21.04.2009
Р.Кудлис
....Вот бы сильный был бы всплеск!!!...
Зреет,зреет проблема!
Вот чувствую каким-то местом, что скоро в нашем «сплочённом » обществе остро встанет эта проблема- расизм.
Пожалуй в ближайший понедельник, уже и встанет. Ну, максимум, во-вторник.
Практика жанра, знаете ли, настойчиво требует поднять тему, пока в стране тихо решаются вопросы... И т. д.
Но,...при всём моём понимании необходимости в сотворения конфликтов, и личном желании разобраться в теме, я, до своих немалых лет, так и не понял, о чём, собственно, идёт речь.
Как человек, не угнетаемый душевными муками от умозрительной вины за историческое рабовладение, и, не испытывающий ни какого стыда за относительное экономическое благосостояние (причем очень сильно относительное), я возьму на себя смелость утверждать, что понятие расизм, особенно в современном применении, как самостоятельное явление не существует.
Есть только слово. Возникшее из странного человеческого желания всему на свете дать имя, всё классифицировать.
Очень характерно это в психологии, как, впрочем, и в других, слабо осязаемых областях людской суеты, где каждому рефлекторному почёсыванию и пуку дали гордое имя очередной сексуальной перверсии.
Можно даже понять, почему особо уцепились за расизм.
Как за понятие характеризующее отношения между самыми большими группами людей.
Больше- только группы мужчины\женщины.
Но это другая тема. ....
Кому, например, особо интересна, «кровная любовь» соседей по квартире и т.д.?...
Всё правильно.
Как по старой английской песенке- ...What a great splash that would be!.. (вот бы сильный был бы всплеск!) в переводе С.Маршака.
Про один большой топор, дуб, море и великана.
Но, главное, о самой большой ВОЛНЕ от всего этого.
. Принято считать, что человек индивидуален. Следовательно, хотя альтруизм и украшает личность, основой её, по определению, должен являтся индивидуализм, эгоизм, вплоть до эгоцентризма. Т.е., нормальным языком, предпочтение личных интересов , интересам других людей. В биологии, в чистом виде, это называется- инстинкт самосохранения. Говорят, сильная штука. Если ещё добавить инстинкт воспроизводства, то за неделимую единицу, прямо по классику,- можно принять семью. Как личность. Единицу личности можно укрупнять и дальше, до общества.
Интересно, что общества, сумевшие подавить человека-личность до полного альтруизма, полного самопожертвования, к внешнему кругу, т.е. к другим обществам, как правило выступают с порзиций полного эгоизма. Как новая единица личности. Со всеми надеждами, заботами и опасениями. В промежутке между человеком-личностью и обществом-личностью, вся гамма коктейля эгоизм\альтруизм. При этом, присутствует стремление сузить внешний круг до неделимой личности- человека.Этим максимально устраняется возможное внутренние противоречие.
Всё, что не попало в круг единицы личности, потенциально несёт опасность. Оценка меры опасности производится на основании опыта. Знакомое и похожее "потенциально опасно" меньше. Всякая внешняя несхожесть чревата неизвестными проблемами. Отсюда инстинктивное отторжение ЛЮБОГО другого.
Общество-личность, как и человек-личность, отторгает чужих за границу круга, оберегая себя от попадания иной, возможно опасной, ментальности в управляемую, устоявшуюся среду.
Во всём промежутке от человека до общества работает тот же принцип отторжения, в рамках эгоизм\альтруизм.
Вернёмся к расизму. По моему мнению, говорить об -неприятии, -нелюбви,- отчуждении и т.д. между людьми различных национальностей и рас- то, как применяют СМИ термин расизм последнее время (академическое определение расизма - обоснование разделения людей на «высшие» и «низшие» расы), без привязки к конкретной ситуации и контексту, то же самое, что рассуждать о вкусе винегрета, по выколупанному от-туда гороху.
Подобное отношение характерно границам любого круга взаимоконтактов. Не зависимо от цветов кожи, длины носов, формы ушей или места жительства. Допускаю, что форма проявлений «нелюбви» зависит от степени несхожести или «потенциальной опасности».
А вот мера «общественной реакции» на эти проявления, сильно зависит от величины политического или какого другого капитала, получаемого от отражения эдакого факта.
