Свидетели незатопленной жизни: воспоминания о Крохино. Часть I

Jul 13, 2013 01:09

В недавнее воскресенье, участница наших волонтерских поездок из Вологды, Ольга Прохорова провела беседу с Козловым Юрием Григорьевичем - правнуком Тотубалина Владимира Алексеевича, внуком Тотубалина Николая Владимировича, крохинских жителей начала и середины ХХ века.
Поводом для этой встречи стала интересная интернет-находка Оксаны Ямковой об уроженке Крохино - Вере Николаевне Кублановской (Тотубалиной), родившейся 21 ноября 1920 г. в селе Крохино Череповецкого уезда Ленинградской области.
Её имя и, соответственно, место рождения, удалось найти в сети благодаря успешной научной деятельности Веры Николаевны, - она стала известным математиком, работала приглашенным лектором в европейских университетах, а в 1948 г. входила в секретную группу по разработке атомной бомбы.
Из её биографии мы узнали, что Вера Николаевна выросла в трудовой крестьянской семье, где было 9 детей, отец и мать занимались рыбной ловлей и земледелием. После окончания школы она поступила в педагогическое училище в г. Белозерске, которое окончила с отличием, и в 1939 г. была принята Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Война прервала её учебу, и она вернулась в Крохино, где серьезно заболела мать. Там она работала в неполной средней школе учителем физики и физкультуры. В 1945 г. по приглашению декана математико-механического факультета Д. К. Фаддеева она стала студенткой Ленинградского государственного университета.
В 1948 г. В.Н. Кублановская поступила на работу в Ленинградское отделение математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ныне - ФГБУН Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В.А.Стеклова Российской Академии Наук),  где проработала вплоть до самой смерти в 2012 году.





Фото с сайтов: ФГБУН Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В.А.Стеклова РАН и Портала Правительства Вологодской области.
В поисках родственников Веры Николаевны Кублановской, Юра Антонов komendana вышел на Светлану Николаевну Куприну, которая также проживает в Санкт-Петербурге, которая, в свою очередь, направила нас к хранителю семейного архива Тотубалиных - Юрию Григорьевичу Козлову в Вологду.
Наконец, встреча состоялась! Юрий Григорьевич предоставил нам большой и очень интересный материал, с картами и планами села, личными фотографиями и воспоминаниями. На сегодняшний день это самая полная и богатая визуально история, с которой хотелось бы начать частичную публикацию имеющихся у нас воспоминаний бывших крохинских жителей (ещё в 2012 году сотрудниками Белозерского краеведческого музея проведены четыре беседы с крохинскими жителями, проживающими в Белозерском районе и г. Белозерске, которые также расшифрованы в тексте и будут опубликованы по мере поступления фотографического материала к ним).
В последствии, набрав значимый по объему материал и проработав его, мы планируем сделать небольшую книгу, посвященную истории посада и воспоминаниям о Крохино. Более того, этот уникальный материал ляжет в основу будущей музейной экспозиции, посвященной Крохино, церкви Рождества Христова, и, возможно, другим затопленным селам Вологодской области (если найдутся те, захочет сохранить их историю).




Здесь и далее фотокопии домашних фотографий и документов Ю.Г. Козлова - О. Прохорова. Беседу вела - О. Прохорова.

7 июля 2013 года. г. Вологда. Воспоминания Козлова Юрия Григорьевича:



"В Вологду наша семья переехала в 1939 году, мне было всего 3 года, но на лето мы всегда приезжали к деду в Крохино.
Мой двобродный брат (Куприн Евгений Николаевич), старше меня на 7-8 лет, большой любитель старины, в своё время начал собирать материал по истории нашей семьи, и конечно, затронул Крохино, потому что оттуда всё и начиналось…
Родственников у нас много, и всем им я рассылал копии фотографий и рукописной истории нашей семьи, которую мы составляли вместе с братом (на фото слева).


Сохранилась и копия картины, где изображена церковь Рождества Христова, подаренная художником моей тёте. К сожалению, фамилию художника я не знаю, но картина написана, вероятно, в начале ХХ век, в 30-е годы (на фото слева).

