Информационно-аналитическое издание, №6 (61) 2011
В Российской Федерации в штатном составе дальней авиации находятся 56 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Фото: Вадим САВИЦКИЙ
У НАС И У НИХКогда сравнение не в пользу Москвы
Обзор направленности работ в США и России по развитию военно-воздушных сил и принципов их боевого применения
Современное состояние военной авиации России является критическим. Это обусловлено низким уровнем исправности авиационной техники, физическим износом и моральным старением систем и средств управления и обеспечения, объектов инфраструктуры, низким уровнем подготовки летного состава, недостаточными темпами работ по модернизации техники, находящейся на вооружении. По уровню своего развития отечественная авиация от ВВС США отстала, похоже, навсегда.
В интересах осуществления планов силового решения по устранению возникающих для США политических и экономических проблем акцент в развитии ВВС делается на совершенствование систем вооружения и развитие концепций их применения.
Одна из них, оказывающая наибольшее влияние на создание авиационных систем поражения, - концепция быстрого глобального удара.
Важнейшими документами, регламентирующими вопросы строительства и боевого применения ВВС США, являются программы «Глобальное воздействие: перспективы ВВС в XXI веке» и «Основная доктрина ВВС», которые формулируют важнейшие оперативные концепции применения ВВС: глобальный удар, точное поражение, информационное превосходство, господство в воздухе и космосе, глобальная мобильность и гибкая боевая поддержка.
Сущность концепции быстрого глобального удара заключается в нанесении синхронного удара на всю глубину территории противника по наиболее важным объектам, уничтожение которых резко снижает возможности сопротивления и обеспечивает в дальнейшем свободу действия экспедиционных наземных, авиационных и морских сил.
Общая целевая установка, принятая Пентагоном, - сформировать в ближайшие 10-15 лет «промежуточные» возможности нанесения глобального удара в то время, пока совершенствуются гиперзвуковые и другие технологии, необходимые для достижения конечной цели - развертывания систем глобального удара, которые могли бы поразить любую цель в мире в кратчайший промежуток времени.
К «промежуточным» возможностям относятся совершенствование высокоточных средств поражения, ударных беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, систем связи и управления, комплекса разведки, наблюдения и слежения, формирование глобальной среды взаимодействия сил и средств на основе интегрированных информационно-сетевых структур, повышение общего быстродействия центров командования и управления.
В ГПВ предусмотрено к 2016 г. закупить 90 новых АК: 70 Су-34 (на снимке), 10 ПАК ФА, 6 Су-27СМ2 и 4 МиГ-29СМ2
Фото: Илья МОИСЕЕНКО
В Российской Федерации развитие авиационных систем осуществляется на основе Плана строительства ВС РФ, Комплексной программы оснащения (переоснащения) частей и соединений ВС РФ и Государственной программы вооружения. Концептуальные документы по развитию форм и способов применения ВВС, а на их основе выработанные планы по совершенствованию боевых авиационных систем на долгосрочную перспективу в ВВС отсутствуют. Вместе с тем существует понимание необходимости перехода к адаптивным формам военных действий, в частности к адаптивным воздушным операциям (то есть адаптивно к складывающейся обстановке применять выделенные силы и средства в интересах поражения объектов противостоящей стороны).
Однако переход к новым формам сопряжен с целым рядом проблем, в том числе количественно-качественного характера авиационных систем, недостаточным развитием информационной составляющей на ТВД и элементов инфраструктуры ВВС, недостатками в организационно-штатной структуре войск и сил ВКО и их всестороннего обеспечения.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОЕВЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Пилотируемые системы
Стратегическая (дальняя) авиация
Министерство обороны США с учетом тенденции сокращения количества авиабаз на заморских территориях и их недостаточной защищенности от ударов ракет или от диверсионных актов, а также удаленности района возможного конфликта, превышающей радиус действия истребителей-бомбардировщиков от мест базирования, вынуждено было обратить внимание на совершенствование бомбардировочной авиации.
