музей кукол в Варне

Jan 20, 2018 15:00

"По прихоти судьбы Варненский кукольный театр представляет собой уникальное архитектурное сочетание евангелистской методистской церкви и здания советских времён", - любезно подсказывает нам сайт ida.bg. Освящённое в 1888 году, оно было построено на пожертвования заграничных евангелистов; колокол был прислан в подарок из Америки.



Храм работал, пока Болгария не попала под СССР. В 1961 году церковь опечатали, её имущество - библии, алтари, скамейки, - вывезли из города (интересный факт: скамьи, которые сейчас стоят в Кафедральном соборе Варны - оттуда). Как и большинство зданий, закрытых по политическим причинам, церковь превратилась в склад - там хранился товар предприятия "Одежда и обувь". До 1990 года здание и земля под ним и вокруг него практически были вне закона вопреки тому, что у них был официальный собственник ещё от конца турецкого ига. После - видимо, под влиянием мирового Методистского общества, - бывшее здание церкви стало филиалом Археологического музея, и в 1980х годах вся нижняя часть улицы "Шейново" (церковь, бывшая школа "Антон Страшимиров" и площадь перед зданиями) превратились в комплекс "Знамя мира". Здания передали кукольному театру, и для него же архитектору Косьо Христову был заказан проект новой постройки.
Косьо Христов - автор отеля "Чёрное Море", Фестивально-конгрессного центра и Общественных бань "Гриб"; все три - очень крупные здания; казалось бы, чего ещё ожидать, кроме полной смены концепции сквера; но архитектор очень бережно вписал новые постройки, сохранив своеобразие уже существующих (классического причерноморского-средиземноморского здания времён восемнадцатого века и американской методистской церкви), дополнив его очень скромным зданием в нейтральном советском стиле. Амфитеатральный сквер архитектор оформил скамейками, а с вередине его встал памятник про знамя мира.
Сейчас мэрия Варны объявляла конкурс на смену лица сквера - ничего лучше существующего не придумали.
Итак, в бывшей церкви - кукольный театр; а в бывшей школке - музей кукол, куда мы в прошлую среду и отправились шумной группой любителей музеев.
С первого взгляда музей кажется очень маленьким.
Когда хранительница музея начинает водить по всем экспонатам, показывая, как работает каждая из кукол, рассказывая об их особенностях и о спектаклях с их участием - музей начинает казаться бесконечным.
А в конце экспозиции оказывается дом, в котором хочется остаться навсегда.
И после этого хранительница музея включает волшебный фонарь, в котором свет превращается в музыку, а цвета движутся и меняются. И думаешь о театре с предвкушением праздника - как в детстве, в том идеальном детстве, о котором мы так любим читать.

Первым директором кукольного театра был Георги Сараванов, пловдивский режиссёр-кукольник, придумавший совершенно уникальную систему управления марионеткой. Кукла жёстко крепилась к поясу актёра, многочисленные клавиши управляли нитями, сочетание клавиш давало широчайшую палитру движений. Сараванова упрекали в том, что его куклы чересчур человекоподобны, а кукловоды должны быть настоящими мастерами.


Это правда, Саравановские куклы пятидесятых годов двадцатого века - очень тонко сделаны и очень точно движутся. Вот видео - на нём не поясные куклы, а уже тростевые, которых водили над ширмами:
https://www.instagram.com/p/BeEdHD5BdPB/?taken-by=therealkrissja

Впоследствии куклы становятся более условными. На видео - куклы смешанного типа: голова управляется тростью одним человеком, а руки - руками другого:
https://www.instagram.com/p/BeEdRDGBcPA/?taken-by=therealkrissja

Ростовая кукла (актёр надевал мягкую маску на голову и становился куклой сам) Карабаса-Барабаса из спектакля про Золотой ключик (остальные куклы спектакля были марионетками):


А это, мои дорогие, фото ростовых кукол из спектакля о Муми-троллях "Первая зима":


Эта тростевая кукла исключительно подвижна - её мягкие руки управляются жёсткими тростями:
https://www.instagram.com/p/BeEctKmhKz4/?taken-by=therealkrissja

Тростевая кукла японского типа:
https://www.instagram.com/p/BeEaMziBtBZ/?taken-by=therealkrissja

Куклы из Божественной комедии (Адам умел хлопать глазами):


Спектакль по Декамерону (и нет, актёр не может шевелить грудями кукол; мы проверили):


Ужасно обаятельные братья - настольные куклы, сделанные из тыкв; у них движутся руки и открываются рты:
https://www.instagram.com/p/BeEa7nchcox/?taken-by=therealkrissja

Куклы для спектакля для взрослых - если я правильно расслышала, по Христо Ботеву. Возникает целый ряд вопросов: при чём тут котики - и Христо Ботев, пламенный борец за свободу болгарского народа от османского ига? когда он, погибший в двадцать шесть, успел написать целую пьесу? правильно ли я расслышала? В общем, в музей надо идти ещё раз:


(ПыСы: автор спектакля - Бойчев, не Ботев, спасибо нашему другу Шанти за подсказку)

В спектакле о двенадцати подвигах Геракла кукла была декором - и в какой-то момент превращалась в героя:
https://www.instagram.com/p/BeEb_B_By6b/?taken-by=therealkrissja

Болгарский Пиноккио - в сказке о том, как он хотел принести детям в садик волшебное серебряное перо:


Для многоголового змия, алчного и ненасытного, в болгарском языке есть отдельное слово - ламя. Эта - из спектакля про золотое яблоко, водили её три человека:
https://www.instagram.com/p/BeEamW6Bw4f/?taken-by=therealkrissja

Маски по комедии Аристофана "Птицы" почему-то очень на американских орлов похожи:


У перчаточных кукол довольно скромная палитра движений. Обычно их делают без ног, но вот эта - с ногами, которые болтались перед ширмой.
https://www.instagram.com/p/BeEZ3w9BEMF/?taken-by=therealkrissja

На видео проглядывает дом - модель болгарского дома времён Возрождения; вот он:


Я сфотографировала и засняла далеко не всё; многое осталось за кадром. А самое главное - это атмосфера музея; я чувствовала себя одновременно за кулисами и в зрительном зале, любопытным взрослым - и восторженным ребёнком. Мы провели в музее больше часа - взрослые люди с совершенно разными вкусами и представлениями о жизни, - и ушли довольные все. Словом, очень и очень рекомендую мимо кукольного музея не проходить. Беседа - на болгарском, хранительница рассказывает очень интересно, если вам нужен переводчик - это не повод не ходить в музей. Лучше прийти с переводчиком и уйти с ощущением "я был в волшебной шкатулке", чем вовсе не ходить.
Для местных: двадцать шестого января - спектакль для взрослых. Возможно, билеты ещё есть, спрашивайте в кассах театра.

буковки, ходи-смотри, фото с мобильника, местное

Previous post Next post
Up