Альпинизм - это вам не шахматы, тут думать надо!

Jan 31, 2017 12:26

Есть у меня такое развлечение - в горы ездить. Удается не каждый год, но тем не менее. И особенно люблю я кавказский альплагерь Безенги: и место красивое - маленькие Гималаи, и люди хорошие, ну и условия питания-проживания чудесные.
В прошлом году у меня состоялся третий выезд в это удивительное место, все бы ничего, но мне посчастливилось попасть к изумительному инструктору, о котором я буду помнить всю жизнь!

3, 2, 1... Go!
Билеты по традиции куплены за полгода, обратный отсчет начат. Ничего глобального покупать уже не надо, так, по мелочи аптечку собрать и все.
Утренний рейс из Шереметьево, из Минвод до Нальчика - машина. А там уже 4-5 часов вверх по горным дорогам до самого альплагеря. Июльские смены самые многочисленные - погода в горах звенит, большие дяди-альпинисты мочат крутые траверсы и адские маршруты. Романтика!



Выезжая из Нальчика, тут же поперезнакомились со всем автобусом, чуть ли не разместились вместе в комнатах и практичекси сколотили себе группы.


На фоне нас, хилых и бледнолицых, выгодно отличались два хлопца с характерным загаром, а у одного из них практически ожогом, и сияющими на футболках значками "Альпинист России". Ага, значит приехали на две смены подряд, а сейчас спустились в город на полдня кислородом подышать. Счастливчики!
Это Денис и Никита, рядом с ними дремлет Ирен - все они были у одного инструктора в предыдущей новичковой смене.
"Инструктор вообще красавчик, все здорово сходили, погода была так себе, но инструктор - во мужик. Сейчас на смену только к Санычу!", - без умолку делились впечатлениями ребята.


Постепенно все задремали, автобус медленно полз вверх по направлению к границе с Грузией.




На погранзаставе поймался последний интернет и впереди маячили 3 недели отдыха от цивилизации и, как там у Визбора, "пятница простиралась до самого горизонта, за пятницей следовала вся остальная жизнь". Хотя в тот день была суббота.


Добрались до лагеря уже затемно. Поужинали, решили всякие оргвопросы, заселились и даже сходили выпить божественного Терека. Пообщались с инструкторами, выяснили, кто на смене сейчас, расспросили про настроения в коллективе. Короче, будто и не уезжали отсюда на 3 года! Я при заселении отметилась, что иду в группу Ярулина, я специально к нему ехала, к нему тоже подошла. Со спокойной душой ушла спать.


Всё не так, ребята...

Распорядок дня в лагере весьма нехитрый: в 8.00 завтрак, обед в 14.00 и в 20.00 ужин. Подъем  - во сколько сам хочешь, хоть на завтрак не приходи, но занятия, как правило, с 9 утра начинаются.


В первый день после завтрака решается самый главный вопрос - распределение по группам и инструкторам. Все весьма добровольно и без принуждений. Проблемы изредка возникают только у ребят, которые ходят на 2й спортивный разряд: кому-то не хватает только руководства, кому-то каких-то маршрутов - тут нужно собрать коллектив с более-менее схожими предпочтениями по восхождениям.
А мне-то чего нервничать? Я к Ярулину. Вот еще какой-то весьма молодой юноша записался со мной. Нас двое. И тут нарисовывается группа в полосатых купальниках из 6 человек, все мужики, все приехали из одного города, короче, своей компанией. Все, они сформированы. И попадают к какому инструктору? Правильно, к моему! Нас двоих перекидывают в группу, где пока 4 человека. Все, везде комплект по 6 участников, все по правилам.


Теперь остается лишь немного перетасовать нас и произвести обмен участниками. Ну, чтоб горы не повторялись в книжке альпиниста, или чтобы девочек в группе было не много. Короче, в результате таких обменов я попадаю в группу Денчика и Никиты, которые прилипли к Санычу. К нам попадает еще одна Маша, ее поменяли с этим пацаном, который пришел со мной. Все, комплект готов: 2 Маши, Денчик, Никита, Макс и Давид. Я в некотором недоумении, раздумьях и сменяющей все это панике. Ну как так-то?