В ВВС планируют выполнение программы создания воздушного компонента для системы быстрого глобального удара осуществить в три этапа. Первый этап - модернизация существующего парка бомбардировщиков. Второй - разработка промежуточного варианта (начало работ в 2008-2010 гг., развертывание в 2018-2025 гг.). На третьем этапе должен быть создан принципиально новый самолет на основе новейших технологий.
Модернизация существующего парка бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2 (группировка стратегической авиации США насчитывает порядка 169 самолетов) уже интенсивно реализуется и включает в основном совершенствование электронного оборудования и систем связи, а также адаптацию самолетов к использованию практически всего спектра высокоточного оружия класса «воздух-земля».
Реализация второго этапа связана не столько со старением существующего парка бомбардировщиков (по прочностным характеристикам самолеты В-1, В-52 и В-2 могут эксплуатироваться до 2038, 2044 и 2058 гг. соответственно), сколько с возрастающей угрозой срыва выполнения предназначенных для них задач. В частности, бомбардировщики В-52 и В-1, обладая большой дальностью и бомбовой нагрузкой, становятся бесполезными системами при наличии у потенциального противника эффективных наземных и воздушных средств ПВО. Технология снижения заметности, используемая на бомбардировщике В-2, обеспечивает безопасность его применения в основном в ночных условиях. Не последнюю роль играет также фактор роста стоимости оперативного использования существующего парка бомбардировочной авиации.
В связи с этим ВВС предложили сократить количественный состав бомбардировщиков В-52 до 56 единиц, что позволит поддерживать в постоянной боевой готовности 44 самолета. Кроме того, командование ВВС намерено сократить парк бомбардировщиков В-1 на 32 единицы, придав остальным способности доставки 24 высокоточных боеприпасов в район целей на дальность более 2000 км за 2,5 ч. и возвращения на базу с одной дозаправкой.
Стратегические бомбардировщики В-2 будут находиться в строю ВВС США до 2058 г.
Фото: US AIR FORCE
Планами совершенствования бомбардировочной авиации предусматривается в 2008-2010 гг. начать строительство нового среднего бомбардировщика, получившего пока условное наименование В-3 (радиус действия - 3200 км, боевая нагрузка - до 12 700 кг) с тем, чтобы приступить к его развертыванию в 2018 г. В дальнейшем намечается создать гиперзвуковые воздушно-космические летательные аппараты.
В Российской Федерации в штатном составе дальней авиации находятся 70 стратегических ракетоносцев (14 Ту-160 и 56 Ту-95МС), 66 дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22МЗ и два дальних самолета-разведчика Ту-22МР. Общее количество самолетов составляет 138 единиц.
Оперативные возможности группировки дальней авиации не превышают 30% от потенциального уровня при решении задач с применением обычных средств поражения и 50% при решении задач с применением ядерного оружия.
Реализация мероприятий ГПВ не предусматривает закупку новых АК, но позволяет увеличить долю модернизированной техники в составе дальней авиации. Предполагается к 2016 г. парк ударных самолетов будет состоять из 18% модернизированных АК, а к 2021 г. доля модернизированных АК может составить 86%.
ТАКТИЧЕСКАЯ (ФРОНТОВАЯ) АВИАЦИЯ
В соответствии с планами ВВС США по развитию бомбардировочной авиации, опубликованными в 1999 г., разработка нового бомбардировщика должна была начаться не ранее 2019 г. с принятием на вооружение в 2027 г. В связи с этим ВВС из выделяемых на НИОКР ассигнований тратили порядка 90% на создание истребителей пятого поколения и модернизацию существующего парка боевых самолетов. В настоящее время в производстве находятся два типа истребителя пятого поколения - F-22 и F-35, разработанные на базе новейших технологий.
Истребители F-22 выпускаются с темпом 20 самолетов в год. Производство утвержденного конгрессом количества самолетов (183 единицы) завершилось в 2010 г. Однако командование ВВС настаивает на продлении сроков их выпуска до поступления первых самолетов F-35, надеясь дополнительно приобрести еще 20 экземпляров F-22.