А вот отрывок из семейной истории Тотубалиных, которую мы составили, она называется «Наша история - наша родина». Глава I - Родители:
«….В истоке реки Шексны на левом берегу было когда-то большое село Крохино, напротив, на другой стороне реки, с. Каргулино. Река вытекала из Белого озера, имела сильное течение, и была довольно широкая (до 150-200 м). Это место - наша Родина.
Крохино имело длинную Переднюю улицу по берегу реки (ранее - ул. Набережная) и 5-6 улиц прямо от берега в направлении полей.

Глава нашего рода - Тотубалин Владимир Алексеевич (прадедушка Козлова Ю.Г.) был крупный, коренастый, с правильными чертами лица, вьющимися волосами, красивый. По слухам Владимир Алексеевич Тотубалин появился в Крохино из Заболотья, но происхождение теперь не выяснить… Иногда любил, как и все мужчины, выпить винца, бутылочки («сотки») ловко прятал от жены в умву, в сене. Умер он раньше своей жены (примерно в 1929-1930 г.) от сильного ушиба - упал с овины с 3-4 м высоты (строение для сушки снопов хлеба перед молотьбой), отшиб почки и печень, страдал. Основным лекарем была жена сына Николая - Елизавета Васильевна, ей он доверял делать все процедуры (народные).
Жена его Анна Кленофонтовна (до замужества - Мошнина) была невысокая, красивая, жили они дружно, имели 9 человек детей (один из них, Михаил, был напуган в детстве, и рос глухонемым). Жена держала всё это большое хозяйство и работала с утра до ночи, как и все в деревне. Умерла она случайно от пищевого отравления, - сын Алексей приехал как-то в отпуск из Москвы и привез колбасу, редкий на селе продукт, которая за время пути (2-3 дня) испортилась.
Все на селе занимались рыболовством и земледелием. В Белом озере ловили судака, леща, щуку, налима, окуня, сорогу, ершей, снеток… Ловили сетями, которые сами и вязали (мерёжи, рюси, тремёты…), рыбу сдавали в Белозерск. Ловили и зимой, уезжали в озеро на лошадях. Сети сушили, разбирали, ремонтировали в бане при фонаре «летучая мышь».
В поле сеяли рожь, овёс, пшеницу, горох, лён, клевер (на корм скоту). Около дома в огороде выращивали картофель, капусту, свёклу, морковь, горох, репу, брюкву…
Для четырёх сыновей, которые обычно были при родителях (дочери чаще после замужества уходили в семью мужа) отец построил двухэтажный просторный дом. На первом этаже жили семьи Николая и Ивана, на втором - Алексея и Александра. Каждая из четырех квартир имела сени, чулан, прихожую, кухню, горницу, спальню. При доме у каждого сына был свой амбар, скотник, баня, огород.   …….».




Тотубалин Николай Владимирович (1951 г.) (слева), он же со своей второй женой Тамарой М.

"Так вот, Крохино было большим поселком, хоть и называли его селом. Улицы были довольно широкие, в пределах 6-10  метров - две повозки могли спокойно разминуться. Дома стояли по обеим сторонам улиц, а позади домов были хозяйственные постройки и огороды.



План села и материал к ней подготовлены Куприной Г.Н.

В Крохино протекал один ручей, впадающий в р. Шексну, через который был устроен мостик, остальное всё было «сухое». Возможно, он назывался Филинский, по названию улицы. На плане он нарисован за плотиной, но, по-моему, он был перед плотиной.
И в Каргулино тоже была какая-то речка, но я там не бывал и совсем этого села не знаю. Как-то на лодке мы переезжали, но я был маленький. Зато помню, что наши мужики (крохинские - прим.), кто постарше, дрались с каргулинскими…
Наш дом, второй от истока реки, мы жили буквально в 100 метрах от сада и церкви. Рядом в угловом одноэтажном доме (на плане дом №1 - прим.) по улице Сидоровской жила попадья, Шершнева Надежда Александровна. Мы её боялись, называли «магнитная косичка», дразнили за её длинную косу. Был у нее муж, или нет, я не знаю, но никогда его не видел, возможно, она жила одна.
На переднем крае (Передняя улица) были школа на берегу реки, сад, кузница, важня, чуть подальше - плотина. Моя мама работала в школе учителем, школа была семилетняя.
Плотину мы, маленькие, помню, тоже боялись, так как вода страшно шумела, и там стоял часовой с винтовкой, вид которого нас, естественно, пугал. Где-то за плотиной был магазин - самое наше любимое место, потому что там продавались конфеты и ириски.
Примерно напротив церкви, на Передней улице, стоял двухэтажный дом. Ещё один двухэтажный дом был с самого края, где вытекала река (на плане дом №3 - прим.). Другой двухэтажный дом напротив церкви (больница или медпункт) - тот, в котором работала фельдшер, там ещё магазинчик был, хотя сами мы за медицинской помощью не обращались, если кто заболеет - лечили дома. А так на памяти в основном одноэтажные дома.
В саму церковь мы забегали малышами, но нас оттуда гоняли, потому что мы шумели, а там шла служба. К тому же мы боялись монахов этих, так как они нас выгоняли из храма.
При церкви, слева, был сад («Поповский» парк - прим.), он располагался от самого берега и до дороги. Там были и большие качели (громадная доска, на которой раскачивались с двух сторон); и «гиганские шаги» (столб с канатом, на который нужно садиться и отталкиваться, чтобы перескакивать вокруг столба на 2-3 метра). Это еще осталось в памяти…, раньше такие качели и в Вологде бывали".