Dream Team

"В следующий раз, если все так будет складываться "удачно", просто заберу деньги и уеду. Ибо нафиг такое счастье)) Спасло то, что группа была отменная (такая первый раз у меня прям)!". Это я писала по осени в письме своему знакомому инструктору.
На самом деле, в этом "забрать деньги и уехать" абсолютно ничего страшного нет. Из нашей смены так поступили как минимум двое - не сложились отношения с группой. Сначала на 7й день пребывания свалил дядя Фёдор, еще через неделю - доведенная до ручки Таня, абсолютно неконфликтный и очень легкий в общении человек.
А вот с группой мне действительно подфартило. Несмотря на разницу в возрасте, замечательно сработались, вообще без нареканий (ну, разве что на Давида немного обижена за спущенные камни на голову). Денчик и Никита - моя самая прекрасная и надежная связка, спасибо, вам, ребятки! Вовек не забуду. Машке спасибо за позитив и неунывание в любых ситуациях, хотя я б на ее месте умудрилась бы приуныть. Максу спасибо за жизненную мудрость, ценные советы и наши утренние зарядки в 7 часов. С такой группой - хоть на край света! Учитывая, что аклиматизируюсь меееедленно, я хожу очень плохо, нет, даже ОЧЕНЬ плохо, группа мужественно ждала, пока я приползу из точки А в точку Б. Короче, группа буквально сделала эти 3 недели для меня.


Горы, смех и грех

Но вот инструктора нам, видимо, подменили. По крайней мере, он оказался каким-то двойником того, о котором мне в первый день по дороге в лагерь вещали Денчик с Никитой. Буквально за несколько дней человек претерпел неворятные метаморфозы, несовместимые с деятельностью горного педагога. Это было непредсказуемо и неконтролируемо, грустно и весело. Но мы выстояли.


Наш лексикон пополнился изрядным запасом крылатых фраз!
"Надо мОзги включать, парни" (парней было четверо в группе и мы - две Маши, но… парни);
"Так, сколько у нас парней? Маша, Маша, Денис…" (пересчитывает участников группы).
"Дупло" - плохая погода, плохое состояние рельефа, портящаяся погода, всевозможные страшные последствия от того, что мы ничего не знаем/медленно ходим/вообще ужас какая группа.
"Валим!" - ускоренное передвижение в горах, чтобы избежать дупла (см. предыдущий пункт).


Но не бывает же так, чтоб прям все плохо было. Из несомненно крутых штук:
- Чай с травами и коньяком в термосе на восхождение.
- Любая плацебо-таблетка (аскорбинка, от кашля и т.д.) уставшему участнику с легендой «я тебе сейчас чудо-таблетку дам, полетишь просто!» - все, человек оживает!
- Команда «Все манЭли комом-валом и побежали» - снять беседку со снарягой, как есть, запихать в рюкзак и бежать кушать (разбирается все потом).
- Связывание грудной обвязки и беседки «по-безенгийски» - 2 проводника, но «по-безенгийски», не хухры-мухры!



Вперед и вверх, а там...

Через неделю страданий занятий в лагере и его окрестностях мы наконец-то набрали провизии и дружно утопали наверх, чтобы отзаниматься на льду, акклиматизироваться, подняться еще выше и сходить "открывашку". Оставить там на ночевках бивуак и налегке спуститься в лагерь на пару дней, чтобы еще больше прокачать свою акклимуху. А там уже снова наверх и на две 2А и 2Б сходить.


Добрались до ночевок, обустроились, позанимались, все по расписанию.






Ушли повыше, решили заночевать на хижине Укю-Кош, а там уже пара групп ночует. Время ближе к вечеру, а ребятам выходить ночью, поэтому все спят. Ну, Саныч давай там скандалить и пяткой себя в грудь бить, чтоб нас пустили в хижину. Мы всем коллективом, разумеется против, нам бивуак рядом разбить - дело 15 минут. И мы никому не мешаем спать и сами можем нормально поужинать да погалашиться вечером, нам-то в ночь никуда не идти. Но Саныч уперся крепко. Мне было стыдно, вот честно. Ну, прям до усрачки. Короче, с боем и скандалом уложил нас Саныч в хижину. Ладно, хрен с ним, проехали...




Утром мы пошли на ночевки в Теплый угол, обустроились и там. Вот тут-то у Саныча настроение начало портиться еще стремительней. Захотел разместиться он в хижине Голубятня (крохотная избушка на двоих, и то предназначена она для спасателей) - а там уже вещи чьи-то лежат. Ну, он, как в Джентльменах удачи, вещи чужие долой, свои разложил и такой уже там сидит чай попивает чинно-благородно. Ну, и продолжалось это все до того момента, как Макаров со своей группой не венулся. И снова скандал. И Саныч был выдворен из хижины жить в палатке. Моей, кстати, палатке.
Но настроение Саныча уже было не вернуть!




Например, время выхода на занятия объявлялось заранее, но выйти группа могла и через час после озвученного - он же не уточнил, в 12.00 это или в 12.55! Мы пытались возражать, но на нас спускали стаю собак.