Не изменились планы ВВС США закупить более 1700 истребителей F-35, которые должны заменить F-16, А-10 и F-117. Намечаемый темп выпуска - 80 самолетов в год. Таким образом, завершение поставок можно ожидать в 2034 г. Оперативные возможности их использования, хотя и ограниченные, будут достигнуты уже в 2013 г.
Примечание: 20 - планируемое количество самолетов одного типа в 2007, 2011, 2015, 2020 и 2024 годах соответственно
Кроме этого планируется в боевом составе ВВС оставить 178 истребителей-бомбардировщиков F-15, а из 1300 самолетов F-16 в эксплуатации к 2013 г. сохранить 1100 единиц с последующим выводом из строя по 100 самолетов ежегодно. Практически все штурмовики А-10, продемонстрировавшие высокую эффективность в локальных конфликтах, сохранятся в боевом составе не менее чем до 2028 г. Истребитель-бомбардировщик F-117, значительно уступающий по боевым возможностям F-22 и F-35, снят с вооружения в 2008 г. В целом состав парка пилотируемых тактических ударных средств ВВС США сократить к 2025 г. с 2500 до 1800 единиц за счет вывода из строя истребителей F-16 и частично F-15. При этом порядка 50% парка будут составлять истребители-бомбардировщики F-35.
В качестве аналога тактической авиации США в ВВС России может рассматриваться самолетный парк фронтовой авиации, общая численность которого составляет порядка 1400 авиационных комплексов (истребительной авиации - 720 истребителей Су-27, МиГ-29, МиГ-31; бомбардировочной авиации - 281 фронтовой бомбардировщик Су-24, Су-24М; штурмовой авиации - 280 штурмовиков Су-25; разведывательной и специальной авиации - около 150 разведывательных самолетов Су-24МР).
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих критическое состояние парка самолетов фронтовой авиации (ФА), является истечение сроков службы и ресурсов авиационных комплексов (АК), поэтому первоочередное значение в условиях финансовых ограничений приобретает их модернизация.
В ГПВ предусмотрено к 2016 г. модернизировать 254 самолета (Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31) и закупить 90 новых АК (70 Су-34, 10 ПАК ФА, 6 Су-27СМ2 и 4 МиГ-29СМ2).
Командование ВВС намерено сократить парк бомбардировщиков В-1 на 32 единицы, придав остальным способности доставки 24 высокоточных боеприпасов в район целей на дальность более 2 тыс. км за 2,5 часа и возвращения на базу с одной дозаправкой
Фото: US AIR FORCE
Анализ изменения численности самолетного парка ФА с учетом мероприятий ГПВ-2015 показал, что после 2015 г. следует ожидать его обвального сокращения, обусловленного истечением предельных (с учетом продления) сроков службы и ресурсов. Так, если к 2010 г. численность парка ФА сократилась на 11%, то к 2016 году она уменьшится на 33%. Доля новой авиационной техники в составе ФА к 2016 г. составит менее 10%, модернизированной - 26%. К 2020 г. из состоящих в настоящее время на вооружении ФА останется в строю не более 140 АК, которые будут списаны уже к 2023 г. При этом все истребители, состоящие в настоящее время на вооружении и не прошедшие модернизацию, будут списаны уже к 2020 г.
БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ
Технологические достижения в области миниатюризации электронных систем в сочетании с растущими потребностями Министерства обороны США в беспилотных летательных аппаратах (БЛА), показавших высокую эффективность в ходе локальных конфликтов, предопределили резкое увеличение ассигнований на реализуемые в стране программы создания этого вида боевой техники. Рост финансирования работ в области создания БЛА за последние четыре года нашел свое отражение в резком увеличении количества беспилотных летательных аппаратов, находящихся на вооружении всех видов ВВС США. Так, если в 2002 г. в боевом составе насчитывалось лишь 217 БЛА, то в 2006 г. - около 3500 единиц, в том числе порядка 2900 небольших тактических летательных аппаратов. Об эффективности БЛА свидетельствует увеличение в восемь раз продолжительности их использования в Ираке и Афганистане за период 2001-2006 гг. (с 20 000 до 160 000 ч.). При этом на долю небольших летательных аппаратов приходится 50% налета.
