В Центральной Азии колоссальный запрос на новую политику России

Feb 14, 2013 11:31




Политика


Многовекторность для безопасности - враг

Автор: Юрий КРУПНОВ
14.02.2013
Причины охлаждения отношений между Россией и Казахстаном - многовекторная политика Акорды, отсутствие внятной политики в Центральной Азии у Кремля и гиперактивность в регионе США и НАТО, считает политолог Юрий Крупнов.
Центральная Азия на пороге больших перемен. До конца следующего года Афганистан покинет основная часть войск коалиции США и стран НАТО. Эксперты говорят, что далее регион подстерегают многие угрозы: распространение исламского терроризма, увеличение и без того немалого наркотрафика.

Что может противопоставить Центральная Азия этим угрозам? Почему на столь тревожном фоне испортились, как говорят эксперты, отношения между двумя важными игроками в регионе - Россией и Казахстаном? Ответы на эти вопросы искали вместе с председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым.

- Юрий Васильевич, как известно, президент США Барак Обама в своем последнем Послании «О положении США» подтвердил намерение вывести большую часть войск из Афганистана до конца 2014 года. Каковы, на ваш взгляд, возможные сценарии развития событий в Центральной Азии после ухода из Афганистана войск коалиции?

- Эти сценарии невозможно рассматривать и предлагать без обозначения той позиции и той политики, которую займет Россия. Это и есть главный фактор Х. Если ее позиция будет страусиной и, соответственно, никаких серьезных инициатив, действий по установлению стабильности в Центральной Азии не будет предложено, то нет никаких сомнений в том, что мы получим гигантский очаг нестабильности. Сбудутся предсказания того же Бжезинского о «балканизации» региона. А мы увидим «арабскую весну», а может быть, «зиму», «осень» или «лето».

- Существует прямая угроза территориальной целостности стран Центральной Азии?

- Никакой прямой угрозы нет. По крайней мере, основной раскручиваемый жупел талибов, которые якобы хотят осуществить экспансию в государства Центральной Азии, - абсолютная выдумка, фикция, не соответствующая ни текущим обстоятельствам, ни природе движения «Талибан». Это страшилка, используемая для того, чтобы обосновывать и воспроизводить заокеанское присутствие в сердце Азии, как называют Афганистан, и в регионе в целом. Более того, вся политика США и НАТО направлена на то, чтобы вокруг Афганистана создавать не только АфПак - новый регион Афганистан-Пакистан, но и то, что я называю АфЦА, то есть «Афганистан-Центральная Азия» как единый регион-плацдарм американо-натовского присутствия. И в этом плане так или иначе США будут наиболее заинтересованными в базовой стабильности региона при конфликтах низкой интенсивности, поскольку им жизненно важно расширить афганский военно-стратегический плацдарм до плацдарма большой Центральной Азии.

- А могут ли правительства стран региона самостоятельно обеспечить безопасность?

- Ответ очевиден: безусловно, не смогут. Другое дело, что мы видим, с одной стороны, растерянность руководства центральноазиатских стран, а с другой стороны - им приходится делать тяжкий выбор между российскими и американскими гарантиями безопасности, что крайне сложно, потому как многовекторность в чистом виде здесь больше не пройдет. И не случайно к настоящему времени сформировался колоссальный запрос на новую центральноазиатскую и афганскую политику России.

- Например, какой она может быть?

- Мне кажется, что это зависит от того, какое будущее видит сама Центральная Азия. Если хотим форсированного развития и считаем, что ЦА в перспективе будет регионом благополучия, процветания и стабильности, то нужно привлекать все мировые силы, прежде всего - Россию, для организации форсированного развития. Если же удовлетворяет нынешнее состояние неопределенности и экономической слабости, то, в принципе, никто и не нужен.

- Так Таможенный союз уже работает, впереди - Евроазиатский. Но, правда, споры не утихают до сих пор о том, возможен ли экономический союз в условиях, когда политические системы стран региона серьезно отличаются. А вы как считаете?

- Я не вижу каких-то кардинальных отличий в политических системах. В том смысле, что, с одной стороны, мы должны быть признательны руководителям всех стран ЦА за то, что они в тяжелейших условиях обеспечивают базовую стабильность. Не признавать этого, на мой взгляд, несправедливо. А с другой стороны, вопросы-то возникают. На мой взгляд, конфликты происходят не из-за разницы в режимах, а по причине фундаментальных объективных противоречий, уже давно перезревших, ибо им как минимум четверть века. Не решая эти проблемы - водную или транспортную, к примеру, - мы, конечно, не добьемся консолидации и региональной интеграции.

