Книги имеют свою судьбу

Jul 14, 2024 10:52

Когда в отзывах читателей угадываешь свои мысли...
"Мёд мудрости" я написал неожиданно для самого себя. Задумал эту книгу ещё пять лет назад, несколько раз уже совсем было принимался... Никак не шло дальше первой строки, написанной в самом начале. Даже название было другое - "Чертог теней". Папка с черновыми материалами так и называется.
Чего-то не хватало. Чего не знаю и по сей день.
В таких случаях я, обычно, ухожу в эпоху. Читаю, всё, что относится к тому времени.
Скорее всего, потому дела и не шли, что центральной фигурой романа должны были стать таинственный хан-мистик Туда-Менгу и царица Джиджек-хатун.
Они покинули этот грешный мир за сорок лет до событий, которые должны были происходить в книге, что, сами понимаете, никак не оживляло повествование.
Да ещё и сами они остались лишь бледными тенями в исторических хрониках.
Обычно говорят: "Что время забрало, пусть время и дополнит". Недостаток в биографиях героев щедро дополняют событиями их окружавшими.
Вот только через сорок лет и свидетелей мало, да и сами события теряют актуальность.
И чем больше наполнялась папка "Чертог теней", тем менее расплывчатыми становились очертания будущего романа.
Постепенно я стал свыкаться с мыслью, что он так и не будет написан.

Всё переменилось в одну зимнюю ночь. Как раз на святки, когда всё вокруг пронизано новогодним волшебством и стоят страшные вечера. Время гаданий и разгула всякой потусторонней силы.
Взялся перечитывать "Имя розы".
Куда как лучше для этой поры. Мрачный монастырь, таинственная библиотека, жуткие убийства. Зловещие средневековые тени.
Для меня почему-то этот роман всегда был толчком писать про Золотую Орду. Ещё со времён "Пустой клетки".
Совершенно неожиданно так получилось и на этот раз.

Едва закрыв "Имя розы" я бросился на пустынную дорогу у окраины Сарая.
Это было как наваждение.

У меня не было ни плана, ни замысла. Было только какое-то странное наваждение, которое не отпускало меня до последней строки.
Словно я попал внутрь какого-то фильма и спешил записать увиденное. Словно из ниоткуда возникали люди, совершались события. События путались и заводили в тупик меня самого.
Но, самое главное - мир книг поглотил даже великие тени. Словно надо мной самим висела тень той самой библиотеки, сокрытой в недрах таинственной храмины из романа Эко.
Уже перечитывая написанное, я вдруг вспомнил, как сам впервые читал "Имя розы".

На моё счастье, это было тогда, когда я уже усвоил главное правило читателя - не заморачиваться.
Я бестрепетно пропускал целые страницы - описания, размышления. Шёл вслед действию.
При таком чтении роман превращался в повесть. Но это даже к лучшему.
Мне не просто понравилось. Я влюбился в эту книгу, насколько только можно. Романом для меня она стала потом - когда перечитывал. Когда смаковал все эти описания, диалоги, бытовые подробности.
Если бы делал это с самого начала - глядишь так и сломался бы в самом начале на пятистраничном описании часовни. Пополнив армию недоброжелателей, пишущих в отзывах на "Имя розы" - капитальная нудятина.

Уже потом я узнал, что Эко писал эту книгу, почти как я свой "Мёд мудрости". С удовольствием. Наслаждаясь самим погружением в эпоху.
Конечно, у меня так не получилось.

Сработал всё тот же эффект кино. Эффект наблюдателя. Многочисленные действия порождают суету и немного запутывают.
Хочется верить, что наслаждение, с которым я всё это писал, хоть немного передастся читателям.
Хотя про Туда-Менгу и Джиджек-хатун почти не получилось
.
Зато получилось про Злата, Илгизара, Бахрама, Касриэля, водовозов, купцов, книготорговцев. Богохранимый Сарай и Золотую Орду.
А ещё про книги. Мёд мудрости. Которые имеют свою судьбу.

Золотая Орда, Книги, История

Previous post Next post
Up