Одновременно с количественным увеличением БЛА в боевом составе ВС США активно ведутся работы по их совершенствованию. Основное внимание уделяется расширению возможностей БЛА по боевому использованию в решении задач по следующим категориям: осведомленность о ситуации в боевом пространстве, управление войсками, применение сил, защита сил, целенаправленное материально-техническое обеспечение.
Руководство объединенных командований и видов ВС наивысший приоритет на период 2005-2009 гг. отдало решению разведывательных задач. Категория применения силы с использованием ударных БЛА (УБЛА) по приоритетности заняла лишь третье место.
В интересах решения задачи осведомленности о ситуации в боевом пространстве работы сосредоточены в основном на создании датчиков, позволяющих выявлять, идентифицировать и определять точное местоположение и состояние целей, а также на обеспечении своевременной передачи разведывательной информации потребителю. В основном это относится к стратегическому самолету-разведчику RQ-4A «Глобал Хок» (в 2006 г. поставлено на вооружение 7 БЛА, до 2015 г. планируется закупить еще 50 БЛА).
Кроме ВВС вопросами применения БЛА активно занимаются сухопутные войска США. По планам СВ с 2004 г. на вооружение дивизий и бригад поступают тактические БЛА RQ-7A «Шэдоу-200» из расчета 16 БЛА в дивизии и 4 БЛА в бригаде. Линейные батальоны и дивизионы укомплектовываются мини-БЛА «Рэйвен» из расчета 12 мини-БЛА в батальоне и 6 - в дивизионе. Исходя из боевого состава сухопутных войск всего планируется иметь свыше 600 единиц БЛА RQ-7A «Шэдоу-200» и более 4000 единиц мини-БЛА «Рэйвен».
Работы в области создания УБЛА в настоящее время сосредоточены в основном на совершенствовании существующих ударных систем (MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер»), придании ударных функций находящимся на вооружении и разрабатываемым БЛА и создании принципиально новых летательных аппаратов в интересах решения задачи глобального удара.
Перспективными планами ВВС предусматривалось к 2010 г. развернуть 15 эскадрилий MQ-1 «Предатор» и закупить в дополнение к 60 имеющимся БЛА еще 170 единиц этих образцов. Для укомплектования всех эскадрилий потребовалось не менее 250 MQ-1 «Предатор».
Более совершенным с точки зрения летных характеристик и ударных качеств является УБЛА MQ-9 «Рипер» и для ВВС США планировалось приобрести их около 60 единиц.
В Вооруженных Силах Российской Федерации на вооружении строевых частей ВВС имеются 172 БЛА устаревших типов «Рейс», «Пчела» «Стриж» и «Перо» (исправность БЛА не превышает 50%, установленный срок эксплуатации всех стоящих на вооружении БЛА истекает к 2013 г.).
ГПВ предусмотрено закупить 12 комплексов «Строй-ПД» с 72 БЛА «Пчела-1К», 8 комплексов «Проходчик» с 48 БЛА, один комплекс «Роллер» с 6 БЛА вертолетного типа, а также осуществить капитальный ремонт пяти ранее принятых на вооружение комплексов БЛА. Реализация мероприятий ГПВ позволит иметь в составе ВВС 26 комплексов с БЛА (всего 156 БЛА), в том числе поступит на вооружение 21 новый комплекс (126 БЛА).
