1881. Экономический эскиз №5.

Nov 17, 2024 17:04

О жилищном вопросе в больших городах

Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

М.А. Булгаков

В пятом «Эскизе» Зибер возвращается к городской жизни и процессам урбанизации. Вопросы роста и развития городов в связи с развитием промышленности интересовали его еще со времен однодневной переписи в Киеве 1874 года. Последней работой Зибера, опубликованной при его жизни тоже стала статья «Квартирный вопрос в больших городах», опубликованная в Юридическом Вестнике в 1886 году.

Вторая половина XIX века отличалась бурным ростом городов. Лондон вырос в XIX веке от 1 до 6,5 миллионов человек, Париж - с 500 тысяч до 3 миллионов, Берлин от 172 тысяч до 2,7 миллионов, а заокеанский Нью-Йорк - с 33 тысяч до 3,5 миллионов. Даже в Российской Империи доля городского населения выросла с 5% в начале века до 9% в середине и до 15% в его конце. Приток населения по мере развития и централизации промышленности создавал колоссальный спрос на жилье и инфраструктуру. При этом рост застроенных площадей довольно сильно отставал от роста городского населения.





Именно свой домашний очаг человек старается убрать и снабдить всем, что облегчает и украшает ему жизнь, и контраст современных человеческих потребностей с силами отдельного лица для их удовлетворения проявляется именно в недостатках жилища… В узких улицах старых городов не трудно видеть и в настоящее время черты, которые были врезаны в городскую жизнь покончившего свой век периода - духом замкнутости, более интенсивного стремления общины, работы и семейства тех времен: они проявляются в тесноте пространства, образуемой запорами и оградами стен и рвов старых крепостных построек, в узком фронтоне домов, имеющих большую глубину, очевидно предназначенную для того, чтобы удалить внутреннюю жизнь дома от внешних взглядов, в лавках, тесно соединенных с домами, в которых одновременно шла работа и сбыт ее продукта, в названиях улиц по именам цехов, которые поселялись в них, в домах гильдий, в местах для совещаний важнейших цехов, которые часто с упрямою энергией преследовали свои узкие интересы, отдельно от других... Вопреки всему этому, новейшие города и новейшие части старых городов истолковывают ясно и понятно характер и тенденцию настоящего времени и ближайшего будущего, и невозможно не признать, насколько это приспособление к новейшему способу хозяйства и к вытекающим из него формам новейшей публичной жизни и стремлений совершенствуется все более и более быстро.

Сосредоточение производства, торговли и управления ими в городах требовало соответствующего уровня развития коммуникаций и санитарии (наконец-то достигшей в мегаполисах Европы уровня имперского Рима), чему немало способствовало широкое внедрение технических новинок в городскую среду. Зибер наглядно демонстрирует эту оптимистичную сторону прогресса:

Возрастающие потребности индивидуумов, вследствие всеобщего культурного развития, все более настоятельно проявляющиеся экономические и культурные преимущества крупного производства вынуждают централизацию во всех областях человеческой деятельности.... Все усилия сохранить мелкое ремесло от объятий Молоха - большого капитала - могут иметь лишь моментальный успех, отодвигающий полное превращение первого, а местами… дают даже новую пищу и повышенную силу жизни и развития уже существующим зародышам крупного производства и индустриализма, и таким образом поддерживают процесс разложения самостоятельной индивидуальной работы. Нечего жаловаться на эти фактические хозяйственные акты развития, так как сами по себе, для отдельного лица и для общества, они не только не вредны, но даже в высшей степени полезны…

Но польза только ожидается, а проблемы, связанные с ростом производства и не успевающим за ним строительством жилья возникают уже сейчас: в весьма острой форме наступила нужда в жилищах в конце 60-х и вначале 70-х годов, в виде так называемой «Wohnungsnoth» почти во всех больших городах Германии.