- Кстати, недавно Астана ратифицировала соглашение с Парижем о военном транзите, и скоро в аэропорту Шымкента начнут приземляться самолеты с грузами из Афганистана. Однако согласно регламенту Организации договора о коллективной безопасности, открытие подобных иностранных военных объектов должно происходить с согласия государств - членов этой организации. Рискует ли Шымкент таким образом стать вторым Манасом?

- Я еще раз повторюсь: это зависит от политики Российской Федерации. Российская Федерация заключает точно такие же соглашения и с итальянцами, и с НАТО - по тому же так называемому «пункту» в Ульяновске (а в соответствии с классификацией Пентагона, не пункту - а классической военной базе). Соответственно, аэродромы и в Краснодаре, и в Ульяновске уже используются для транзита натовских военных грузов. Безусловно, с учетом такой политики будет очень трудно объяснить, скажем, Казахстану или другому государству, почему они не должны создавать подобные «пункты».

- А могут ли быть прочными соглашения, заключенные авторитарными правительствами? Ведь при смене власти новый правитель (независимо от политических взглядов) может отказаться от ранее взятых на себя обязательств.

- К сожалению, очень часто в международных отношениях мы видим отказ от договоренностей, и все-таки это определяется не степенью авторитарности режима, а тем, что называется «реал политИк», попыткой лавировать, маневрировать в сложнейших объективных ситуациях. Поэтому я считаю, что основные силы нужно обратить на организацию развития региона в целом, его мощный подъем. Нужна форсированная индустриализация всего региона - и это, кстати, опять же, невозможно без опережающей индустриализации России и Казахстана. Вот тогда мы будем не гадать на кофейной гуще об отношениях режимов, а построим прочную базу для центральноазиатской интеграции и процветания.

- Но пока статистические данные подтверждают худшие опасения критиков Таможенного союза - внешние границы союза превратились в открытые ворота для импорта в Россию товаров из Китая и других государств. Что произойдет, если внешняя граница переместится еще дальше на юг?

- Я не сказал бы «худшие опасения», потому что нужно выбирать между интеграцией и экономическими ситуационными выгодами. Россия сделала выбор в пользу экономической интеграции, поскольку без мощного единого рынка примерно на 300 миллионов человек мы будем несостоятельны в геоэкономическом плане, в соревновании с другими геоэкономическими системами. Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы экономить миллиарды рублей в текущем режиме, а чтобы с перспективой выигрывать сотни и более миллиардов долларов.

- Но при этом в России все чаще звучат различные инициативы, призванные ограничить миграцию в страну из стран Центральной Азии: это и введение визового режима, и въезд на территорию страны только по загранпаспорту, и создание групп, которые будут отлавливать мигрантов. Почему Россия стремится огородиться от тех, кого призывает объединяться?

- С точки зрения технической по отношению к регулированию миграции и борьбе с транснациональными угрозами, преступностью и терроризмом введение визового режима практически ничего не даст. Другое дело, если - и это предложение уже озвучено президентом России в Послании Федеральному Собранию в декабре прошедшего года - разрешить въезд на территорию России для граждан СНГ только по заграничным паспортам международного образца. Мне кажется, это решит многие проблемы. Будет отлажена система пересечения границы. И этого абсолютно достаточно.

- Кстати, в последнее время между Россией и Казахстаном сложились довольно непростые отношения. Эксперты заговорили о похолодании. А как, по-вашему, эти моменты могут отразиться на совместных проектах двух стран: Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, ЕврАзЭС?

- Таможенный союз не пострадает, потому что, так или иначе, от него больше выигрывает Казахстан и, например, Турция, которая использует Таможенный союз крайне эффективно.

- Например?

- Для проникновения на рынки. А вот то, что портятся политические отношения, так это во многом определяется, повторюсь, неясной российской политикой по отношению к региону в целом, включая Афганистан. Нет однозначной политики. А без нее действительно объективны противоречия и гиперактивность США и НАТО. Они будут и дальше Казахстан буквально разрывать в разные стороны. И противоречия между нашими братскими странами будут только усиливаться.

Подготовила Татьяна ГАРЬКАВАЯ

США, Афганистан, НАТО, Новый Средний Восток, евразийское развитие, военные базы, Казахстан, Евразийский союз, Центральная Азия, Средняя Азия, Новая большая страна

Previous post Next post
Up