В целом сравнение развития комплексов с БЛА в России и США показывает, что к 2015 г. при условии выполнения запланированных в ГПВ-2015 работ в полном объеме ВВС США будут превосходить по количеству комплексов с БЛА средней дальности более чем в семь раз (348 к 48 ЛА) и комплексов малой дальности в два раза (207 к 108 ЛА). При этом в составе ВВС РФ комплексов с БЛА большой дальности не будет вообще (в отличие от США - 257 ЛА). Общие тенденции развития комплексов с БЛА по функциональному назначению в США и России в целом сопоставимы.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ВЫСОКОТОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ
Большая эффективность высокоточных систем оружия в принципе изменила идеологию проведения воздушных операций ВВС США. Так, если в 1991 г. в ходе боевых действий в Ираке на поражение одного объекта выделялось несколько истребителей-бомбардировщиков, то уже в 2003 г. (операция «Свобода Ираку») планировалось использование одного самолета для уничтожения нескольких целей. Этому способствовало принятие на вооружение таких высокоточных систем, как унифицированные боеприпасы прямого поражения целей JDAM - основное средство, применяемое для удара по стационарным защищенным объектам; корректируемые кассетные бомбы WCMD и JSOW, оснащаемые самонаводящимися суббоеприпасами; крылатые ракеты SLAM ER. На завершающем этапе испытаний находились крылатые ракеты JASSM с дальностью полета порядка 400 км.
Следует отметить, что весь существующий арсенал высокоточного оружия ВВС США пока не позволяет решать задачу уничтожения заглубленных высокозащищенных объектов. Попытки начать разработку малогабаритных ядерных зарядов для бомб калибра 1000 и более килограммов были заблокированы конгрессом, хотя можно полагать, что исследования в этом направлении продолжаются, так как предложение о начале разработки, видимо, базировалось на имеющемся заделе, предполагающем реализации данной идеи.
ВВС США предлагают сократить количественный состав стратегических бомбардировщиков В-52 до 56 единиц, что позволит поддерживать в постоянной боевой готовности 44 самолета
Фото: US AIR FORCE
Сохраняется не решенной в полном объеме важнейшая проблема уничтожения движущихся целей. Работы в этой области ведутся в направлении оснащения небольших боеприпасов головками самонаведения на конечном этапе полета и двусторонними линиями связи в целях корректировки выбора объекта поражения и траектории полета. Вторым средством поражения мобильных целей в ближайшей перспективе, вероятно, станут барражирующие системы, разрабатываемые по программе «Недорогие автономные ударные системы».
Существенное значение для нанесения удара по целям, требующим минимального времени для уничтожения после их обнаружения, имеет скорость доставки поражающих элементов. В решении этой проблемы упор делается на создание ракет с гиперзвуковой скоростью полета. Из всех программ в области разработки двигателей для гиперзвуковых ракет наиболее продвинутыми считаются Х-51 и HyFly.
В целом поступление на вооружение ВВС США высокоточных средств поражения позволяет сократить парк тактических ударных самолетов с одновременным увеличением объема решаемых задач.
В Российской Федерации существующее положение дел с развитием отечественных авиационных средств поражения (АСП) можно охарактеризовать как достаточно тяжелое. Серийные закупки оружия были практически прекращены с начала 1990-х гг., осуществлялось только мелкосерийное производство в основном в интересах экспорта.
В этих условиях к настоящему времени запасы АСП практически исчерпаны и не превышают 30% от действующих норм. В период с 2005 по 2015 г. в связи с истечением предельных назначенных сроков службы должны быть сняты с вооружения все находящиеся в запасах образцы высокоточного оружия и значительная часть неуправляемого оружия.
Существующая номенклатура авиационного оружия уже не в полной мере отвечает возросшим требованиям, современным условиям боевого применения и задачам, стоящим перед ВВС, и требует существенного обновления, особенно в части создания высокоточного оружия с использованием последних научно-технических достижений. В большинстве образцов не реализованы боевые свойства круглосуточности, всепогодности, помехозащищенности и многоканальности применения. Отставание от зарубежных аналогов составляет 5-10, а по некоторым направлениям и более лет.
В связи с этим ключевая проблема, решаемая в рамках ГПВ в части НИОКР, - обеспечение существенного повышения эффективности разрабатываемых систем оружия и сокращение их номенклатуры. Также объемы серийных закупок образцов АСП должны обеспечить потребности модернизируемых и поступающих на вооружение новых типов АК в запасах оружия, потребных для выполнения задач, решаемых авиационными группировками в локальной войне. Вместе с тем объемы запланированных ассигнований, выделенных на совершенствование АСП, ниже требуемых в 1,8 раза, а на закупку серийных образцов - в 15-20 раз.
