Узкоколейная железная дорога Гулбене - Алуксне

Dec 06, 2016 23:57

Сегодня мы отправимся в путешествие по узкоколейной железной дороге Гулбене - Алуксне. Дорога эта находится в Латвии и примечательна тем, что на ней сохранилось регулярное пассажирское движение!

Итак, в путь!

Путь мы начинаем из Риги. Едем в Гулбене на дизель-поезде. Вообще дизеля в Гулбене ходят достаточно редко - один-два раза в месяц, по особому назначению. В тот день как раз такое "особое назначение" имелось, и я отправился в путь!

01. Станция Гулбене имеет одновременно пути колеи 1520 мм и 750 мм.



02. Рига. Дизель-поезд на Гулбене. Кроме расписания на стенде вокзала ничего об этом поезде не напоминало - ни информационные табло, ни звуковое оповещение на вокзале...



03. Но поезд был найден, посадка произведена и четырехчасовой путь в теплом вагоне прошел практически незаметно!



04. В Гулбене дизель-поезд привез всего пять человек - машиниста, помощника машиниста, двух кондукторов и меня.



В дни, когда поезд не ходит, а их большинство, в Гулбене можно доехать на автобусе, но это дороже и дольше. Автовокзал находится по другую сторону здания железнодорожного вокзала...

05. Начинаем путешествие по станции, которая имеет пути узкой и широкой колеи. До отправления узкоколейного поезда в Алуксне - еще полтора часа!



06. Ширококолейный паровоз рядом с депо Гулбене. Один из немногих в Прибалтике.



07. А вот и гвоздь программы - паровоз ГР №319.



08. Поезда с паровозом ходят по узкоколейке пару раз в месяц летом и около раза в месяц осенью - весной. По причине паровозного рейса и был в тот день назначен дизель-поезд из Риги в Гулбене. Меня пугали огромным количеством народа на этом мероприятии, но здесь оказалось... ...практически пусто! Видимо вчерашний снег и мороз в начале ноября сделали свое дело!



09. Уникальный в своем роде поворотный круг - с совмещенной колеей 1520/750 мм.



10. Тепловозы Камбарского завода в депо Гулбене. При депо, кстати, имеется небольшая гостиница, имитирующая в номерах комнаты отдыха локомотивных бригад позднесоветского времени. Так что, здесь можно жить рядом с живыми раритетами, пропитываясь их запахами и звуками!



11. Грузовой узкоколейный подвижной состав



12. И еще... На переднем плане - вагон-снегоочиститель.



13. Здание вокзала станции Гулбене. Раньше здесь кипела жизнь и сходилось несколько линий узкой и широкой колеи. По широкой колее можно было уехать в Пыталово, Иерики и Плявиняс, сейчас сохранилось только последнее направление. Узкоколейка тоже проходила через станцию в разные стороны.
Теперь же здесь запустение..



14. Внутри вокзала... Отреставрировано и пустынно... Вокзал является памятником архитектуры государственного значения. Вообще, в Латвии, несмотря на постсоветский распад железнодорожного сообщения, сохранилось в хорошем состоянии огромное количество железнодорожных вокзалов на главных и второстепенных станциях, в отличии, к примеру, от соседней Эстонии.



15. Паровоз неспешно переезжает из депо к пассажирскому составу...



16. Прицепляется к вагонам...



17. Скоро мы отправимся в путь по узкоколейке, протяженностью 33 километра! Этот путь поезд преодолевает за полтора часа. Это с тепловозом, с паровозом - чуть дольше. Когда-то давно протяженность этой узкоколейки составляла 212 километров и она проходила по маршруту Стукмани - Гулбене - Алуксне - Валка.
В 70-е годы узкоколейке стало трудно конкурировать с автотранспортом. Участки дороги постепенно закрывались. В 1984 году железной дороге присвоили статус технического памятника. Несмотря на это, движение по дороге в те годы полностью прекратилось, но в 1987 году, после обновления подвижного состава и некоторого ремонта пути, пассажирское движение было открыто вновь.



18. Таблички на паровозе Гр №319. Паровоз построен на локомотивном завод им. К.Маркса, Германия, в 1951-м году.



19. Занимаем места в вагонах и отправляемся в путь..



20. Вокзал на станции (остановочном пункте) Умерниеки



21. Станция Папарде. Здесь паровоз заправляется водой из водонапорной башни и, по совместительству, гидроколонки!



22. Вскоре прибываем на конечную точку маршрута - станцию Алуксне.



23. Производятся маневры по перестановке локомотива.



24. Северная горловина станции Алуксне. До 1970-го года узкоколейные поезда следовали дальше - в Валгу.



25. Три вагона на станции Алуксне



26. Здание вокзала со схемой узкоколейки



27. А паровоз, между тем, подъезжает к вагонам с другой стороны.



28. Южная горловина станции Алуксне, путь в сторону Гулбене.



29. В обратную сторону паровоз едет под поездом тендером вперед. В праздничный день поезд состоит из трех вагонов - двух вагонов Демиховского завода ("скотовозок-демиховок") и одного Пафавага ("Польки").



30. Салон демиховского вагона с барной стойкой.



31. Салон вагона "Пафаваг". Я о нем уже рассказывал!



32. И еще один демиховский вагон, но с нештатными мягкими сиденьями. Качество и комфорт проезда в Советском и Польском вагонах, конечно, различается на порядок...



33. Аутентичные светильники и лючки вентиляции...



34. На обратном пути вновь заправляемся водой в Папарде. Уже холодает и темнеет...



35. В гордом одиночестве наслаждаюсь видами за окном...



36. И вот мы опять в Гулбене!



37. Паровоз осаживает вагоны от перрона и уезжает в депо.



38. Праздничный паровозный рейс окончен!



39. В следующий рейс с пассажирами отправляется уже поезд в составе одного вагона... Народу, пользующегося узкоколейкой, не особо много.



40. А дизель-поезд из Риги всё это время стоит в Гулбене и ожидает обратной дороги.



41. Купив сувениров узкоколейки и немного еды в бане при депо (магазины вблизи узкоколейки отсутствуют) прощаюсь с Гулбене и в качестве единственного пассажира погружаюсь в обратный поезд в сторону столицы Латвии...



42. А вот еще два билета.
Левый - на поездку по узкоколейке в направлении "туда" и "обратно".
А правый билет куплен уже в дизель-поезде Гулбене - Рига. Билет с ручным заполнением, хотя на остальных (регулярных) маршрутах выдаются обычные печатные билеты.



Таким насыщенным и интересным был ноябрьский день в Гулбене!
В заключении - ссылка на сайт узкоколейной железной дороги Гулбене - Алуксне.
http://www.banitis.lv/rus/index.htm
Рекомендовано к посещению!

Гулбене, УЖД, поездка, железная дорога, паровоз

Up