Комментарии к фотографии из домашнего архива: - Вот дорога, тут за забором качели и лестница большая, там, возможно, канаты висели. Все это было в саду при церкви, парк был довольно большой.



Комментарии к фотографии С.М. Прокудина-Горского "Аллея от плотины Императрицы Марии Федоровны до запасного сарая (1909 г.): - Не припоминаю такого места в Крохино, на Поповский парк это не похоже, тут всё ухожено.
Прим.: Возможно, детьми они там и не гуляли, ведь это далеко от дома (на плане - дом №2 и плотина расположены в разных частях села), да и "часового с винтовкой" они боялись. Вместе с тем, к середине ХХ века это место могло сильно зарости, и даже быть застроено, а сада у церкви в 1909 году ещё не было. При этом, очевидно, что Поповский парк и Аллея - это разные части села, первое - у церкви, второе - у плотины (в глубине аллеи видны штабеля спиц от плотины системы Поарэ, которые осенью и зимой после закрытия навигации хранятся "в запасном сарае").

"Дорога на Липин Бор, Вашки, Ухтому, Моньгу сохранилась, она и сейчас там же проходит. А в 200 метрах от Песков (д. Пески - прим.) сохранились столбики, там чайки сидят всё время, - это и есть место старой плотины.
За паромом была деревня Попково, там было кладбище. Теперь всё залито водой, естественно. В самом Крохино кладбища не было.
Старый Белозерск был также за паромом, говорили, что там был древний город. Я и сам работал на раскопках летом две-три недели, москвичи приезжали, нам какие-то денежки давали. Мы работали кисточками, кости попадались, но нам было интереснее заработать на ириски, ведь мы были еще детьми...
Во время переселения при строительстве Волго-Балта я учился в школе, но всё это делалось без нас, мы ведь уже в Вологде жили, приезжали к деду только на летние каникулы.
Конечно, без желания люди уезжали, и понятно, почему… Дом из Крохино перенесли в Глушково, село большое, но реки поблизости нет.




На фото слева - дом Тотубалина Николая Владимировича в Крохино, справа - тот же дом, перенесенный в Глушково: - Сравните хотя бы забор...

В Крохино же всё на берегу было, все рыбачили. И дедушка мой на этой почве тронулся, - старые люди, всё хозяйство разрушено, это был огромный стресс. Тогда мама взяла его к нам в Вологду, он жил с нами на улице Карла Маркса, дом 2. Раньше в этом доме была редакция «Городок», потом какая-то другая редакция, рядом Политехнический институт, библиотека, дом трехэтажный каменный (в  этом доме жил писатель горисполкома). Вскоре дед «заговариваться» начал, мог и случайно поджечь, и что угодно, а нас у мамы было трое. Его поместили на лечение в Кувшиново, хотя сейчас я понимаю, что там никто тогда не лечил, просто держали…


Когда мы с братом писали историю нашей семьи, то много выспрашивали у родственников. Но что касается истории самого села, то мы были маленькими и помним мало. На плане брат обозначил все дома с нумерацией и фамилиями, сколько их помнил (в скобках указал даже клички, прозвища, тогда ведь у всех они были).