Учитывая, что выделяемые на закупки АСП объемы финансовых средств не позволяют в полной мере решить проблему обеспеченности авиации их потребными запасами, главной целью в области закупок авиационного вооружения является развертывание серийного производства в ограниченных количествах приоритетных образцов оружия (базовые образцы управляемого классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и неуправляемого оружия). Это позволит сохранить научно-технический, производственный и мобилизационный потенциалы организаций оборонных отраслей промышленности и летно-испытательную базу ВВС, а также обеспечить возможность своевременного освоения в войсках перспективных типов АСП.
ВЫВОДЫ
США продолжают активно проводить военно-техническую политику, направленную на интенсивную модернизацию существующих образцов авиационной техники и вооружения, а также создание перспективных средств вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. В интересах реализации намеченных оперативных концепций разрабатываются обеспечиваемые масштабным финансированием долгосрочные программы развития авиационно-космической техники. В последние годы для развития ВВС выделяется порядка 30-33% военного бюджета.
Современное состояние военной авиации России является критическим. Это обусловлено низким уровнем исправности авиационной техники, физическим износом и моральным старением систем и средств управления и обеспечения, объектов инфраструктуры, низким уровнем подготовки летного состава, недостаточными темпами работ по модернизации техники, находящейся на вооружении, и по созданию авиационных комплексов 5-го поколения, практическим отсутствием закупок новой авиационной техники для замены образцов, выводимых из боевого состава по истечении назначенных сроков службы. Крайне низким является уровень оснащенности боевых полков авиационным управляемым оружием. Основной причиной такого состояния является недостаточное финансирование.
По предварительным оценкам, для сохранения и поддержания авиационной группировки ВВС, обеспечивающей решение задач по предназначению на минимально допустимом уровне (сдерживающие действия), требуется свыше одного трлн. руб., что в 2,2 раза превосходит объем финансирования мероприятий, запланированных в ГПВ.
Ограниченное финансирование авиации ВВС и как следствие недостаточные объемы закупок новой техники не позволят компенсировать естественный выход АК по назначенному сроку службы. На рубеже 2015 г. в составе авиационной группировки ФА будет 65% устаревших АК, 30% - модернизированных и 5% - новых АК, а в составе группировки дальней авиации (Ту-22МЗ) к модернизированным образцам будут относиться только 2% АК. В период после 2015 г. следует ожидать резкого сокращения численности АК вследствие истечения предельных (с учетом продления до 30-35 лет) сроков службы. Кроме этого из-за списания большого количества самолетов Ту-22МЗ дальняя авиация практически не будет иметь возможности решения задач на континентальных и морских ТВД в составе сил общего назначения.
Для поддержания численности авиационной группировки ФА на минимально допустимом уровне (около 1000 АК) необходимо в период 2010-2020 гг. дополнительно осуществить закупки новой авиационной техники в объеме 500-600 АК.
Обеспеченность авиации ВВС авиационными средствами поражения к 2016 г. составит: управляемыми ракетами «воздух-воздух» - 60%, управляемыми АСП «воздух-поверхность» - 70%, неуправляемыми средствами поражения - 40%.
Нормативные уровни обеспеченности авиации ВВС авиационными средствами поражения могут быть достигнуты за счет проведения работ по продлению назначенных сроков службы до 25-30 лет и увеличения объемов закупок новых средств поражения.
Вместе с тем анализ перечня и объемов работ по созданию, модернизации, закупкам и ремонту авиационной техники и вооружения, включенных в ГПВ, показывает, что запланированные программные мероприятия не обеспечивают загрузку большинства предприятий авиационной промышленности на уровне, достаточном для сохранения ядра отечественного авиастроения. Это может привести к потере квалифицированных кадров и снижению возможностей авиационной отрасли по реализации программных мероприятий.
Учитывая значимость военной авиации для обеспечения национальной безопасности государства, целесообразно разработать федеральную целевую программу «Развитие государственной авиации на период до 2020 года» с определением потребных мероприятий для сбалансированного развития всех ее компонентов и источников их финансирования.
Анатолий КУЛИКОВ