Кансай и Канто различия в кимоно

Oct 30, 2014 18:04



У меня фоточек мильёны дожидаются раскладки-выкладки, а мне что-то лениво в них рыться.
Пока рабочее настроение не упало мне на голову, выложу тут постик небольшой и чисто технический. Мне такое интересно и с точки зрения этнографии, и со стороны школы кимоно.

О соперничестве двух столиц, Старой и Новой, начавшемся с момента появления Новой и не закончившемся и поныне, можно писать диссертации. Но мы ограничимся узкой темой кимоно.


Тема несколько специфическая и обычно об этом редко упоминают в книжках про кимоно, предназначенных для общего пользования. Потому "по умолчанию" предполагается, что региональных отличий в кимоно не осталось. Однако, это не совсем так. По крайней мере, три заметных "невооруженным глазом" отличия таки существуют и сейчас. Мелких отличий можно накопать и больше, но это уже реально интересно только узким спецам.

1. Направление заматывания пояса оби.


Миленькая картиночка из сети, схематически изображающая обматывание поясом.
Слева - "Кансай-маки" 関西巻き, кансайское обматывание. По часовой стрелке, если брать за центр этих "часов" голову обматываемого.
Справа - "Канто-маки" 関東巻き, кантосское обматывание. Соответственно, против часовой стрелки.

Насчет происхождения этих двух вариантов обнаружилась забавная теория.
Якобы "Кансай-маки" началось в Киото, где было засилье ленивой аристократии. Аристократия эта сама не одевалась, по чину не полагалось. Аристократию одевала прислуга. А прислуге удобнее заматывать аристократическую тушку по часовой стрелке.
В Эдо же, где бодрые и активные самураи и самураихи предпочитали одеваться самостоятельно, обматывались в противоположном направлении, так удобнее под рабочую правую руку.
Ну, а поскольку аристократии было немного, то самурайский способ распространился и на простолюдинов и сейчас является основным (в нашей школе, в частности, обучают одеваться именно по "Канто-маки").

Принципиальной разницы между этими способами нету. Оба равноценны и оба правильны. Полагаю, что "Кансай-маки" может быть удобнее для левшей. Завязанные разными способами пояса внешне не отличаются, за исключением несимметричных узлов.

 

Узел "каи-но кучи" 貝の口 на мужском кимоно. Слева - пояс, завязанный "Канто-маки". Справа - "Кансай-маки".

Производители женских поясов обычно учитывают наличие двух вариантов обмотки. Потому у нагоя-оби с "точечным" узором фрагмент рисунка, который должен быть спереди, дублируется с обеих сторон узкой части пояса.
Правда, далеко не на всех нагоя-оби рисунок с разных сторон пояса одинаковый. Что позволяет при имеющемся единственном поясе выбирать разные комбинации.
Пример, накопанный в интернете:


Такой вот кавайный нагоя-оби "котиком".



Часть пояса, приходящаяся на "тайко" (узел сзади). Это при любом способе обмотки одинаковое.

И два варианта рисунка пояса спереди, с одной стороны и с другой:



Слева - предполагается "Канто-маки", справа - под "Кансай-маки".
Поскольку цветовая гамма в каждом варианте немного отличается, общий комплект кимоно может быть также разным.



Вариант "Канто-маки".



Вариант "Кансай-маки".

Впрочем, не очень симметричный (или совсем несимметричный) рисунок на  передней части может быть и у фукуро-оби, также предполагая наличие двух вариантов обмотки.


Это фоточка из последнего поста о посещении производителя-продавца кимоно и оби. Фукуро-оби с котячьими мордами. Нижняя часть здесь сложена неправильно, чисто для того, чтоб показать рисунок. Эта часть должна быть спереди, на животе. Как видите, возможно два варианта рисунка (если приглядеться, видно, что цвет глаз у котиков отличается).

Повторюсь: оба способа обмотки равнозначны и правильны. Хотя большинство дизайнов сложно-сочиненных узлов придуманы под более массовый сейчас "Канто-маки".


Вариант фукуро-оби с рисунком, предполагающим только один способ обматывания. Висящего на паутинке паука видите? Он только с одной стороны пояса. Этот оби предполагает только "Канто-маки" (по крайней мере, только при таком способе обмотке спереди будет рисунок).

