Популярное такое понятие "социальная ответственность"...
Считается, что социальная ответственность - это добровольные меры, выходящие за рамки установленного законом обязательств, принимаемые компаниями для повышения качества жизни работников и их семей, а также общества в целом.
То есть никакой прямой ответственности вроде бы и нет и любая благотворительность - не более чем жест доброй или "+1 для кармы" добродетеля.
Но пару лет назад мне попалась примечательная история, место которой - в небольшом городке Миньяр бывшей Уфимской губернии, а ныне Челябинской области. История как раз о том, как когда-то понималась ответственность бизнеса. Главный герой этой истории - уникальный рукотворный Миньярский пруд, признанный памятником природы (Решением Челябинского облисполкома № 361 от 6 октября 1987 года).
А. Тукаева. Вид на Миньярский пруд и храм Пресвятой Богородицы (1820 г.).
Миньярский пруд образован в результате сооружения плотины в месте слияния рек и состоит из двух частей - затопленной долины реки Сим и подтопленной долины реки Миньяр. Строительство гидросооружения было осуществлено в 1771 году плотинным мастером Симского завода Иваном Исаевым, по приказу купца И.С. Мясникова, для обеспечения работы пильной мельницы. Позднее в 1784 году на месте мельницы был устроен Миньярский железоделательный завод. С тех самых пор и вплоть до 1967 года, через пруд осуществлялся сплав леса и дров для местных заводов и производств (метизно-делательный завод в Миньяре, Ашинский металлургический и химического заводы).
В XVIII веке энергия воды использовалась для приведения в действие заводских механизмов (кричных молотов), по воде сюда сплавлялся лес (будущее топливо) для производства железных изделий, а позже на барках готовые металлические изделия отправлялись на торговые ярмарки по рекам Сим, Белая, Кама, Волга.
Безусловно, владельцам завода были заинтересованы в надлежащем исправном содержании водных артерий и рукотворного пруда. А потому каждый год (!) завод останавливал свое производство на месяц (!!), воду в пруду спускали и его дно и русла речек чистились от утопа (утонувших бревен) и прочего мусора. Ручными тележками рабочие вывозили утоп, на берегу вырастали поленницы, которые затем делили между рабочими. Утоп был ценным топливом - твёрдый, как каменный уголь, он горел сизым пламенем и выделял много тепла. Оставшийся ил и мелкий мусор естественным образом уносило течение. В ходе этих работ служащие получали жалованье, как и во время работы на производстве (!!!). Другую часть рабочих отправляли в отпуск на заготовку сена для скотины.
Рабочие и служащие Миньярского завода на субботнике. 1922 год
А потому пруд не заболачивался и представлял собой живописное место, излюбленное для гуляний. В Петербурге в 1905 году даже были изданы открытки с видами Миньярского водохранилища! Да что там открытки, в 1910 году, в Миньяре побывал профессор С.М. Прокудин-Горский со своей экспедицией, и запечатлел и долину реки Сим и вид на Миньярский завод.
С.М. Прокудин-Горский. Долина реки Сим у Красной скалы в Миньяре. 1910 год
С.М. Прокудин-Горский. Вид на Миньярский завод и железнодорожный мост через реку Сим. 1910 год
Так было до 1925 года - Миньярский пруд чистили ежегодно. Затем с некоторой периодичностью - в 1930-е годы. А в последний раз пруд очистили в 1936 году. С началом войны стало не до того, потом начались пятилетки, планы и трудовые рекорды, очистку водоема постоянно откладывали. Между тем молевой сплав леса по рекам Сим и Миньяр проводился аж до конца 1970-х годов, а потому иногда всё еще приходилось расчищать русла небольших речек от завалов и заторов. Железная дорога и ввод в производственный процесс паровых и электромашин освободили руководителей завода от необходимости в очистке речек и пруда.
Последний жест той самой "ответственности" завод выразил в середине 1960-х годов: пруд был частично реконструирован - отгорожена часть территории вбитыми в дно трубами, чтобы бревна плыли строго по течению.
Уже тогда толщина утопа на дне пруда составляла больше метра. В настоящее время мощность донных отложений достигает более 4 метров, из которых половина приходится на слой затопленных бревен. Иногда местные умельцы достают за сезон до 50 м3 дров, но очистить таким образом пруд - невозможно, нужны иные мощности (по рассказам строителей моста в некоторых местах пласт утопа достигает 4-5 метров). Около 240 гектаров водной глади постепенно превращается в болото...
А теперь представим, что современный директор завода подписывает приказ о проведении общественно-полезных работ по очистке Миньярского пруда силами сотрудников предприятия в рабочее оплачиваемое время... Пусть не на месяц, а на неделю, пусть будут задействованы не все работники, а только часть из них... Возможно ли это? Невозможно! Тут сразу же подсчитают убытки предприятия, а здесь припомнят, что пруд, между прочим, памятник природы, а значит следить за ним должны в региональном департаменте природных ресурсов, да и вообще, причем здесь завод... Ну и что что более двух столетий вся работа завода зависела от этого водоёма, теперь-то нам плевать, и что воняет трясиной мы уже попривыкли...
Сколько же в России таких вот заводов и таких "прудов" и "рек"? Хотя какие реки... современный бизнес не заботится даже о собственных сотрудниках, сокращая и тусуя людей, как собственную колоду карт. Однако с новомодной "социальной ответственностью" у современных промышленных гигантов, как правило, всё в порядке - раз в год они "помогают детям", участвуют в благотворительных светских вечерах. Не сомневаюсь, что зачастую помощь детям выполняется вполне искренне, но это уже немного другая тема...
А вот то, что действительно входит в сферу ответственности - это вряд ли. Дело, наверное, не в ресурсах, они есть. Или завод в XVIII-XIX вв. жил "богаче" и мог себе позволить чистить пруд, а современный - уже не может? Изменилось только мировоззрение, из которого выветрилось понятие ответственности. Послушайте, к примеру, что нонче на тематических семинарах говорят про участие бизнеса в благотворительности: "в обращении за помощью вы должны написать, что получит компания-спонсор от данной благотворительной помощи (связи с властью / положительный имидж / реклама / деньги в перспективе), в противном случае это не интересно".
Вот и крохинская церковь стоит посреди водного пути. И никто не ответственен за неё - ни туристические лайнеры, которые проходят здесь с недопустимо большой скоростью, чьи волны годами обрушиваются стремительной грядой и подтачивают древние стены, ни сам водоканал, ни люди, живущие тут. Её как бы нет. И ответственности нет. Да и из круизной компании мне ответили, что они "помогают детям", а не объектам культурного наследия, - такова их корпоративная этика.