характеризующие так тех или иных исторических деятелей исходя из собственных теоретических конструкций.}
612-604 гг. до н.э. - конфликт между египтянами и халдеями за территорию восточного берега Средиземноморья от Сирии до Палестины. Восточные греки в качестве наёмников участвовали в этих сражениях на обеих сторонах конфликта [19]. Отметим, что союзниками халдеев были скифы.
Алиатт возвращает город Антадрос в Троаде, завершив тем самым самостоятельную историю киммерийцев в регионе [20].
Ок. 610 г. до н.э. - родился Анаксимандр, сын Праксиада, милетец.
Ок. 608 г. до н.э. - группа афинян под предводительством Фринона, олимпийского победителя, попыталась закрепиться в Сигее и Элеунте (Элеусса) в «устье» Геллеспонта и вступили в столкновение с эолийцами (митиленцами) полагавшими, что афиняне заняли часть их Перейи.
607/606 г. до н.э. - в одной из битв Сигейской войны выдвинулся Питтак убивший на поединке Фринона в «гомеровском стиле». Однако, на этом война не закончилась - позднее в ней успел принять участие поэт Алкей [21]. Наконец стороны обратятся к третейскому судье - Периандру Коринфскому - и тот оставит Сигей за афинянами [22].
В Смирне реконструируют стену города - доводя её толщину до 15 м.
На Лесбосе Меланхр свергнут и убит [23] группой аристократов во главе с Питтаком и братьями Алкея, Кикисом и Антименидом. Клеанактиды изгнаны [24]. {Однако ни к чему хорошему это не привело - в обществе возобновились раздоры между знатными семьями, а впоследствии и между аристократией и демосом [25].}
Свержение и убийство на Самосе басилея Демотела. Устанавливается олигархическое правление геоморов (Γεωμόροι, букв. «те кто владеет наделом земли»). {В этом сообщении, вот на какой нюанс следует обратить внимание: термин «геоморы» не уникальный - он также употреблялся в Аттике (Афины) и на Сицилии (Сиракузы). В сущности, это представители демоса, но в силу тех или иных местных причин разбогатевшие. На Самосе, как нам известно, были и самые настоящие аристократы, возводившие свой род к богам и царям; но в тот момент к власти пришли более широкие слои населения. И в этом самосцы следовали примеру милетян [26] и колофонцев [27]; также отметим - предшествовали реформам Солона. Т.е. Солон, когда вводил класс пентакосиомедимнов (πεντακοσιομέδιμνοι) включивший в себя не только евпатридов, но и представителей разбогатевшего демоса уже имел перед глазами действующие образцы явления.}
Ок. 602 г. до н.э. - самосцы вывели колонию в Пропонтиду в Перинф (ἡ Πέρινθος) несмотря на сопротивление мегарян. В ходе этого противостояния выдвинулся «стратег» Силосонт, сын Каллитела.
[Начинается длительное противостояние самоских и мегарянских колоний в Пропонтиде.]
декабрь 601 года до н.э. - Навуходоносор II в союзе с скифами подступил к египетской границе. В ожесточённом сражении египтянам удалось остановить врага. Обе стороны понесли огромные потери. Отразив вавилонян Нехо хоть и занял территорию Газы, но был вынужден отказаться от мысли вести борьбу с Вавилоном за азиатские провинции.
Ок. 600 г. до н.э. - после длительной осады Алиатт взял Смирну. Полис подвергнут диойкизму - явлению противоположному синойкизму, т.е. разделению на составные части - комы (деревни) [28]. // Скифы изгнаны мидийцами из Анатолии. // В Дидимах идёт строительство стои, затем внутри секоса храма возводят небольшое строение типа храма в антах, но также без крыши. // Саламинская экспедиция Солона. // Критская «археологическая пауза» {До сих пор необъяснённое явление, связанное с заметной депопуляцией острова, оставлением многих поселений, культурной деградацией и затуханием критских контактов с внешним миром.}.
После Смирны Алиатт попытался захватить соседние Клазомены, но не преуспел так как на помощь пришла Колофонская конница. {С точки зрения колофонцев - они должны были прийти на помощь Клазоменам, так как считали этот полис своей давней колонией (некогда Парал или Парфор привёл ионийцев из Колофона в Клазомены). А с точки зрения сардийцев (лидийцев) колофонцы нарушили договор с Кукасом (Гигесом).}
Опираясь на поддержку демоса, Пифагор отстраняет от власти династию Басилидов и захватывает власть в Эфесе. {И, кстати, если Мелас действительно был сыном Пифагора, то мы могли бы предположить, что и сам Пифагор был как-то связан с династией Басилидов (Андроклидов) [29], которые независимо от переворота, заметим, сохранили свои культовые привилегии. В то же время в Пифагоре я замечаю отличие от Фрасибула. Так, вряд ли сам Пифагор или сограждане называли его «тираном»… но вот как представитель типа «старшей тирании» он очевидно уже выступал - пожалуй, только его можно было бы считать первым «настоящим тираном» среди восточных греков… ну, если не учитывать Меланхра (о котором нам почти ничего не известно). И, если откинуть те штампованные претензии что автоматически пристёгивали к «тиранам» классические авторы, и посмотреть на то, что он собственно делал: то мы можем заметить: «подрывание» власти наследственной аристократии и «помощь» демосу. Разумеется, это делалось не с целью внедрения какой-то-там «демократической диктатуры». О какой вообще «демократии» можно было говорить в это время? - её не было тогда и в Афинах. Но впоследствии Пифагор пошёл куда дальше в подражании сардскому правителю нежели Фрасибул. Хотя он сам и его потомки могли позиционировать свою власть, скорее всего, как «монархическую», староотеческую, но в эти древние меха им наливалось уже молодое вино.}