На фото: Ю.Г. Козлов во время "Экскурсии на Родину", июль 2003 года.

В последний раз я приезжал в Крохино в 2003 году, брал лодку у родственников в Песках, - сейчас это Каргулино называется. Раньше мы каждый год ездили в Белозерск на праздник День города (много лет подряд, начиная со второго года празднования), а в последнее время мы уезжаем летом к сыну, и приехать в Белозерск уже не получается...".

*  *  *
Помимо этих ценнейших воспоминаний и материалов, касающихся Крохино, в домашнем архиве Юрия Григорьевича, нашлась и фотография каргулинской церкви Живоначальной Троицы, датированная 1939 г., и наша коллекция фотографий пополнилась этим редким кадром:




Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь) в с. Каргулино (1757 г.): слева - фото С.М. Прокудина-Горского 1909 года, в центре - фото из Протокола реставрационной комиссии 1913 года, справа - фото из личного архива Козлова Ю.Г. 1939 года.
Благодаря этой новой для нас фотографии, мы можем с уверенностью заявлять, о том, что каргулинский храм был разобран после 1939 года, и, соответственно, после закрытия и завершения церковных служб в храме Рождества Христова в Крохино.


Троицкая церковь в с. Каргулино (1757 г.) - фото из личного архива Козлова Ю.Г. 1939 года (крупный план).

За то недолгое время, что мы изучали полученный материал, Владимир Егоров, составитель плана Крохино, проанализировал некоторые различия в планах 1901 г. и 1950-х годов.


План села Крохино 1901 года (по данным Инвентаря от 1901 г.), составитель - Владимир Егоров.



И вот, что у него получилось:
Судя по планам с вариантами, датированными 1777 г., 1901 г. и 1950 г., в Крохино было 6 жилых кварталов. Многие здания совпадают, в том числе "Управа" (см. верхний левый угол кв. №2 на плане 1950 г., и №43 ("Крохинское Посадское Общество", каменный 2 эт. дом) инвентаря 1901 г., а также:
1). Красная стрелка - Дом №28 на плане 1950-х гг, проживают Кошкины. По инвентарю 1901 г. - Дом №32 (каменный 2 эт. дом с дер. 2 эт. кухней) - Кошкины Ив. Селиверст., почетн. гражд. и А-ра Ив., куп. вдова. Данные совпадают!
2). Синяя стрелка - Дом №35 на плане 1950-х гг, "монашки". По инвентарю 1901 г. - Дом №52 (дер. 1 эт. дом) - Щукин, А-ръ Иванов., протоiерей. Данные также совпадают!
3). Зеленая стрелка - предположительное место расположения Почты и Сельсовета на плане 1950-х гг., без указания номера дома. По инвентарю 1901 г. - Дом №114 (дер. 1 эт. дом, кузница, амбар) - Кунин, Захар Макс., мещ.
При этом по данным других крохинских воспоминаний: "Кунины, Кошкины, Гладковы - зажиточные жители села. Так, Кунины сплавляли баржи, это было до войны. Позже в доме Куниных была Почта и Сельсовет".

Интереснейший и ценнейший материал, являющийся хорошей основой для дальнейших поисков и архивных "раскопок".

Объявляем большую благодарность:
- Оксане Ямковой, Юре Антонову и Ольге Прохоровой - за поиск родственников и потомков семьи Тотубалиных, а также проведение встречи с Юрием Григорьевичем Козловым, хранителем крохинского семейного архива;
- Владимиру Егорову - за кропотливый труд по составлению плана села Крохино, который постоянно совершенствуется и дополняется;
- сотрудникам Белозерского краеведческого музея (Гавриловой Т.А., Жгилевой Т.В., Даричевой И.Н., Богомоловой Т.В., Курышевой С.И.) - за организацию и проведение встреч с другими крохинскими жителями (Морозова Галина Сергеевна, Карпова Зоя Михайловна, Пронина Зоя Николаевна, Уткина Алевтина Николаевна, Петухова (Сидорова) Елена Александровна, Тиханова (Рюмина) Вера Николаевна), итоги которых будут обязательно опубликованы.

В этих историях, фотографиях и воспоминаниях Крохино начинает оживать...

воспоминания, Крохино, история

Previous post Next post
Up