Как могли сохраниться уязвимые фрески в затопленном 52 года назад храме? Сначала неумолимая сырость, а затем, когда не стало купола, - дожди, снега и ветра... Но они сохранились, местами едва различимые, но от того не менее красивые и ценные...
* * *
В алтарной части храма Рождества Христова в Крохино на сохранившейся западной стене до сих пор различимы несколько фресок: фрагмент Всевидящего ока, силуэты святых, дискос, сосуд и лжица. Да и в завалах то и дело попадаются красочные кусочки фресок рухнувших стен (что за чудесное качество красок?!), которые мы бережно откладываем.
А ещё сравнительно недавно их было гораздо больше, - об этом свидетельствует фотография 1990 года, на которой запечатлен весь купол храма... Жаль, что фотография черно-белая, и не видно всех красок! Но и это уже кое-что: необходимо изучить эту фотографию детально, отсканировав негатив пленки, так как увеличенное изображение позволит распознать сюжеты многих фресок.
Купол храма Рождества Христова в Крохино, 1990 г.
Вот как вспоминала о росписях и убранстве храма Рождества Христова Тиханова Вера Сергеевна, учитель каргулинской и затем крохинской школы, которая видела церковь и действующей, и позднее в 1940-х и 1950-х годах вплоть до затопления:
- Убранство крохинской церкви я не застала. Которое, наверное, растащили, кто церковь закрывал. Часть икон так я помню, парты откроешь, а там вот иконы. Раньше часть парты откидывалась, и там поглядишь, так там…. Так были сделаны парты в крохинской школе. Тут дело, наверное, не только в деньгах было или досках хороших… Ученики знали, как не знать, - отвернешь парту, а там видно, что от иконы... Но ничего такого, сидели…
Церковь была очень красивая, светлая, высокая. Решетки на окнах были только внизу. Клуб-то был, так решетки еще не сняты были. В 1939 году я уже работала (прим. - работала в клубе), так там уже ничего не было, крестов тоже не было. Маяк сделали позже, когда церковь была уже не действующая.
Нас удивляло то, что там (прим. - в крохинском храме) очень светло, высоко, стиль-то совсем другой (прим. - по сравнению с каргулинской церковью Живоначальной Троицы). А потом когда я уже работала в школе, там внизу мастерскую, вроде гаража, устроили, а ребята у меня нет-нет, да и забирались на второй этаж, а лестница-то была подломана уже, ну и мне приходилось забираться. Очень красиво было!… Потолок был плоский (прим. - потолок в трапезной), помню, была роспись, - Бог Саваоф, поди там, самый главный. Там в потолке купола какое-то круглое отверстие было, если сверху глядеть (световой барабан - прим.), вот я и помню-то Бога Саваофа. А поди и не Саваоф, но и не Христос.
Но судя по нашим фотографии, начиная с февраля 2009 года, в первый раз мы, как-будто не заметили фресок, а в последующие посещения храма в 2010 г., и далее, включая начало волонтерских работ в 2011 г. мы снимали силуэты святых, а также изображение Всевидящего ока на большой алтарной арке. Наконец, в 2013 году мы заметили сохранившиеся фрагменты западной стены основного объема храма. Хотя говорят, фрески "оживают" в заброшенных храма с появлением людей, может быть и в Крохино было так же?
Фрагмент осыпавшейся фрески в два спичечных коробка;
на нём хорошо видны пять различных оттенков синего цвета.
1. Фреска "Всевидящее Око".
Фрагмент фрески "Всевидящее Око", сохранившийся на большой алтарной арке (арка основного объема храма и трапезной) храма Рождетва Христова в Крохино.
Изображение Всевидящего Око, заключенного в треугольник (символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник, символ Триипостасного Бога) повсеместно распространено в православных храмах XVIII - XIX вв., но многие связывают его с масонством, - почему?
Всевидящее Око - это символико-аллегорическая композиция, изображающая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение на иконах. Библейским обоснованием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).
В качестве примера: Икона Всевидящее Око конца XIX в. - начала XX в. (дерево, темпера, гравировка по левкасу), хранящаяся во Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (на фото слева).
Но ещё задолго до христиан несколько иной символ Всевидящего Ока был популярен у древних египтян, - Уаджет (или Глаз Гора, или Око Ра) - символ (левый соколиный глаз бога Гора), ставший могущественным амулетом, который носили многие египтяне. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия (внизу слева).
Христианская графическая версия символа - это Всевидящее Око, заключённое в треугольник, символизирующий Троицу (внизу справа).
И лишь в XVIII веке масоны начали использовать этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественного провидения, о присутствии Великого Архитектора Вселенной во всех трудах масонов и в декоре масонских лож (на изображении слева). Впрочем, даже в сатанизме существует этот символ, который трактуется как «Всезнающее око» или «Гностический глаз Люцифера».
А в 1782 году изображение Всевидящего Ока было использовано на обратной стороне Большой Печати Соединенных Штатов Америки (государственная эмблема Правительства США), в том числе на денежных купюрах (на изображении справа, банкнота достоинством 1 доллар). На печати Око окружено словами Annuit Cœptis - «оно благосклонно к нашим начинаниям».
Итак, распространенность и всеобъемлющее значение символа Всевидящего Ока не должно вызывать вопросов или подозрений, а также ассоциироваться исключительно с масонами.
2. Фрагмент фрески на западной стене основного объема храма.
Фрагмент фрески на западной стене основного объема храма Рождества Христова в Крохино.
На этом фрагменте фрески крохинского храма изображен ди́скос (греч. δίσκος - круглое блюдо), один из литургических сосудов - ваза на подножии, в которой находится освящённый хлеб. Крест в это время лежит на престоле (слева), а напротив него - лжица (зеркально кресту, справа). Также под дискосом изображено большое выпуклое "блюдо" - возможно, это копьецо необычной формы. Слева - фрагмент другой фрески с подобным сюжетом.
Интересно, что было изображено выше? Так как эти предметы выложены на престоле, то выше могла быть дарохранительница или семисвечник. А вся фреска, вероятнее всего, относилась к изображению Евхаристии, поскольку именно там обычно присутствует дискос.
Евхаристия, фрагменты фресок (слева: Византия, XI в., справа: не известно).
Практически утраченный фрагмент фрески на западной стене основного объема храма Рождества Христова в Крохино (справа от изображения дискоса). Здесь различимы золотые краски, в отличие от фрагмента с дискосом, где преобладают синие и голубые цвета.
3. Фигуры святых.
Таких фресок сохранилось всего две, и одна из них едва различима. Первая (на фото внизу) сохранилась на северной стене основного объема храма Рождества Христова. Возможно, святой, изображенный здесь, - Николай Чудотворец, так как в храме был одноименный престол.
Таких "углов" с фигурами святых в основном объеме храма было, соответственно, четыре. Один из них мы застали ещё в 2009 году в свой первый визит, но более подробной фотографии не сделали (внизу слева). Через год этот угол рухнул в воду...
Наконец, на фото справа (внизу) - едва различимая фигура другого святого, сохранившаяся на южной стене основного объема храма.
Вблизи фрагменты и осколки фресок выглядят удивительно: как сохранилась в этих суровых условиях краска, не потеряв свой цвет? Местами различимы мазки художника, который трудился здесь не один месяц, - посмотрите, в них до сих пор таится тепло человеческих рук.
Фрагмент фрески размером со спичечный коробок, на которой отчетливо видны отдельные мазки художника.