Сиськи Тюйманса

Nov 07, 2009 15:09



- А у вас пригласительные билеты есть? - спросил добродушного вида охранник, с неохотой оторвавшись от задушевного разговора с билетершей.

- Какие пригласительные? Мы на выставку Дали.

- А выставка сегодня работала последний день… и до трех… - Время было уже половина седьмого.

Я практически уверен, что несмотря на внешнее спокойствие, внутри охранника проснулся охотник. Заглянув, за зеркальную поверхность его глаз, я увидел пасторальное поле без конца и края, на котором виднелся один единственный куст. Именно за этим кустом, сжавшись в пружину и готовясь к прыжку, притаилось «я» охранника. На нем был коричневый в мелкую клеточку шерстяной костюм и черные блестящие полуботиночки. Белые теплые гетры выгодно подчеркивали икры человека, привыкшего к ходьбе, а маленькая зеленая шляпа с пером, указывала на то, что наш охотник - франт. И тут на залитом солнцем поле появились две овечки. Меткий выстрел - и можно наблюдать крушение их иллюзии. В каждом охраннике живет охотник. Бывают охотники жадные до добычи, бывают - ленивые, которые вышли пострелять за кампанию. Наш был явно добродушным, способным с сочувствием отнестись к подраненному рябчику.

- Если у вас есть пригласительные билеты, то можете пройти на фуршет, посвященный закрытию выставки Дали, - подключилась билетерша.

- А Дали будет? - спросил я, прекрасно понимая, что мое высказывание не тянет на шутку, и поэтому даже не стал прикидываться невежей под стать вопроса. Бывает, что шутишь просто по инерции, повторяя какую-нибудь старую шутку, как бы бормоча про себя, не добавляя никакого артистизма в постановку.

- Дали умер двадцать лет назад, - в голосе билетерши чувствовалось скорее сожаление ко мне нежели к факту смерти великого мастера. - Или купите билеты и посмотрите выставку Тюйманса. Как вы относитесь к современному искусству?

Мы переглянулись. Было понятно, что никто из нас не хочет признаться, что он против искусства как такового, но вот приставка «современного» вызывала явные сомнения. Уточнив цену билетов, мы сказали, что относимся к современному искусству неплохо.

Взяв два билета, мы пошли на верх в выставочный зал. Поднимаясь, я стал представлять себе гламурных подонков, участников предстоящего фуршета. Чем я от них отличаюсь? Да, вроде ничем. Эта мысль серьезно повышала мои шансы выпить дешевого коньяка бесплатно, незаметно проникнув на праздник духа. А что если помимо подонков придет богема!? Нет, ограничимся Тюймансом.

Мы вошли в белый просторный зал, в котором раньше располагался цех упаковки шоколадных изделий, а теперь была оборудована галерея. Зал был огромен и абсолютно пуст. Тюйманс, конечно, присутствовал по периметру в виде живописных полотен выполненных в масле, но кроме очередного скучающего охранника не было ни души. Едкий запах краски ударил в нос, что было не удивительно: нас еще внизу предупредили, что это выставка современного искусства - возможно, краска еще не успела подсохнуть.

Тюйманс растянулся по периметру бесконечного белого зала редкими вкраплениями на стенах. Я как-то ожидал более агрессивной атаки со стороны современного искусства, но потом решил, что вероятно, подобная разреженность в пространстве помогает избежать некой диффузии восприятия, или если хотите, эклектического шока. Хотя нельзя было исключать и прагматических оснований такого унылого зрелища. Возможно, различные галереи мира разрывают собрание работ мастера на куски, и каждый радуется малой толике, редкому прикосновению к левому крылу авангарда фигуративного искусства.

На самом деле я спокойно отношусь к любым формам проявления творчества. Выбор всегда остается за тобой: хочешь - смотри, хочешь - не смотри. Поэтому никогда не понимал различного рода осуждающих выпадок. Любая работа предлагает просто порадоваться или подумать о чем-то. Нет - так нет. Если вы, прогуливаясь по выставке, размышляете - зачем автор потратил столько времени в пустую создавая подобное говно, задумайтесь уж и о том, что возможно в этом и состоял хитрый замысел автора, который как бы хотел привлечь ваше внимание к вопросу о времени, растраченном вами зря. Любая критика относительна, относительна других объектов критики. Поэтому в той мере, в какой высказывание, что «Некрасов выше Пушкина» звучит глупо, в той же самой мере все высказывания подобного рода в искусстве в целом звучат одинаково нелепо. Тюйманс не выше и не ниже Дали, не образует его левый или правых фланг - каждый из этих людей просто был (или есть), а точнее для нас существуют какие-то продукты их творчества.

