Индия. Путь из Непала в Варанаси.

Aug 12, 2014 11:13

Индия часть 1. Путь из Непала в Варанаси.

Сегодня я попробую передать свои ощущения от Индии. Задача весьма непростая, потому что Индия вызывают такую массу очень разных, полярных ощущений, что по возвращении оттуда бывает сложно собрать всё это в единую картину.
Индия - страна контрастов. Там бывает невыносимо плохо и тяжело, а через 2 часа невероятно волшебно хорошо :) Ну что ж, я попробую.

В этот раз в Индию мы поехали из Непала, где провели чудесный месяц (или меньше?) с наидобрейшими людьми, о которых я расскажу попозже.
Мы давно хотели в Варанаси - священный для индуистов город, где, как они верят, живёт сам Шива, и где много ещё чего интересного. Из непальского городка Лумбини - места рождения Будды, мы поехали на границу с Индией, в Сунали, откуда нам обещали в тур агентстве ну прям кучу всяких автобусов до Варанаси. Столько пыли, как в там я не видела ещё никогда. Было очень картинно, когда мы пешком переходили границу: сильнейший ветер, а в тучах пыли летают газеты, перекати-поле, бумажки, какашки; челноки на головах несут по несколько сумок, и мы идем такие, замотанные платками так, чтоб даже глаз не торчало, с рюкзаками под палящим сквозь пыль солнцем, заходим под отличную надпись над воротами “Welcome to India”...хоть в кино снимай :) Но тогда мне было отнюдь не весело. Нестерпимо жарко, дышать невозможно даже через 10 слоев шарфа, грязно, индусы пялятся и пристают. Пограничник на входе в Индию сообщает нам, что виза заканчивается через 3 недели и сочувствует нам, что так мало осталось. В этот момент я счастлива, что нам дали такую короткую визу. Задача найти автобус до Варанаси оказалась не из лёгких. Обещанного автовокзала на границе не было в помине, банкоматов или обменников тоже. Деньги нам поменяли в первом попавшемся самопальном турагентстве. Хорошо, что у нас было немного непальских рупий, которые нам поменяли, и немного индийских рупий, оставшихся с прошлого года - очень выручили. Оказалось, что автобус до Варанаси есть, он один единственный и отправляется в 6 вечера (на тот момент времени было около 2х часов дня), и едет эти несчастные 200км 6-10 часов...локал бас. индийский. очень грязный, очень медленный, забитый до отвала индусами, сумками, велосипедами, велорикшами, клетками с курицами. И ждать его ещё часа 4 в страшной пыльной жаре, где даже поесть негде. Нет, ну наверняка там есть едальни местного пошива, но я туда даже заглядывать бы не стала, особенно перед долгой дорогой в чудо-автобусе, без остановок на туалет. Настроение и состояние были на грани истерики. У меня. Поэтому мы взяли такси с кондиционером до ближайшего большого города Горакпхур, откуда в Варанаси ходят поезда и мнооого автобусов. Горакпхур большой и шумный город, где мы не сумели взять билеты на поезд, потому что билет в спальный вагон остался только один. Поэтому пришлось при помощи местных жителей найти автобусную станцию и сесть на местный автобус до Варанаси. Он обещал ехать 6 часов. Это было лучше, чем 10. Но это был всё ещё старый, раздолбанный, очень грязный огромный индийский автобус с индусами. 200 километров мы проехали за 8 часов...описывать процесс бесполезно, это была запоминающаяся поездочка :) 200 километров дороги, выложенной кирпичами, как мостовая. Мы подлетами на полметра над сидениями и в итоге обзавелись естественной трясучестью тела, чувствуя себя неуютно, когда трясти переставало. Это тот вид пути, когда смотришь на карту в навигаторе, ожидая, что он найдет твое местоположение, и ужасно разочаровываешься, понимая, что за 2 часа вы проехали 30 километров и перестаёшь вообще в него смотреть...Но через 5 часов пути я даже умудрилась поспать. До сих пор не понимаю, как мне это удалось, потому что помимо постоянной трясучки и подлетаний эта шкандебайка ещё и неслабо так гремела. Автобус мечты, в общем. Хорошо, что дело было вечером, и становилось менее жарко, автобус был без куриц и мотобайков в салоне, у нас было аж 3 сидения на 2х, нам продали холодной воды и вообще всё не так плохо. Под конец пути после очередной левитации над сидением, мы с Пашей начали так ржать в голос и шутить, что жизнь потихоньку начала налаживаться. А да, забыла добавить, что за этот день поесть нам удалось 1 раз утром, одно манго на двоих. И мы очень хотели, чтобы уже наступило утро следующего дня :)

