Путь Аромата

Oct 17, 2016 13:18

Оригинал взят у teahouse_nsk в Путь Аромата по-сибирски
Никогда не знаешь, когда и где настигнет тебя удивление. Моя неожиданная встреча с прекрасным ароматным ритуалом состоялась в Новосибирске, когда я встретил мастера «Дома Кодо» Ивана Донца. Кодо, или Koh-doh (Путь аромата) - это японская церемония, посвященная ароматам, и тем удивительнее, что она самозародилась в Сибири почти случайно.




СЕРГЕЙ БОРИСОВ: Когда церемония кодо впервые пришла в Новосибирск? С чего всё началось?

ИВАН ДОНЕЦ: Все началось с того, что однажды владелец Дома Живого Чая, Иван Полоусов, интересующийся антикварной японской керамикой, купил пиалу, которая оказалась Коро (чашей для Кодо). Разузнав, что это такое, он заказал все необходимые для церемонии аксессуары и благовония. Произошло это в 2014 году. С тех пор у гостей Дома появилась возможность познакомиться с удивительным миром японских благовоний.

СЕРГЕЙ: Много ли мастеров и много ли желающих попробовать японскую экзотику?

ИВАН: В Японии существует несколько традиционных школ Кодо. В России нет ни одного представителя этих школ. Мы не продолжаем японские традиции, у нас не было сенсеев, мы учились у других любителей кодо, энтузиастов. Да и опыт применения благовоний очень недолог в масштабах страны и искусства. Что касается желающих - они есть. Как и в странах-родоначальницах Пути аромата - это не массовое искусство. Это всегда путь и времяпровождение небольшого круга людей. Тех, у которых есть вкус, время, средства и открытое сердце.

СЕРГЕЙ: Расскажите про историю кодо.

ИВАН: Как и все искусства Японии, Кодо обязано своему возникновению распространению Буддизма, в особенности школы Дзен. Из Индии в Китай, из Китая в Японию, культура подношения и сжигания благовоний распространялась в буддистских монастырях, оттачиваясь и совершенствуясь.



Пока в XV веке один известный сёгун Асикага Ёсимаса (Ashikaga Yoshimasa, 1443-1490) не накопил внушительную коллекцию различных видов агарового дерева (оно чаще известно под именем уда, род Aquilaria). Он поручил своему придворному ученому Сандзёниси Санэтака (Sanjonishi Sanetaka, 1455-1537) провести классификацию всех благовоний, использовавшихся в тот период. Санэтака, в свою очередь, проделав огромную работу, сформулировал принципы, используемые в Японии до сих пор.

Они носят название Рикокку Гоми - шесть стран, пять вкусов. Уд разных стран носит разные названия: кьяра (Индия), ракоку (Таиланд, Мьянма), манака (Малакка, Малазия), сумотара (Суматра), манабан и сасора (страны Юго-Восточной Азии). Пять вкусов - это amai (сладость), nigai (горечь), karai (пряность), suppai (кислота), shio karai (солёность). Данные принципы призваны описать аромат дыма ценнейшей древесины уда (агарового дерева). Санэтака по праву считается отцом основателем церемонии Кодо, которой мы ее знаем.



СЕРГЕЙ: Расскажите про виды церемонии в Японии, и какие именно вы практикуете в Новосибирске?

ИВАН: В настоящее время в Японии наиболее популярны две школы: Оиэ-рю (Oie-ryu) и Сино-рю (Shino-ryu). В каждой школе существует своя традиция, свои особенности церемонии и этикета, кроме того, каждая школа имеет свой взгляд на описание ароматов, используемых в практике. Традиционно церемония Кодо выглядит следующим образом: как и во время чайной церемонии тядо, практикующие кодо собираются в комнате (это может быть частный дом или храмовый комплекс) с полами, покрытыми татами. Сидя в традиционной позе сэйдза (seiza, которая для непривычного человека очень скоро покажется неудобной), они по очереди «слушают» аромат, приготовленный мастером комото (komoto), или тем, в чьи обязанности вменяется воскуривание благовоний. В одной руке держат чашечку с благовониями, подносят её к лицу и «слушают», определяя состав аромата, прикрыв чашечку другой рукой.



ИВАН: Процесс «слушания» запахов может выглядеть как игра. В частности, популярны такие игры, как Куми-ко и Гэндзи-ко. Суть данных игр заключается или в угадывании ароматов, или в подборе аромата к строчке поэтического произведения, загаданного мастером.

В нашем Доме Кодо мы проводим тематические встречи, посвященные различным видам ароматических веществ или древесины. Мы не стараемся максимально приблизиться к стилю или манере японских школ, мы видим свою задачу в том, чтобы познакомить людей с миром ароматов. Показать им возможность другого, более тонкого и деликатного способа дышать и воспринимать свое тело и его возможности. Помочь хотя бы на секунду забыть себя в текущем моменте, стать дымом и ароматом. Довериться своим чувствам и своему сердцу. И тогда уже нет ни прошлого, ни будущего, есть только бесконечное настоящее и заполняющее всю вселенную спокойствие.

СЕРГЕЙ: Только ли уд вы используете - или и другие благовония тоже?