2. Нижнее кимоно, нага-джюбан.
Существуют два варианта покроя-пошива для нага-джюбанов:


Схематическое изображение.
Слева - "Канто-шитатэ" 関東仕立て (кантосский покрой). Справа - "Кансай-шитатэ" 関西仕立て (кансайский покрой).
Видимая и основная разница - воротник. У "Канто-шитатэ" воротник во всю длину, переходящий в передние полы. У варианта "Кансай-шитатэ" воротник заканчивается примерно на уровне бедра и "выпирает". Передние полы ("окуми") имеются, как и у верхнего кимоно.



Сравнительная картинка двух нага-джюбанов. Слева - "Кансай-шитатэ", справа - "Канто-шитатэ".
В этом случае стиль Кансай явно выигрывает: подавляющее большинство современных джюбанов сделаны именно в стиле Западной Японии.
Хан-эри (накладной воротник на центральную часть всего воротника) может быть у обоих вариантов джюбана.
"Канто-шитатэ" сейчас чаще встречается у мужских нага-джюбанов.


Вот в случае нага-джюбанов не нашлось теории о появлении двух вариантов. Можно предположить, что кантосский стиль был попыткой слегка упростить покрой и пошив джюбана более практичными и динамичными жителями Новой Столицы. Но в данном случае старо-столичный стиль своих позиций не сдал.

3. Семейные гербы.
Полагаю, большинству из вас известно, что в Японии существуют семейные гербы - "камон", историю которых можно отследить вглубь веков вплоть до Хэйана. Думаю, вы также знаете, что эти гербы передаются по наследству от отца к сыну.
Однако, в Кансае существует тип семейных гербов, которые передаются только по женской линии. Они так и называются - "онна-мон" 女紋 (женский герб).
В Канто девушка, выходя замуж, носит на замужних парадных кимоно камон семьи мужа. В Кансае девушка даже после замужества продолжает носить герб, который она унаследовала от матери. На свадьбах в Кансае можно легко обнаружить дам, происходящих из одной семьи (невеста, ее мать, бабушка...) по гербам на их кимоно. В Канто по гербам можно найти членов одной семьи обоих полов.

Происхождение этой традиции также не очень ясно. Возникла в период Эдо, во время становления культуры купеческого сословия. Видимо, для сохранения семейной линии в случае, когда наследницей богатого купеческого семейства является только девочка, и была введена традиция "онна-мон".

Существует довольно много вариантов "производства" женского герба из семейного.
Несколько самых распространенных:

исходный камон -
"онна-мон"


исходный камон -
"онна-мон"
- "стирание" рамочки вокруг основного элемента герба.

Дизайн рамочки при этом не имеет значения.

исходный камон -
"онна-мон"

Или преобразование рамочки в более "женственный" вариант:

исходный камон -
"онна-мон"

Если рамочки нет, то она может появиться в "женственном" же варианте:

исходный камон -
"онна-мон"

Или же дизайн герба может поменяться почти полностью:

исходный камон -
"онна-мон"
 - жестко-воинственный герб со скрещенными стрелами превратился в "женственный" герб со скрещенными веерами.

Однако, тут имеет смысл сделать важное замечание: четкого деления на "женские" и "мужские" гербы не существовало и не существует. Один и тот же по дизайну герб может быть и полноценным наследственно-мужским камоном в одной семье, и "онна-моном" в другой семье. В каждом конкретном случае важно знать историю семейных гербов и их наследования, чтобы делать однозначные выводы.
В общем, тема женских гербов очень богатая и запутанная, но пока только имейте в виду, что "онна-моны" существуют практически только в Западной Японии.

Ну, и чисто общая болталогия.
Считается, что для Кансая более характерен стиль "мияби" 雅 - "элегантная роскошь", возникший в среде хэйанской аристократии.
А для Канто -  "ики" いき  ("стильность", внешняя скромность и хороший вкус), как олицетворение идеи ваби-саби, культуры самурайства и образованных горожан.

В Канто придумали эдо-комон как воплощение "ики".


А в Кансае - юзэн, как воплощение "мияби".


Впрочем, в наше время каждый может выбрать себе тот стиль, что ближе лично ему (ей) для выражения собственной индивидуальности. Вне зависимости от происхождения.

перепост, фотки, кимоно, Япония, фото, япония, интересное

Previous post Next post
Up