В Варанаси у нас был забронирован гестхаус, который был не в курсе, что мы приедем ночью. В Индии в 10-11 вечера все ложаться спать, а к 12 ночи улицы пустеют. Я нервничала, что мы останемся ночью в Варанаси на улице до утра, с вещами и уставшие. Нам помог паренёк, сидевший впереди в автобусе, дав нам позвонить со своего телефона в гестхаус. Там сказали “ноу проблем, мэм”, и что нас будут ждать, всё ок. Наконец, доехав до Варанаси, грязные (я никогда так сильно не хотела в душ), невероятно уставшие и голодные, но не унывающие, мы с удовольствием разжали отбитые булки и готовы были целовать землю. Слава Ганге, в 3 часа ночи на наше счастье там откуда-то пасся таксист. Мы сели в тук-тук и поехали до ближайшей точки, откуда можно дойти до нашего геста. Прикол в том, что в той части города, что ближе к реке, улицы такие узкие, что не всегда на байке проедешь, а тук-тук точно не влезет. А уж найти там ночью дорогу к гесту, не зная местности, не вляпавшись в коровью какашку 10 раз и не огребя от какой-нибудь шпаны - вообще из области фантастики. Ну так думалось и волновалось усталой мне. Но и тут помощь нашла нас сама: за лишние 50 рупий водитель тук-тука отвел нас ко входу в гест. Чего не сделает индус, а уж тем более таксист, за 50 фаранговых рупий :) за что ему огромное спасибо. Но это ещё не всё. Несмотря на предупредительный звонок из автобуса в гест, дверь была закрыта на все засовы. Стук не помогал. Помог звонок на один из телефонов. Ура, нам открыли! Провели в номер с душем и кондиционером! Чистое постельное бельё! О боги, спасибо, мы добрались, этот долгожданный момент настал! И мы, мытые и очень счастливые легли спать. Оказалось, всё проходит. И даже когда мне кажется, что вот ужасужасный и всёплохохочудомойкмаме и не видно конца этому адскому дискомфорту и ужасу, даже тогда я уже знаю, что и это тоже пройдет. И вместо того, чтобы с головой кидаться в это состояния отчаяния и прочих ужасных чувств, можно включиться и понаблюдать за собой: что именно является причиной жутких эмоций и почему; что я думаю, что чувствую; не кидайся с головой, дыши, всё проходит; не лучше ли вынести из этой ситуации пользу, разобраться с одним из своих тараканов, чем с упоением кидаться в это болото по привычной схеме? Главное в такие моменты - это вспомнить об этом. Вспомнить и захотеть в сложной ситуации работать над собой, а не нырять в раздражение и гнев. Сложно, скажу я вам. Но интересно.

Каким же радостным было следующее утро! Мы вышли на крышу геста, позавтракать с видом на священную реку Гангу, и я офигела от происходящего. Город, который я столько раз видела на картинках у друзей, слушала рассказы, представляла его себе, сейчас лежит как на ладони и обволакивает своей волшебной атмосферой. Удивительное чувство. Я смотрела на него с крыши и не могла насмотреться.
Варанаси. Священный город на священной реке. Говорят, каждый верующий индус мечтает умереть тут, быть сожжённым на реке и достичь мокши (нирваны, конца цепи перерождений). Мне нравится, как описал этот город Борис Борисович Гребенщиков: “Главным священным городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши - "город света". Варанаси - самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор.
В "Каши Пуране" (древнем священном тексте) написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит - уже быть на пути к просветлению.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: "Кашьям маранам мукти" - "смерть в Варанаси это освобождение". А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного - и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону - на север, в сторону Кайлаша.”
Кому интересно, вот ссылка на полный текст: http://www.aquarium.ru/misc/india_guide/varanasi.html