Здесь не рассматриваю конкретные преступления, как-то : убийство и т.д. Расизм в них, как правило, выступает в роли ширмы для теоретического самооправдания банального негодяя или садиста. И это другая тема..
Оставим общество социологам, и спустимся до человека, благо каждый вправе назваться дипломированным специалистом по себе.
Попробую выяснить для себя самого, или я расист?
Общественную оценку , считаю не актуальной ввиду конъюктурности.
Могут возникнуть возражения, что и самооценка не объективна. По-типу рассуждения, что только темнокожий человек может оценить светлокожего, в «да» или «нет» расизме, и т.д.
А, что ,чёрного расизма по отношению к белым, не существует (если он вообще существует)?
И то, что большую часть жизни мне пришлось проходить в евреях, которые «то же , в принципе, люди», не достаточно для оценки чувств человека униженного неизвестно за что?
Для меня вполне достаточно.
. Определяет ли что-нибудь цвет щёк в моём отношении к человеку?
Второй основной инстинкт,- воспроизводство, однозначно говорит, что не определяет совершенно ничего. К женщинам тех типов, что мне нравятся, у меня отношение определённо однозначное. Даже если они синего цвета в белый горошек. Проверенно на выставках bodi-arta. Приплюснутый нос и толстые губы, не нравятся мне у женщин любого цвета. Стройные ноги, мне предпочтительней изогнутых под любым углом, и т. д.
Но всё это, скорее говорит о моих привычках, чем о категориях типа расизма.
Почему я говорю только о женщинах? Так как тут работает голый инстинкт. И... в силу своей сексуальной ориентации. В отношении же к мужчинам, у меня могут в значительной степени проявиться постороние влияния, как-то: лидерские, экономические, карьеристские и т.д.
Говорят, что у определённых групп людей есть неприятный запах.
Но если запах мне действительно неприятен...
Не важно, исходит он от негроида, неопрятного еврея или потомственного ассинизатора.
Должен ли я этим восторгаться?
И, если потомок моего соседа будет гадить по всем общественным углам или 24 часа издавать труднопереносимые звуки, просто по тому, что так привык, то подобные покушения на мою внешнюю среду, вероятно, могут довести до любой степени «расизма», причём в независимости от цвета кожи «покусителя».
Мне приходилось по-немногу работать и в Америке и в Азии и в Африке, т.е., приходилось общаться с представителями разных рас.
И могу утверждать, что вторая реакция на нового человека- это интерес и любопытство.
Первая реакция- осторожность, зависящая от внешнего вида субъекта, возникающая, наверное, на уровне подсознания.
Объясняю. Можно, вероятно, найти прекрасного друга и в крокодиле, но опыт советует держаться подальше от его зубов.
Я работаю с несколькими ребятами из Эфиопии.
Двое мне симпатичны, пятеро -безразличны и трое-неприятны. С последними стараюсь не контактировать и конечно, не хотел бы сними рядом жить.
Но причём здесь расизм? Все неприятия, возникающие между мной и не мной, при необходимости можно классифицировать как расизм.
Объективности ради,надо признать, что пару-тройку раз мне попадались мужчины и женщины демонстрирующие физиологический страх или ненависть к другим, при этом часто даже не имея возможности для взаимных контактов. Но физиология -это уже медицина...
Пойдём дальше.
Тест на «вшивость»: - женился бы я на женщине другой расы?
Физиологическую сторону вопроса я уже осветил, а вот , хотел ли бы я иметь от неё детей, -так пожалуй и нет.
Не считаю себя вправе (пока) предопределять таким образом судьбу будущих людей. Т.е. скорее всего, зарание делать их чужими в любом этническом кругу.
Это я отношу и к моим детям\внукам. Решать им, но свои возрожения смешанным союзам, я им представлю.
Итоги.
Так есть ли современный расизм- т.е. деление людей на «высших» и «низших»,
или - есть ЕСТЕСТВЕННОЕ отношение между РАЗНЫМИ, мало похожими и мало понятными друг другу, людьми, и... есть -политический,- профессиональный, -партийный и .т. д.ИНТЕРЕС, который создаёт проблему (на нашу голову), что бы «героически» с ней бороться.
«...Не сотвори кумира...», даже такого, как борьба за чью -нибудь «свободу, равенство и братство...».
А ребёночка, с водой выплеснутого, жалко. Вырастет из него очень обиженный и сердитый дядя.