Решил всё-таки написать историческую справку к "
Мёду мудрости" "События в романе часто оказываются связанными с делами давно минувших дней. Одной из таких теней прошлого является хан Туда-Менгу, фигура в высшей степени таинственная и романтичная. Хроники и предания сообщают, что он правил пять лет, а потом отрёкся от престола. Причиной этого называется увлечение суфизмом и дружба с дервишами, к которым якобы и ушёл разочарованный во власти правитель. О нём осталось очень мало достоверных свидетельств и отделить в них истину от вымысла уже не представляется возможным. Даже точные даты правления Туда-Менгу не определены окончательно.
Одной из самых влиятельных фигур определявших политику за его спиной была Джиджек-хатун, бывшая до этого женой Берке, потом Менгу-Тимура. О ней осталось так мало сведений, что даже там, где можно выдумывать, она проходит лишь слабой тенью.
Куда более достоверной мне показалась мысль о связи этих загадочных суфиев и шейхов, охмуривших хана со зловещими исмаилитами, последователям грозного Старца Горы, последние крепости которых были разгромлены как раз в это время.
Другими событиями, к которым обращаются герои романа, стали приход к власти Узбека и последовавшая борьба за власть. Одним из её участников были шейх эн-Номан и царица Баялунь. Из старинных хроник взят и рассказ о чудесном кувшине хана, который сам по себе разливал напитки.
Историческим персонажем является и эмир Кутлуг-Тимур, активно участвовавший в том же заговоре приведшем Узбека к власти, а потом ставший наместником Хорезма. Описываемые в романе, построенные им мавзолей и минарет и поныне можно увидеть в туркменском городе Куня-Ургенч.
В 1334 году, когда происходит действие романа, в Персии, государстве потомков Хулагу, издавна враждовавшем с Золотой Ордой, начала обостряться борьба придворных клик. Главная и любимая жена хана Абу-Саида Багдад-хатун стала терять свои позиции и начала искать союзников. Одним стал её бывший муж Шейх Хасан, незадолго до этого назначенный наместником Рума - вотчины Сельджукидов. Другим, по некоторым данным, должен был стать хан Золотой Орды - давний недруг хулагидов.
Так что тайное посольство к Узбеку мною не выдумано.
Не менее интересна и версия о причастности ко всему этому исмаилитов. Как раз в описываемое время, в тех местах, где полвека назад существовало это государство, вдруг появляется мощное движение сербедаров, во многом напоминающее ушедших наследников Старца Горы. Так или иначе, но в ближайшее время они станут ведущей политической силой в регионе, противостоять которой окажется под силу лишь самому Тимуру.
Даже рассказ о монахе Иштване, приявшем ислам, а потом решившим вернуться в лоно христианства описан в донесениях католических миссионеров, находившихся в Сарае.
Выдумывать мне пришлось совсем немного. Даже мавзолей Баялуни в Мохше, легко можно связать с остатками роскошного здания, найденного археологами на тамошнем некрополе. Хотя по правде, сказать, где похоронена эта загадочная царица не знает никто.
И, конечно, книги. Тот самый мёд мудрости. Среди упомянутых мной авторов, сочинений, каталогов и трактатов нет ни одного вымышленного."