В Берлине 1816 года на жилой дом в среднем приходилось 6,28 квартир и 28,01 человек, а в 1871 - 11,52 квартиры с 52,24 жильцами. Для сравнения в Париже в 1817 году было 27 тысяч домов и 700 тысяч жителей при среднем числе квартир 8,5, а в 1878 году число домов составляло 74,700, число жилых квартир 684,952, в среднем 27 человек на дом и 3 на квартиру. Предложение на рынке жилья хронически отставало от спроса и условия жизни ухудшались:

Около 120000 человек живет в подвалах, в том числе сверх 90000 в таких, которые лежат столь глубоко, что опасны для здоровья... Из 940571 жителей Берлина в 1875 г. жило в квартирах без отапливаемого пространства около 10000 человек, в квартирах лишь с одной отапливаемой комнатой - 426000, в квартирах с двумя отопляемыми комнатами-около 250000, с тремя-около 100000... В Париже: средняя наемная плата на человека не переставала во все это время подниматься; в 1817 году она составляла около 90 фр., в 1829 - 110 фр., в 1872 - 150, в 1876 - 166-167, в 1880 - 180-190 фр. … на основании статистических данных из Берлина, Лейпцига, Гамбурга, наемная плата поглощала от 30 до 45% из дохода низших податных ступеней, тогда как высшие местами расходовали на удовлетворение потребности в жилище не более 10%.

Скученность создавала нужду в централизованном санитарно-эпидемиологическом нормировании применительно к жилым пространствам городов, что также вызывало сопротивление:

Берлинский окружной союз немецких инженеров заявил в поданном им мнении, что он не может высказаться в пользу полного устранения подвальных помещений по основаниям экономическим и гуманным (?). Очевидно, означенный союз имеет перед глазами тот факт, что подвальные квартиры всего более приспособлены давать помещение низшим ступеням дохода, совершенно так же, как соображение о способности в уплате за наем беднейших классов побудило другой строительно-технический авторитет оказать сопротивление наименьшему воздушному пространству на каждого жильца.

Поистине дурны, чрезвычайно дурны должны быть условия жилья низших классов населения, если по отношению к ним не могут соблюдаться даже положения, которые соблюдаются при построении казарм [Прим. - 15 м3 на человека]… С другой стороны, было рекомендовано, устранение жилищ в высших этажах, в 4-м и в 5-м, потому что статистика показала, что среди обитателей этих последних господствует абсолютно и относительно весьма высокая смертность. Однако, при этом было просмотрено то, что высшая смертность в этих кручах вытекает из всеобщей бедности и из усилий и лишений, на которые вынуждает таковая.

Предложения, обсуждаемые по этому поводу, колебались от экспроприации застройщиками пригородных территорий до создания рабочими ассоциаций для строительства и постепенного выкупа жилья:

Эти и подобные общества представлялись в виде частных предприятий с крупными капиталами, для того, как говорил один из защитников их, Шульце-Делич, чтобы неприспособленные к тому рабочие ассоциации были освобождены от рискованной спекуляции и сложного управления и все же находились бы в самостоятельном положении от первоначального владельца домов и земли. Шульце в особенности заступался за постройку маленьких рабочих семейных домов по так называемой системе коттеджей, хотя и признает, что «при исполинских ценах земли внутри города и в ближайших его окрестностях этой системы одной ввести невозможно».

Эти маниловские планы «маленького, но своего» городского жилья Зибер на примере пояснений Энгельса из брошюры «Zur Wohnungsfrage» 1872 года разбивает тем, что:

Частный капитал следует только за приманкой барыша, и если последний будет настолько велик, чтобы привлечь его, сравнительно с существующим риском, то это уже с самого начала включает удорожание жилищ, которого именно и желательно было избегнуть… Следует далее еще заметить, что план сделать рабочего собственником обитаемого им дома означал бы ничто иное, как возложение на него оков, которые препятствуют ему требовать свободной цены за труд, переменяя местопребывание.

Рабочий или был бы привязан к «своему» жилищу выкупным платежом также как крестьянин к земле (знакомая ситуация, не правда ли?), или же если он менял работу, переезжая и платя выкуп за каждое новое жилье, в его собственности оставались бы крохотные доли недвижимости во всех местах его пребывания, в итоге никак не собирающиеся в отдельную собственность. Немецкие радетели о рабочем классе, принимая за идеал английскую систему коттеджей в противовес многоквартирным домам, упускают из виду реальное состояние лондонских трущоб, создаваемых ножницами между ценами на жилье и доходами населения:

…в Лондоне существует около 20 больших колоний, каждая около 20,000 душ, которых бедственное положение превосходит все, что было видимо где-либо в другом месте в Англии… Наемная плата за дома… сделалась столь чрезмерна, что лишь немногие рабочие в состоянии платить более, нежели за одну комнату. …один церковный приход на Странде, где живет на одном акре земли 581 лицо, хотя в эту меру входит на половину Темза. И, несмотря на то, люди продолжают тесниться здесь, и половина живущих здесь рабочих нуждается в двухчасовом путешествии в месту своей работы.