Главная особенность города, то есть то, что более всего другого шокирует европейский склад ума, это публичное сжигание тел на реке. Среди многочисленных гатов (ступенчатых спусков к Ганге) несколько выделенны под сжигание трупов. Burning Ghats. По идее зрелище должно быть не для слабонервных, но нас как-то не задело. Ну трупы, ну сжигают, ну ноги из костра видно. Я не испытала никаких эмоций по этому поводу. Но жареным мясом воняет конкретно :) Пепел сбрасывают в реку, впрочем пепел тут самое чистое, что можно найти в реке. Некоторые тела не сжигают по разным причинам. Например, беременных или укушенных змеёй. Их тела привязывают к камню и сбрасывают с лодки в середину реки. А в сезон дождей всё это дело всплывает. Самое интересное, что никто не делает из этого историю с причитаниями и возмущениями. Так есть и всё.
В Ганге люди совершают ритуальные омовения напротяжении всего дня, стирают тут же, зубы чистят, пьют воду из Ганги, щедро зачёрпывая ладонями. Тут же купаются коровы, измазанные какашками и чем только не :) Коровы в Индии классные, мы их нежно полюбили. Бродят, где вздумается, едят, что найдут в помойке или на лавке у торговца овощами-фруктами. Какают тоже где вздумается. Местные из какашек лепят лепёшки неясного назначения. Как топливо что ли используют. Коровьими лепёшками может быть облеплен целый дом. Похоже, что они так сушатся. А вдоль дороги часто стоят целые постройки из какашек, как будто на продажу.
Самое атмосферное и интересное в Варанси - это пройтись на закате вдоль всей набережной по гатам, наблюдая за людьми, собирающимися на Ганга Аарти - поклонение богине Ганге, за медитативными коровами, за молодежью, играющей и поющей у реки (причем мальчишки!), за ласточками в розовом небе, за верующими, подносящими цветы и фрукты божествам в храмах, за лодочниками, перевозящими толпы поющих мантры людей на другой берег Ганги, за бродягами-садху, оставившими всё ради служения богу, скорее всего Шиве, мы же в его городе. Одни сидят в позе лотоса у реки, измазанные пеплом у костра для пуджи (ритуал подношения богам), поют мантры, перебирают чётки из рудракши. Другие бродят с полотняной сумкой и ведёрком для подаяний, клянчат деньги, или просто гуляют, напевая ом намах шивайа. Мы глядим на всё это, восхищённо разинув рты. Есть в Варанаси своё особое очарование, особое состояние ума, души - как угодно. Особенно ощущается на рассвете с лодки, когда солнце встаёт из-за берега мертвых над рекой, озаряя мягким розовым светом стены древнего города, полного разноцветных храмов, лингамов, мудрецов, йогов, коров, людей.
Мы пробыли тут примерно неделю, дней 8 или 9 и привыкли к тому, что по узким улицам носят на бамбуковых носилках тела, закутанные в шафрановые ткани, повторяя одну и ту же мантру. Эта процессия людей уже не кажется дикой. Тут к этому нормально относятся, никто даже внимания не обращает. Лодочник, проживший всю жизнь тут, ежедневно напоминают ему, что его жизнь не вечна, и что всё материальное, включая его самого, однажды, совсем скоро будет гореть на одном из этих костров.

Тут не относятся к трупам как к “обожемой!труп!ктотоумер!какойкошмар!”, тут смерть - это норма, которая в конце пути ждет каждого. Тут её не отрицают, о ней знают и открыто говорят. И меня это вдохновляет. Мне хочется примириться с мыслью о смерти в целом и в частностях. Не просто на словах. Но это совсем другая история. А эта история о городе Шивы, где храмы прячутся за каждым углом, а каждый второй индус невероятно тепло улыбается, где есть Blue Lassi Shop с самым вкусным ласси во всей Индии! Ласси - это такой кисломолочный продукт, похож на йогурт, но не йогурт. Так вот там это нереально вкусно! С разными фруктами, сиропами, можно самому придумать, какой захочется. Самый вкусный “десерт” в мире!
А ещё это история о мире внутри на рассвете, о мантре о Шиве, повторяющейся снова и снова в голове. И видимо, не только у меня в голове, потому что однажды Шива разбушевался и поднял очень сильный ветер, образовав песчаную бурю на пустом берегу Ганги. Ветер был такой сильный, что выворачивало деревья, а песок в другой стороны облаком накрыл город. Было очень круто! После этого на несколько дней стало прохладнее. С +45 до +30. Это было приятным облегчением.
Остальное я вам покажу в картинках, потому что спать пора.