[1] Например, тот же Милет на к. VIII столетия, т.е. к концу Мелийской войны, ещё даже не занимал весь Милетский полуостров - на востоке полис граничил с карийским Ассесом, а на юге не выходил за пределы возвышенности Акрон за которыми лежало святилище Дидимы.
[2] См. вотивные вношения в святилище Афродиты на Зейтинтепе в Милете.
[3] См. Архилох: «Можно ждать чего угодно, можно веровать всему, / Ничему нельзя дивиться, раз уж Зевс, отец богов, / В полдень ночь послал на землю, заградивши свет лучей / У сияющего солнца.» (Фр.65)
[4] См. «Призыв к согражданам» Каллина из Эфеса: «Скоро ль воспрянете вы? Когда ваше сердце забьется / Бранной отвагой? Ужель, о нерадивые, вам / Даже соседей не стыдно? Вы мыслите, будто под сенью / Мира живете, страна ж грозной объята войной. / …………………………… / Ныне вторгается к нам киммерийцев орда нечестивых…».
[5] С уходом киммерийцев разгорелся многовековой спор самосцев и приенцев за селение Батинеты (находится на п-ове Микале, напротив о. Самос) и которое самосцы почитали частью своей Перейи.
[6] Я склонен разделять мнение Дьяконова И.М. о том, что Сандта (Šanta / Santa) в имени этого исторического героя отсылает нас к анатолийскому божеству.
[7] Свидетельство не особо надёжное и тёмное, но тем не мене…
[8] Традиционная дата подтверждается археологически.
[9] Ср. с положением Бакхиадов в Коринфе.
Кстати, по слухам Питтак в это время был сторонником Пенфилидов. Алкей (фр. 75): «Не помню, право, - я малолетком был, / когда милы нам руки кормилицы, - / Но помню, от отца слыхал я: / Был возвеличен он Пенфилидом.»
[10] Как было с отцом Питтака; который к тому же был фракийцем и, следовательно, предварительно ещё должен был получить гражданские права в Митилене.
[11] Ср. с соперничеством в Милете аристократических группировок Фоаса/Фоанта и Дамасенора.
[12] Здесь уместно вспомнить строки Гесиода: «Целому городу часто в ответе бывать приходилось / За человека, который грешит и творит беззаконье» и Солона: «Но неизбежно грядет: искупить невиновным придется / Злые дела - сыновьям или потомству их впредь». Так в согласье с Солоном наследственное наказанье ждало Демотела, а потом и самосцев проданных в рабство эгинянами и критянами.
[13] Алкей: «Меланхр, меж граждан достопочтеннейший…».
[14] В афинских терминах - полемархом (πολέμαρχος).
[15] Кстати, термин «монарх» (µόναρχος) также вводит Алкей.
[16] Особенно если помнить о дружеских связях между Фрасибулом и Периандром.
[17] Ср. с выбором Леодама почти за век до этого.
Также вспоминаются слова Х. Туманса про: «харизматическую власть, захваченную с помощью силы и при поддержке широких слоев населения, легитимированную божественной волей и оформленную как возрожденная древняя царская власть».
[18] Например, когда Спарта помогала Элиде захватить территорию Писатиды, то и последнего писийского басилевса Пирра и его предшественников объявили тиранами и таковыми их зафиксировала последующая традиция. Да, это способствовало лаконийской мифологии «противостояния тиранам», но в штудиях по исследованию «старшей тирании» такое искажение не проясняет, а затемняет проблему. Внезапно, если убрать из этих списков вот такие сомнительные случаи, то явление и «омолаживается» и становится не таким «всеохватывающим».
[19] Алкей к своему брату Антимениду: «На край света ходил ты и оттуда вернулся домой с мечом, рукоять которого сделана из слоновой кости и золота; ты со славою завоевал этот меч, как союзник Вавилонии, которую твоя рука спасла от беды: ведь ты в честном бою поразил царского телохранителя, ростом чуть не в пять локтей».
[20] См. об участии скифских воинов смутный комментарий Полиэна.
[21] Алкей к Меланиппу:
«Будь вестником моим и расскажи,
Что сам Алкей избавился от смерти,
Но должен был с оружием проститься,
И что косматый шлем его врагами
Повешен в храме, как трофей победный».
[22] Исходя из того, что Писистрату пришлось заново завоёвывать город - в какой-то момент VI столетия Афины утратили контроль над колонией.
[23] Алкей: «Теперь давайте пить и вольною ногою / О землю ударять: Мирсил, наш враг, убит».
Я полагаю, что «мирсил» это не имя, а синоним титула «царь» в данном случае.
[24] См. Сапфо: «Это пусть будет памятью… / Об изгнании Клеанактидов».
Видимо Сапфо была близка к клану Клеанактидов.
[25] Опять же отметим параллель с Милетом.
[26] См. выше о реорганизации Милета паросскими примирителями - катартистерами (καταρτιστῆρες).
[27] См. выше статью о приходе к власти в Колофоне «тысячи».
[28] Собственно, и сама Смирна продолжала своё существование, но уже как кома. Тем не менее в Смирне в VI столетии были восстановлены и расширены стены, восстановлен храм Афины, фонтанный комплекс возведённый в конце VII столетия продолжал снабжать поселение водой. Можно даже сказать, что как поселение Смирна в первую половину VI столетия процветала.
[29] Ср. с заменой Бакхиадов на Кипселидов в Коринфе.

история, мысли, античность

Previous post Next post
Up