Ладно, и это проглотили. Скоро выходим на "открывашку" же!




Собрались с вечера, приготовили завтрак. Ночью встали, спокойно собрались, позавтракали, вышли.


Подход под маршрут на Укю малый 1Б очень нудный и утомительный - кулуар с разнокалиберной сыпухой. Шаг вперед - на 2 шага назад съезжаешь. И так несколько часов. Мы шархались по этому кулуару, как слепые котятки. Но шли утром, камни частично еще подморожены, поэтому идти более-менее комфортно.


Маршрут сам тоже какой-то бестолковый и короткий - встали в связки и полезли по гребню, одновременно страхуясь.




А вот обратно мы съезжали по уже растаявшей каше из снега, грязи и камней, да и сверху по кулуару начало лететь неслабо. Тут уже Саныч дергаться прям начал. Вселенная услышала, видимо, и послала с легкой подачи Давида булыжник ему в ногу. Ну, тут ух-ох-эх! Макс ногу осмотрел, ничего криминального, идти можно. Пустили Давида вперед, он в качестве бульдозера работал и своим 46м размером ноги спускал неустойчивые камни, а мы все дружненько сзади месили ногами вниз на ночевки.


"Я включил морально-волевые и пошел. А у вас морально-волевых еще нет", - эту фразу мы потом слышали очень много раз. Прилетевший камень (а на самом деле он его сам на себя уронил) Саныч потом вспоминал с таким удовльствием, что вот он тут чуть ли не без ноги остался, требуя у Макса подтверждения, как там все опасно было.
Ну, а Макс чего? Кивал головой. Потом сказал нам, что ничего там с ногой и не было, чтоб так это преподносить.
Поели, отдохнули. Тут от Саныча команда - собираемся и выходим в лагерь.
В лагере хорошо: столовая, душ, Терек, цивилизация и кровать с подушкой и одеялом.


На следующее утро мы собрались, покумекали, чего из продуктов нужно будет взять наверх. И тут без объяснения причин Саныч просто-напросто отказался подписывать нам бумагу о том, что мы с питания снимаемся.
Говорит, после обеда будет разбор прошедшего восхождения и дальнейшие планы он озвучит. После обеда выяснилось, что Саныч выходить наверх вообще не хочет с нами, мол, в группе много проблем. Он захотел нас расформировать! Ну, т.е. мы пойдем, но в других отделениях, в которых после открывашек места освободятся. Я не знаю, откуда он взял такую интерпетацию происходившего на горе, вроде с нами был. Но по-своему передал все события, поведение участников и все сказанное на маршруте. Действительности это, разумеется, не соответствовало. На прощание еще упрекнул, что мы после горы вниз захотели, на базу... Хотя в общем все были не против остаться наверху... Ну да ладно.


Инструкторы соседних отделений, разумеется, своих бросать не стали, поэтому тут уже без вариантов - Саныч просто обязан с нами идти. До ужина я ушла нахер бродить по полям, потому как эмоции зашкаливали, надо было успокоиться и привести мысли в порядок. Ок, вроде послезавтра он согласился выйти.


Утром выяснилось, что накануне Саныч сходил в баню, на следующий день в 5 часов утра пришел в хорошее расположение духа, заглянул к Максу и сказал, что все нормально, мы выходим сегодня.
Ладно, хрен с ним. Собрались, получили продукты, двинули наверх.
Завтра выход на 2А.


Вторая часть Мерлезонского балета

То ли к счастью, то ли к несчастью, но я свалилась с каким-то простудифилисом-трипературой прям в ночь выхода на Гидан (как я хотела сходить этот маршрут!) и утром медленно и печально с температурой и соплями потопала вниз в лагерь под пристальным присмотром группы Саши Абросимова, от сопровождения которой мой плавящийся мозг пытался отбрехаться. Но меня насильно конвоировали  в лагерь и даже пригрозили начать лечить.


Все происходящее с моей dream team на 2А и далее слышала от самих ребят и немного по сеансам радиосвязи. Помню, как ждала, когда группа пойдет на 2Б на прекраснейший и живописный Архимед (ах, мечта моя!), и тут услышала в эфире, что группа в полном составе от восхождения отказалась. Вот тут-то я и поняла, что там наверху полный финиш, т.е. самое настоящее "дупло".

Как оказалось, не группа отказалась, а Денис с Максом и Давидом. Потому что Машу и Никиту Саныч накануне отстранил от восхождения! Причина (тут прям фанфары должны быть!) - выход за пределы радиуса бивуака (50 или 100 м. что ли)! Это чудесно, на мой взгляд. Вот вообще прекрасно. Короче, группа была доведена до белого каления.