- Старик, выручай! - без лишних предисловий услышал я в трубке голос Люка. - У меня выставка в Москве проваливается, можешь посетить? Возьми кого-нибудь за кампанию. Билеты стоят копейки… Я между прочем сиськи туда отправил! Может получиться интересное продолжение вечера. Ну, все давай! От меня привет, Пашке!

Нет, Тюйманс не звонил мне! И не звал на свою выставку! Ну, а если он мне не навязывал своих идей, то с какой стати мне их вообще ругать.

Мы пошли по залу, я предложил направление по часовой стрелке. В одной книге я прочитал, что осматривая помещение люди склонны выбирать именно такое направление. После этого я всегда чувствую некую ответственность перед автором и стараюсь поддержать его хотя бы своим скромным вложением в его теорию, с другой стороны, конечно, будет обидно, если на самом деле все не так, и я напрасно потратил время на прочтение этой книги.

Бурю эмоций у меня произведения не вызывали, но и желание поскорее прервать просмотр не возникало, скорее было интересно. В начале каждой стены с полотнами весел перечень их названий и времени создания. На очередной стене я задумчиво прочитал: «Мост», «Шея и волосы», «Мгновение», «Сиськи», «Наперекор дню»… Стоп - сиськи! Теперь уже на унылом фоне остальных работ, закрадывалась пугающая мысль: а как автор видит сиськи? Может быть в стиле кубизма, а скорее ужасающего реализма. Вдруг автор захочет показать какие-нибудь скрытые и неприглядные стороны сисек. Сердце начинало от подобных размышлений биться все чаще и чаще, поступательное движение к картине начинало набирать темп, а голос моей спутницы все сложнее было услышать за шумом пролетающих мыслей. Вот!!! Да, старик Тюйманс увидел сиськи правильно! Это были две большие налитые дыни пятого размера, упругость и напор которых подчеркивал, играющий формальную роль купальник. Теперь личность творца была для меня раскрыта. Можно сказать сиськи позволили мне иначе взглянуть на внутренний мир автора и лучше понять основы его творчества, горизонты и перспективы его замыслов. Вы не поверите - даже мазок теперь мне показалось стал интереснее.

Давайте, посмотрим на сиськи шире. На мой взгляд, это достаточно масштабное социальное явление, имеющее свои исторические корни и перспективу. Конечно, кто бы мог предположить что сиськи лежали в основе таких исторических событий как пивной бунт в Мюнхене 1 844 года, крестьянские волнения во Франции в конце XVIII века, открытие Америки, и наконец, первый полет человека в космос.

«По бабам!», -прокричал Гагарин в хриплый динамик и махнул рукой.

Я подумал ведь еще час-другой и зал начнет заполняться гостями, заглянувшими сюда с фуршета для небольшой тренировки своего гламурного восприятия. Почему-то мне представилось, что по залу будут редко расставлены железные круглые столики для приема пищи стоя, как в советских кулинариях, рюмочных или залах аэропортов. Около них будет кучковаться богема, и на фоне полной тишины, от столика к столику незаметно будут перелетать обрывки разговоров.

- А что, сиськи у Тюйманса подавляют своим масштабом?

- Как высчитаете, от сисек пойдет новое направление в живописи? Возможно, это не масштабы кубизма, но…

- После сисек Тюйманса я о многом задумался?

- Вы заметили как вырос Тюйманс после сисек?

- Какой период творчества Тюйманса вам ближе: до сисек или после?

- Не встречал ничего гениальнее после черного квадрата…

-Вы почувствовали сколько энергетики скрыто в работе? Заставляет на многое взглянуть по новому…

- Как вы думаете, что хотел сказать автор размером сисек?

Как-то само собой меня вернул в зал голос спутницы:

- Скажи, а ты думаешь о сиськах? - спросила она, совершенно очевидно зная ответ.

- Сейчас или вообще? - решил подыграть я.

- Ну, «вообще» я думаю, тебе подобные мысли в голову уже приходили, все-таки взрослый мальчик. Просто вид у тебя как у кота рядом со сметаной.

- Да, так задумался… Мост для автора - это просто метафора или все-таки аллюзия? - я знал, что моя спутница правильно поймет этот ответ: конечно, я думаю, про сиськи, не про мост же мне думать.

Запах современного искусства уже становился навязчивым. Хотелось поскорее выйти на улицу и вдохнуть первого холодного воздуха, в котором уже перестало пахнуть осенью. Мы пошли вниз.

На выходе билетерша нас окликнула:

- Билеты не выбрасывайте. Вы еще раз по этим билетам можете к нам прийти и посмотреть вторую экспозицию в соседнем зале. Интересные работы, Пол Пфайфер: механика перспективы. Извините, сегодня там ремонт… Только на билетиках число сегодняшнее проставьте, чтобы потом понятно было.

Я почти невольно обернулся и спросил:

- Скажите, а у Пфайфера есть сиськи?

Previous post Next post
Up