ИВАН: В японской классификации благовоний существует три группы ароматических средств: а) нагреваемые благовония - драгоценная древесина агара, сандала, сливы; норике (шарики замешанных благовоний с медом) и пресс-печати; б) сжигаемые - ароматические палочки, конусы, спирали, соко (гранулы древесины и других веществ помещаемые на уголь), ароматические тропы; в) холодные благовония - дзуко - ароматический порошок, широко применяемый в буддийских ритуалах и саше (мешочки наполненные ароматными веществами).

СЕРГЕЙ: Как выглядит церемония: как готовиться, сколько времени занимает, какие результаты?

ИВАН: Церемония Кодо - это в чистом виде медитация, в которой участвуют проводящий, мастер кодо, и гости. Ввиду того, что мы не являемся последователями какой-либо школы и того, что мы европейцы, а не вымуштрованные японцы, у нас в Доме Кодо формализм церемонии максимально упрощен. Не нужно два часа сидеть в неудобной позиции сейдза, как это делается на востоке.

Для нас церемония - это взаимодействие с ароматом, это способ совершенно по-новому воспринять запах. Не утилитарно понюхать его, но проникнуться им, позволить аромату заполнить тебя, вплоть до того, что человек исчезает, забывает себя, он сам становится ароматом.

Это очень тяжело описать, но слушание аромата в ходе действа Кодо ни на что не похоже. Это волшебно. Что касается самих ароматов, то на пластине, подогреваемые тлеющим углем через пепел они раскрываются так, как не раскрываются при других способах.



СЕРГЕЙ: Повседневное, религиозное и мистическое-магическое использование благовоний, в чем отличие?

ИВАН: Обычно в повседневной жизни, придя с работы, не имея много времени, за чашечкой чая мы хотим быстро, не обременительно, но в тоже время качественно насладиться ароматами - в этом нам может помочь широкий спектр всевозможных сжигаемых благовоний: палочки, спирали, конусы. «Религиозное» (кавычки, т.к. буддизм не является религией) применение благовоний в основном используется в качестве подношений буддам, бодхисаттвам и всем живым существам в ходе церемоний и действий в храмах.

Что касается мистическо-магического аспекта применения благовоний, то, на мой взгляд, в любом взаимодействии с ароматом есть что-то от таинства. Любой аромат или их совокупность, обладают энергией; энергия в свою очередь способна воздействовать на человека. В зависимости от ароматического вещества, способа его приготовления и употребления оно может оказывать влияние на ум (например, сандал - уравновешивает энергию, очищая ум), тело (гвоздика, корица - согревают, расширяя сосуды), психику (камфора и т. д.).



СЕРЕЙ: И, напоследок, расскажите что нужно, чтобы проводить церемонию дома? Какая продукция?



ИВАН: Для проведения Кодо дома необходимы следующие предметы: во-первых, традиционная керамическая курильница, коро, она сама по себе зачастую является произведением искусства и предметом восхищения. Затем, нужен пепел. Специальный белый пепел из рисовой шелухи или тростника. Наиболее ценным и качественным считается пепел из древесного угля. Нужен специальный древесный уголь. Еще средство для розжига угля - газовая горелка с пьезоэлементом, или кальянный нагреватель, или просто кухонная плита. Набор инструментов для церемонии кодо, обычно изготавливаемый из высококачественных материалов с напылением драгоценного металла и помимо эстетического, несущий и чисто практический смысл. Затем слюдяная или серебряная пластина, на которую помещается ароматическое вещество. Ну и конечно, непосредственно ароматная древесина или то, что будет источать аромат.

После этого интервью мне кажется, что эту ароматную церемонию в каком-то виде необходимо поселить в каждом парфюмерном бутике (думаю, что в доме большинства читателей уже сейчас есть над чем медитировать). Если медитации очищают разум, то это прекрасная услуга в наше время, ничуть не хуже расслабляющего массажа кистей рук с ароматными кремами, который предлагается в бутиках Jo Malone. И еще я верю, что когда-нибудь мне удастся посетить настоящую церемонию кодо.



Sergey Borisov

Сергей Борисов начал писать об ароматах в начале 90-х. Он был автором уникальной парфюмерной радиопрограммы «Ближе к Телу» на Красноярском радио. Под ником moon_fish он известен парфюмерным фанатам России переводом книги Луки Турина Perfume: Le Guide. Его парфюмерные статьи и интервью публиковали в GQ, Vogue, Cosmopolitan, Interview, Forbes, Allure, Robb Report, Psychologie-Luxe, Grazia, Флакон, КоммерсантЪ-Style, RBC-Стиль, TSUM-Magazine, InStyleMan (2008-2016). Еженедельные парфюмерные колонки для RBC-Style.ru, Vogue.ru и GQ.ru (2006-2015) принесли ему известность и приглашение стать редактором русского издания «Сто лучших ароматов» Луки Турина и Тани Санчес. Сергей Борисов был приглашенным спикером на выставках Esxence 2012 (Милан) и Intercharm 2015 (Москва). В 2013 году Сергей стал автором в команде Фрагрантики.

перепост, искусство, кодо, Япония, благовония, интересное

Previous post Next post
Up