12 декабря - сказки ноября

Dec 13, 2021 02:13

(продолжение истории про ВИНС, начало - здесь)

Царь Борис не был бы рад узнать, что местные краеведы до сих пор пересказывают эту историю.

Борис Третий был классный, хоть и стригся под Гитлера - но такая тогда была мода.
Борис Третий управлял страной между войнами и во время Второй Мировой, и её он не пережил. Спас евреев от депортации - из-за чего Израиль каждый год номинирует Болгарию на Нобелевскую премию мира. Вернул в пределы страны Южную Добруджу - за что заработал прозвище "Объединитель". Выторговал у Гитлера помогать Германии - но не воевать против Советского союза. В целом - был крайне упрямым царём, работающим на свою землю, и абсолютно непредсказуемым союзником. Умер в 1943, внезапно, возможно - был отравлен Гитлером; точно мы не знаем, и это совершенно другая история, которая нам сейчас не по сезону.
А в те времена, когда был построен ВИНС, царь Борис Третий только-только взошёл на трон, ещё не объяснил правительству, кто тут главный, и ещё не влюбил в себя людей, очень уставших от трёх войн подряд. И вот в 1920 году двадцативосьмилетний царь приезжает открывать высшую школу экономики...
Почему это вообще важно?

За пять сотен лет османской власти болгары сохранились как нация благодаря всему, что смогли удержать. Религия, бытовые и праздничные ритуалы - все, которые помнились (некоторые обряды идут ещё от античных времён), единый язык и, конечно, истории. Всё, что успевали записать - сохранялось в уцелевших монастырях. Всё, что помнилось - передавалось из уст в уста. Монастыри становились оплотами будущей образованности - и в одном из них была создана первая письменная "История славяноболгарская".
С неё принято отсчитывать болгарское Возрождение - которое фактически начинается несколько раньше, с роста ремесленных мастерских и с образования бесписьменного, с рукодельных наук, которые передаются от мастеров ученикам.
В начале девятнадцатого века при монастырях и некоторых богатых мастерских существуют килийные школы: монахи учат грамоте, мастера - грамоте и ремеслу. Школы эти тесные, страшненькие, учеников в них не жалеют.
В тридцатых годах девятнадцатого века открываются первые взаимные школы. Это большие помещения, в которых одновременно учатся огромные группы. Ученики пообразованнее передают знания младшим; за всем этим наблюдает учитель - и при необходимости наводит порядок. В сороковых, пятидесятых, шестидесятых годах такие школы открываются во всех богатых городах страны - это происходит ещё при османской власти. Учебники издаются болгарскими просветителями в Румынии, за пределами страны.
Официально школы могли быть мусульманскими - медресе, - и килийными при греческих церквях. Колоссального труда стоило болгарским общинам продавить свою школу. Не представляю себе размер взяток.
Учиться было дорого. Одна тетрадка стоила как одна овца. Содержать ученика стоило столько же, сколько целую семью; а дохода вотпрямщазз не приносило.
Но обещало другую жизнь для каждого из обученных детей - и в перспективе для всей страны.
За богатых учеников платили их родители. Бедные талантливые дети учились на деньги фондов. Каждый из торговцев и ремесленников за свой счёт содержал минимум одного ученика.

После 1878 года закончилась османская власть - и школы разрослись по экспоненте. В городах загорались первые электрические лампочки, по стране неслись поезда с бешеной скоростью в пятнадцать километров в час, а в Болгарию поехали образованные люди со всей Европы. Художники, архитекторы, инженеры, музыканты, адвокаты, военные - Болгарии нужно было наверстать пять сотен пропущенных лет.
Молодые люди уезжали учиться в европейские вузы, проводили там от трёх до пяти лет, возвращались, служили в армии, а пото создавали свои художественные школы, архитектурные и инженерные бюро, торговые дома и адвокатские конторы.
Высшего образования в стране не было до 1888 года, когда в Софии открылось первое высшее педагогическое училище. Позже из него вырос Софийский университет Климента Охридского, светоч либерализма и герой студенческого сопротивления, но о нём как-нибудь потом.
А в начале двадцатого века в крупном приморском городе, торговавшем со всей Европой, представители Торгово-индустриального треста решили вырастить своих экономистов. Больно уж дорого было отправлять детей учиться экономике - за границу.
Так родился будущий Экономический университет.
Рождался он долго.
В 1911 году Торгово-индустриальный трест его придумал.
Но тут началась Первая Балканская война.
Потом - Вторая.
В 1914 году Трест решил и постановил - организовать первое высшее торговое училище в стране.
После этого началась Первая мировая.
Всё это время Трест не спал; но после потери Южной Добруджи ему пришлось довольно тяжело.
Так что здание Высшего торгового училища было начато только в 1919, а достроено - только в 1920 году.

На краю города, рядом с Окружной больницей, на бульваре, который пролёг по засыпанному оврагу, отмечавшему границу Варны, выросло огромное красивейшее здание, настоящий храм науки. Его украшали пластики работы скульптора Кирилла Шиварова, а на куполе примостились Меркурий и Наука с большой интересной книгой.
В сентябре 1920 года министр образования получил от Треста письмо с просьбой взять уже почти родившееся Высшее торговое училище - на государственный баланс. И на 28 сентября было назначено торжественное открытие.
Царь Борис со свитой приехал накануне и остановился в Евксинограде.
Утром у здания училища собрались все представители Торгово-индустриального треста. Перед входом стояли ослепительно красивые девушки в народных костюмах и ярких головных уборах; у самой классной в руках было вышитое полотенце, на нём - праздничный каравай. Рядом устроился военный оркестр.
Все ждали царя.
Наконец подъехал царь.
Коляска остановилась. Грянула музыка.
Царь спустился на землю и подошёл к председателю треста. Девушка протянула им каравай - но Борис Третий отмахнулся и жестом велел оркестру замолчать.
Музыка стихла.
- Мы рассмотрели ваше прошение и решили, что сейчас не самое лучшее время для страны - открывать ещё один вуз, - сказал Борис Третий. - Государство не может взять на баланс ваше училище. Не сейчас. Никакого торжественного открытия не будет. Болгария переживает трудные времена...
Договорить царю не дали.
Двадцать восемь лет. Ранняя лысина. Сто шестьдесят два сантиметра роста. Идеальная выправка.
На компактного царя надвинулся председатель Треста. Два метра роста, сто килограмм веса и руки, которые управляли Торговым трестом во времена, когда торговать стало почти нечем, зато образовался гигантский национальный долг.
Председатель Треста схватил царя за грудки, приподнял и притиснул к новёхонькой ограде торгового училища.
- Послушай, мальчик, - сказал председатель, пока царь подавал охране знаки "не вмешивайтесь". - Ты представляешь себе, сколько людей в это вложились? Ты представляешь себе, какие силы мы задействовали? Трудные времена? Думаешь, они кончатся вот так сразу? Тебя позвали перерезать ленточку, отломить от каравая и поставить свою подпись - так что давай подписывай.
Председатель Треста поставил царя на землю. Борис Третий, не отрывая от него взгляда, протянул руку. Председателю подали документы; он передал их царю, так же глядя только ему в глаза.
Борис Третий развернулся и в сопровождении свиты удалился в Евксиноград, где и подписал всё необходимое.
Так родилось высшее экономическое образование Болгарии.
К 1921 году вуз набрал достаточно преподавателей, и начались занятия.

В этом тысячелетии ВИНС пышно праздновал свои юбилеи: в 2011 - сто лет идеи, в 2014 - сто лет решению, в 2019 - сто лет проекту.

сказки ноября

Previous post Next post
Up