Aug 09, 2022 09:33
Часто говорят о "внутреннем огне", как о символе самой жизни. Что нужно "гореть", что человек жив, пока горит этот огонь ("смотри, не погасни же, мой огонек"- в песне Веры Матвеевой, например) и т.д.
В алхимическом трактате 16-го века Rosarium Philisophorum написано:
"Заметь, что эликсира не получится, пока тело и дух не пройдут по всем элементам, то есть по природе всех элементов, так, чтобы они стали сначала землей, потом воздухом, то есть паром, в третьих водой и в четвертых огнем, фиксирующим то, что бежит от огня. Ибо огнем называют все то, что не бежит от огня и что в огне не исчезает и не сгорает".
Надо понимать, что эликсир - это не какое-то вещество в склянке. Речь идет о психической материи. То есть его можно представлять как вещество в склянке, но это именно образ, нечто внутреннее, способное преобразовывать другое внутреннее, делать его совершенным.
Поэтому сначала в алхимическом делании мы берем первоматерию (сразу же за процитированным местом в трактате идет строчка: "тот, кто желает познать секрет нашего искусства, должен познать первоматерию наших тел, иначе его работа не принесет плода"), и это может быть как нечто фиксированное, застывшее ("так берегись холодных чувств, не то, гляди, застынешь" - у Бродского) - то есть фиксированные представления, привычные реакции, застывшие чувства и т.д., - так и что-то беспорядочное (которое, в таком случае, нужно, наоборот, сначала зафиксировать, а потом уже снова испарять).
Потом мы это фиксированное испаряем, потом конденсируем и делаем текучим, и, наконец, оно превращается в чистый внутренний огонь, который не сгорает сам в себе и не наносит себе вреда.