Далее Зибер описывает еще одно возможное, но половинчатое решение на примере домов-мастерских:

…в Париже приведена в исполнение мысль архитектора Лемениля доставить мелким самостоятельным ремесленникам с их семействами жилище и мастерскую с двигательною силою под одною общей крышей. Образовалось общество, которое приобрело себе в предместье Сент-Антуан большой участок земли и построило на нем целую улицу из 19 больших домов. Отдельные дома разделены на подразделения с особым входом, в каждом подразделении помещаются жилище и мастерская одного семейства. Паровая машина в 200 сил передает двигательную силу в каждую мастерскую. …Наемная плата определяется соответственно пространству пола нанимаемой мастерской и количеству требуемой для каждого ремесла силы.

…Подобные же заведения встречаются в Германии, именно там, где большая водяная сила должна эксплуатироваться кооперативно; так, например, на Schwabenmühle в Нюрнберге, сила которой отдана в наем 20 ремесленникам, на шаффгаузенских мельницах, где из 600-800 лошадиных сил было роздано в 1869 году 189 лошадиных сил 20 ремесленникам, и наконец, в Бармен-Эльберфельде, где отдельные мелкие ткачи лент сложились в товарищество для доставления и пользования общими двигательными машинами. Подобным же образом были организованы английские фабрики-коттеджи. Новая и ближайшая фаза развития мелкой промышленности, по-видимому, проявляется во введении парового отопления целого округа с перемещением паровой силы в отдельные дома, как это приложено на практике в некоторых штатах Северной Америки.

Но такие домашние мастерские неизбежно будут поглощены крупной централизованной промышленностью, поэтому подобные решения он считает паллиативными и непрактичными, хотя и облегчающими жизнь ремесленников. Решение квартирного вопроса движется по направлению централизованной постройки массового жилья за счет государства или крупных предприятий. Прообраз дома будущего для Зибера видится в современном ему крупном отеле, где санитарные проблемы решены выносом кухонь, прачечных и прочих хозяйственных нужд вне жилища, а стандартизация и масштабы обеспечивают эффективное использования городской территории и коммуникаций здания. Никакие коттеджи не смогут обеспечить доступное жилье для населения сообразно стоимости городской земли. Пожертвовать же ради экономии и удобства жильцам-постояльцам придется семьей, но это неизбежные издержки прогресса.

Именно потому, что в больших отелях совершенно невозможна изолированная семейная жизнь, они и не могут служить рекомендацией в этом отношении, что не мешает им, однако, являться образцами рационального ведения хозяйства, заслуживающего всякого подражания…

В качестве переходных ступеней к этим сосредоточенным жилым домам, могут быть рассматриваемы группы построек, которые в настоящее время часто встречаются в больших городах, те исполинские дома, которые наполняют целые кварталы, строятся снаружи и внутри по одному плану и, большей частью, представляют комплекс различных отдельных домов. Всякому непосвященному должны быть ясны важные выгоды, доставляемые этими постройками, благодаря более свободному расположению в пространстве, которое допускает большая поверхность и единый план, как по отношению к внутренней экономии дома, так и в расходам на постройку, сравнительно с меньшими домами. Эстетическое достоинство подобных построек бьет в глаза...

Дальнейшее удешевление жилья, а, следовательно, и основания самостоятельного хозяйства могло бы произойти в том смысле, что предприниматели взяли бы на себя заботу о меблировке и снабжении жилищ всякой хозяйственной утварью. …Во-вторых, в настоящее время переезд через страну со всем домашним хозяйством влечет за собой большие расходы, ради которых многие охотнее остаются в невыгодном месте и в случайном жилище, или продают чуть не даром все свое обзаведение и через то доходят до разорения. Существование готового хозяйства, которое во всякое время может быть нанято, облегчило бы значительно все подобные перемещения людей.

Уже существовавшие во времена Зибера многоквартирные дома больших городов позволяли унифицировать потребности жильцов услугами расположенных прямо в них лавок, прачечных, ресторанов и кафе. В дальнейшем подобные здания, отличающиеся лишь планировкой, отделкой и уровнем обслуживания, видятся ему местом жизни всех классов общества:

…большой жилой дом, при помощи которого приблизительно достигается идеал развития квартирного вопроса - централизация жилья, примыкающая к централизации производства, является предназначенной принадлежностью фабрик и других производственных учреждений ближайшего и отдаленного будущего.

Зибер, #10постовпроекта, #осеньвкармане

Previous post Next post
Up