Пока завтракал, слушал самарское радио. Племя младое, незнакомое, рассуждало о летнем чтении. Меня в таких случаях всегда напрягает слово "должен".
Это и есть то самое слово, которое сокращает армию читателей. Именно в том возрасте, когда и закладываются многие жизненные устои. Нам старым мухоморам проще. Лично я давно усвоил. Что читатель никому ничего не должен. И ни на каких церковных соборах и в трудах святых отцов не накладывалось проклятие, на тех, кто не читал Джойса, Кафку или даже "Братьев Карамазовых". Никто не обязан жениться, ... тьфу! дочитывать, коли ты уже осилил несколько страниц.
Но мне проще. Надо мной не стоят бдительные педагоги со списками. Хотя, на мой взгляд, знаменитые "Правила чтения" уже давно пора включить в школьную программу, ЕГЭ, ОГЭ, напечатать на обложках тетрадей и учить наизусть, как пункты о неприкосновенности часового при заступлении в караул.
Мысль, что чтение - это удовольствие, должна (ох уж это должен!) отложиться у человека как заповедь.
Сам я избавился от многих выдуманных проблем и комплексов, когда включил её в число своих заповедей.
Более того. Моя нравственная деградация не только не остановилась на этом - я считаю и что писать нужно лишь, когда испытываешь от этого удовольствие. Потому и называю себя с гордостью графоманом.
Люди, превращающие это занятие в тяжкий труд, справедливо считают это слово ругательным. У каждого своя свадьба.
Зато даже чтение занудных на первый взгляд научных статей или сухих археологических отчётов при таком подходе обретает совсем иные очертания. Мозг сам отбрасывает то, что считает не нужным, устремляясь вослед незначительным подробностям, теряющимся на фоне великого маленьким деталям.
А ведь ещё старина Шерлок Холмс говорил: "Нет ничего важнее мелочей".
Удовольствие и играет роль воды, уносящей из лотка пустую породу и оставляющей на дне драгоценные крупицы золота.