На схоженных 2А  - Укю и Гидан - ребята, кстати, тоже немного поплутали. Поэтому на Архимед-то Саныч и сам вряд ли хотел (подсознательно и в глубине души), там можно было вообще нормально так заблудиться (длинный маршрут, куча кулуаров, из которых можно выйти вообще в другое ущелье).

Когда ребята спустились, настроение у них, конечно, было ниже плинтуса. Макс так вообще был чернее тучи. Вы понимаете, что это надо очень сильно постараться, чтобы вывести из себя здорового мужика под полтинник, врача хирурга высшей категории и кандидата медицинских наук?
Саныч явно соскучился по мне, поэтому сразу же взял меня в оборот, поведал свою версию событий и оставшееся время маниакально пытался меня вылечить. Сначала настойчиво предлагал растереть меня коньяком,но я отбилась! А потом многокоратно и сокрушенно повторял, "Надо было тебя коньяком растереть, тогда бы ты быстренько выздоровела". Через какое-то время я даже побаиваться его стала.


А вот над завершением любой тирады словами "Да, Маша?" либо "Да, Маша? Ты же у нас четырежды значок" под конец смены рыдала вся группа. Потому что произносилось это раз по 20-30 на дню. Мне уже было не до смеха.


Еще как-то болезненно он воспринял то, что я в Казахстане была в альплагере. Судя по всему, у него какие-то особые представления о севере Тянь-Шаня, которые к тому же мало соответствуют действительности. По сему поводу стабильно 2-3 раза в день я слышала варианты фразы "Это же не то, что в Азии / как в Азии / там, в Азии". Повод для воспроизведения был совсем не важен:)


Под конец не выдержала и Маха, там еще чуть-чуть и был бы конфликт. Накал страстей был ого-го!
"Ёжик, улыбнись!", - ежедневно подбадривал он закипающую Машку. Она сначала у него была Марусей, потом Машкой, Махой, потом Гаврошем, смену закончила Ёжиком. Ёжик - потому что колючая и суровая. Но тут уж не только ежиком станешь...
В результате Макс и Денис уехали до окончания смены с мыслями, что альпинизм им не нужен.
О нашей смене уже легенды ходили, т.к. остальные инструктора, мягко говоря, в шоке от того, что творилось с нашей группой.


Саныч тем временем тоже воодушевленно засобирался домой, к семье. Его совсем не беспокоили упаднические настроения в коллективе, ну, вроде так и надо. По-прежнему пытался растереть меня коньяком, а перед отъездом так вообще подкатил с весьма неожиданным предложением!
Подходит как-то и говорит:
"Маша, у меня к тебе предложение!"
"На мильон?", - вяло попыталась отшутиться я.
Протягивает мне маникюрные ножнички: "Подстриги мне брови!"
"?!..."
Из клёвого и незабываемого - разгромная характеристика в книжках ребят с рекомендациями еще раз повторить этап НП-2.
Машке написал, что она вообще для альпинизма не подходит, страховаться не хочет, другим участникам обеспечивать страховку тоже не желает.
Никите (был у него же перед этой сменой на НП-1) приписал "боязнь глубины", все жалел, что у Никиты папа уехал, а то он с ним поговорил бы, что сын еще не готов к альпинизьму (папа был в Безенгах, ходил траверс Дых-Тау - Мижирги, что ли).
И все это моей рукой! Т.е. я сидела и писала этот бред по диктовку... Я в этот момент себя будто со стороны видела, что вот я сижу и моя рука сама по себе что-то пишет, разрыв с мозгом полнейший. Мне хотелось сквозь землю провалиться.
Больше всего надеюсь, что никто из последующих инструкторов это читать не будет.


Короче, было познавательно! Это были 2 недели психологического насилия. Мне кажется, что после произошедшего я смогу ходить с кем угодно и куда угодно.


Долечивалась я уже в Москве, попутно переваривая все произошедшее.
Но повторить еще разок смену с Санычем я вряд ли захочу:)
Хотя, кто знает:)
Мало ли, может, и у меня уже морально-волевые отрастут и я как включу мОзги да как пойду?
Шютка!
Может, это знак свыше был? Что пора завязывать и ехать на море.


Ну, и мудрость года от строгого, но справедливого инструктора, спасателя и просто человека-легенды Адильбия Ахкубекова: «Второй разряд закрывается ногами. Жумарить потом будете»

личное, я, альпинизм, былое, фото

Previous post Next post
Up