Прошло уже более двух лет после
публикации моего первого опыта осмысления тоталитаризма как социально-политического явления. За это время накопились кое-какие новые штрихи к портрету героя, которые и хочется зафиксировать.
К тому же в последнее время наблюдается актуализация волны отрицания данного социально-политического явления, которая, будучи несомненно интересной в качестве опыта реинкарнации советского агитпропа, пока увы не дала сколь-либо интересных аргументов в защиту своей базовой посылки. По крайней мере мне их разглядеть не удалось, поэтому надеюсь на помощь зала в этом плане: если кто-нибудь сможет это дело вербализовать, я с удовольствием поучаствую в обсуждении.
Итак приступим: «а был ли мальчик?» Начнем, как принято, с экспликации терминологии. Прилагательное тоталитарный в русском языке наиболее часто встречается в словосочетаниях «тоталитарное государство», «тоталитарные секты», «тоталитарные практики». При этом ключевым смысловым моментом здесь имеется в виду навязывание людям некого назначенного кем-то избранным мировоззрения с одновременной ликвидацией мировоззренческих альтернатив. Причем здесь следует особое внимание уделять не первой части фразы (что обычно делают «ликвидаторы тоталитаризма как исторического явления»), а второй. Ключевой чертой тоталитаризма является именно что интенция к устранению альтернатив избранного мировоззрения политическими и силовыми методами. Именно логика последнего требует от элиты сообщества попытки взять под контроль все каналы коммуникации и социализации людей, и возвести репрессии с уровня действия до уровня мышления - здесь и наполняется смыслом такое понятие, как «мыслепреступление».
Т.е. ключевой характеристикой тоталитарных систем являются именно что репрессии за альтернативную мысль, когда не действие является основанием подключения к делу репрессивного аппарата сообщества (например, участие в группе, готовящей теракт), а мысль (строчки в дневнике, разговоры в курилке).
Соответственно, получаем определение:
Тоталитаными практиками будем называть такие социальные рутины (нормы, правила, действия), которые используются элитой какого-то сообщества для обеспечения доминирования в данной группе некого назначенного мировоззрения - с одновременным исключением для членов сообщества доступа к мировоззренческим альтернативам. Существенной частью тоталитарных рутин является включение приватного мышления людей в круг действий, который может быть объявлен сообществом криминальным.
Соответственно, наличие тоталитарных практик в неком сообществе делает из него тоталитарную секту, а принятие «на вооружение» тоталитарных практик каким-то государством делает данное государство тоталитарным.