Jun 19, 2017 09:21
Фестиваль «Времена и эпохи». В этом году он идет 12 дней, площадки в парках и на центральных улицах, участники и гости их разных стран мира. На подходе к Тверскому бульвару встречаются гусары, девушки с белыми крестьянскими чепцами, голландцы в деревянных башмаках… Люди фотографируются, дети и взрослые примеряют доспехи.
- Ит ис биг фо ю, - говорит один из рыцарей мальчику, утонувшему в шлеме.
- Ноу! - задорно отвечает он и тянется к его щиту.
- А вы из болгарии, да? А мы каждый год к вам ездим, мы с Болгарией дружим…
Надпись на флаге: «Vivre Libre ou Mourir» - здесь со всех сторон слышится французская речь.
Один из военачальников в треуголке что-то рассказывает о наполеоновской эпохе.
Смотритель в футболке с атрибутами фестиваля говорит по телефону: «Тут французы костер развели, что делать-то?»…
Но видимо, костер разрешен и дымок от огня, разведенного французскими рыцарями в блестящих доспехах летит по бульвару, сквозь листву, мимо МХАТа, обдавая уютным запахом жженых поленьев.
Улыбки, телефоны, фотоаппараты. На Площади Революции - ретрофотоателье, старинный фотоаппарат с пластинами. Женщины примеряют атрибуты для фото: шляпки, меховые накидки, кружевные воротнички. Смотрю на получившиеся фото - и не подумаешь, что на них мои современники. Должно быть, лица людей не сильно изменились за ближайшие сто пятьдесят лет.
Шашлык, мед, мороженое. На Кузнецком мосту - копченая рыба, вяленое мясо, варенье, хлеб и калачи. Павильоны с интерьером 19 века, где любой может сфотографироваться. Он не пустой - на одном из стульев сидит молодой человек в соответствующей одежде с книгой: «Иди, сфоткайся с Тургеневым!» - мужчина подталкивает к входу свою жену. Оба смеются.
Тверская улица в день закрытия фестиваля, 12 июня. Площадка называется «История побед России». От начала Тверской медленно двигаюсь вперед, словно спускаюсь по ступенькам: От Великой Отечественной войны - к Древней Руси. Пока девушки фотографируются с моряками их мужчины задают вопросы о технике.
- Да оставь ты в покое мотор! Сфотографируй меня!
Раздается мелодия вальса и пара в военной одежде начинает танцевать. Очередь к полевой кухне. «А я бы сейчас съел перловой каши!» - потирает руки светловолосый мужчина.
Девочка лет пяти в белом платье подбегает то к одному военному, то к другому: «Можно с вами сфотографироваться?» Выбирает не типовые ракурсы и, если ей понравилась фара сзади машины, ведет туда человека в форме. Двое в одежде моряков поют под гармонь. «Подмосковные вечера», «Зачем вы девочки», «Да ты моряк, Мишка», «Утро красит нежным светом»…
Люди поют и я пою вместе с ними. И вспоминаю, что радость - это так просто. И жалею, что дедушки сейчас нет рядом, ему бы понравилось. Всем бы дедушкам понравилось.
Слышу барабаны и убегаю вперед, где начинается «Парад русских войск в честь взятия Парижа». Немного посмотрев, возвращаюсь назад - справа площадка в облике криминальных элементов 30-х годов. Сидят вокруг стола, на нем - водка, закуска.
- А сало вкусное?
- А можно к вам?
- Да это ж Сонька золотая ручка!
- А вы можете у меня что-нибудь украсть?
- А пистолет настоящий?
Двигаюсь дальше, минуя солдат и технику Первой мировой войны, кавалеристов 1812 года. Уроки фехтования, ручные соколы, лошади, пони с повозками, катающие детей, глазастые барышни в белых шляпках, улитки в палатке аптекаря, шитье, гусарские песни под гитару, парики, корсеты, офицеры Преображенского полка петровской эпохи…
Напротив мэрии - стрельцы. Больше всего вопросов - к стрелецкому воеводе.
- Вы боярин или полковник?
- Это какой век?
- Смотри, это Иван грозный!
- Вы царь, да?
- А кинжал настоящий?
- Вы бунт готовите?
Воевода оказывается историком и немного рассказывает о стрельцах и восстаниях. Говорит, что бунт не нужен обычным людям. Есть партии власти и они за ниточки людей дергают, для своих целей.
Наконец подхожу к началу - Древней Руси. Осадные машины, ладья, викинги. И я думаю о том, что если бы один день в году Почетный караул у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду менялся с одеждами всех времен - это было бы справедливо, ведь наши мужчины в каждом столетии защищали свое Отечество и погибали за него.
Большое спасибо реконструкторам, все эти дни делившихся чувством радости, праздника и единства. Большая работа и прекрасная идея - объединить эпохи разных стран в поле московского пространства. Реконструкция объединяет особенных людей и с каждым годом я все сильнее убеждаюсь в этом.
Времена и эпохи 2017,
текущее,
Москва