Львиная охота. Часть II

Jan 12, 2023 07:00

Вдоль оград величественных зданий, дух храня блистательной Невы,
Сохраняя тайну мирозданий, притаились каменные львы.
Сколько они видели событий, сколько тайн в себе они хранят.
Сколько же забвений и открытий перед ними выстроилось в ряд.
Городу спокойную стабильность создают хранители его.
За свой труд, забыв про меркантильность, не имея, в общем, ничего.
Но без их величия немого, жизнь бы городская замерла.
Так скажи им ласковое слово, отложив другие все дела.
Почеши им каменные уши, шапочки на гривы натяни.
И тогда согреются их души, и продлятся каменные дни.
                                                                                     Жатин Сергей



Начало в первой части

Петербургские львы - на самом деле, такой же символ европеизации России, как, к примеру, уход от традиций русской архитектуры с её златоглавыми соборами и башенками. Сейчас точное количество львов в Петербурге неизвестно, их ставят и в наше время, свято веря в то, что эти звери - как и Медный всадник, и ангел на шпиле Петропавловского собора - охраняют город от невзгод. Самые знаменитые львы - на Адмиралтейской набережной возле памятника Петру-плотнику, на берегу Елагина острова.









Медные сторожевые львы являются точной копией собратьев, несущих охрану во Флоренции. С единственной разницей: заморские львы - мраморные. У этих скульптур интересная история. Пара львов потребовалась Фердинандо I Медичи, великому герцогу Тосканы, который приобрёл виллу Медичи в 1576 году, чтобы служить величественным украшением садовой лестницы виллы, Лоджии Леони.





Один из мраморных львов II века, второй - XVI. Вилла Медичи была унаследована Лотарингским домом в 1737 году, а в 1787 львы были перенесены во Флоренцию, и с 1789 года они обрамляют ступени Лоджии Ланци на площади Синьории.











На вилле Медичи скульптуры были заменены копиями, когда Наполеон перенёс Французскую академию в Риме на виллу в 1803 году.





И конечно же, среди петербургских львов нельзя не заметить их возле дачи Безбородко, ведь их там 29, что много даже для такого «львиного» города, как Петербург.





Во времена шведского владычества здесь находился сад коменданта города Ниеншанц. В ходе Северной войны со Швецией (1700-1721) территория эта была возвращена России. Во времена правления Екатерины II владельцем обширных угодий стал тайный советник Григорий Николаевич Теплов. Для него в 1773 году был построен усадебный дом, где были использованы существовавшие здесь ещё при шведах подземные коммуникации. Через 10 лет усадьбу выкупил государственный деятель, дипломат, князь Александр Андреевич Безбородко. Напротив усадьбы, на берегу Невы, была сооружена каменная терраса-пристань со скульптурными изображениями сфинксов, откуда через грот можно было войти в усадьбу, не переходя дорогу.





В начале XIX века усадьбу украсила знаменитая состоящая из 29 львов ограда. Таким образом был отделён парадный двор от дороги, идущей вдоль Невы. Скульптуры были размещены между фасадов флигелей. Пасти хищников поддерживали толстые цепи.











А теперь вернёмся к нашим баранам… нет, единорогам… Исторический музей в Москве - один из главных музеев России. Этот прекрасный дворец-замок вознёсся прямо на Красной площади. На башнях его поселились золочёные львы и фантастические единороги, а на крыше навсегда лёг белый российский снег.



Открытка 1896 года








Но почему же на башенных крышах Исторического музея в Москве запечатлена битва Единорога и Льва?





Роспись потолка главного зала Исторического музея, Лев и Единорог, борьба или танец?



Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца в Московском Кремле



Фасад синодальной типографии, Москва







Дом в Нащокинском переулке с Единорогом, Москва





Дворец в Коломенском второго русского царя из династии Романовых, Алексея Михайловича

















Как символы власти, лев и единорог есть на царской печати у Ивана IV и на спинке его трона.





Главная современная эмблема России - двуглавый орёл - насчитывает 518 лет. Примерно за 20 лет до двуглавого орла, при великом князе Московском Иване III отчеканили золотые монеты двух типов: малые и большие. Большие монеты назывались «корабельниками» - по изображению на них корабля. На другой стороне находился крест, в углах которого располагались 4 единорога. Единственный экземпляр хранится в Эрмитаже.



Русский «корабельник» был скопирован с английской монеты, когда в гербе у англичан единорогов ещё не было, а изображались львы. Факт появления на русской монете единорогов вместо львов явно был не случайным, о чём свидетельствует изменение ранга сторон монеты. У английской - главной была сторона с кораблём. У русской ею стала сторона с крестом и единорогами.

английская золотая монета, впервые отчеканенная в 1344 году в память о победе в морском сражении над французами при Слёйсе




Но почему на «корабельнике» не отчеканили двуглавых орлов или львов? Дело в том, что двуглавый орел не долетел ещё до Руси и не мог тогда стать гербом, следовательно эмблема единорога на «корабельнике» являлась более древним государственным гербом. На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Тёмного, изначально был изображён Лев, терзающий змею,



который в конце XV века был взят за основу с правкой, - лев преобразился на новом символе государства в ездеца - всадника.



Вторым символом был избран двуглавый орёл, ибо Иван III в 1472 женился на византийской принцессе Софье Палеолог - дочери морейского деспота, у которой этот знак был родовым, поэтому произошло объединение символов с последующим вытеснением исконного - единорога. Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей.






Самое старинное изображение льва, точнее, львицы можно увидеть в Лондоне на Нью-Бонд-Стрит. Скульптура древнеегипетской богини Сехмет, которая изображалась в виде львицы, установлена над входом в здание легендарного аукционного дома «Сотбис»: статую датируют примерно 1320 годом до нашей эры, то есть ей больше 3000 лет!, а к Sotheby's она попала в 1880-х годах.



Львица была выставлена на аукцион, где неизвестный покупатель заплатил за нее 40 фунтов стерлингов… но так и не пришел её забрать. Знал бы он, что к 2020 году она будет оценена в 3,5 миллиона фунтов! Честные аукционеры хранили её в подвалах на Веллингтон-стрит, потом перевезли на новое место, Нью-Бонд-Стрит, а потом устали ждать и поставили красивый древний бюст прямо над входом. Многие исследователи говорят, что сегодня это старейший частный памятник и старейшая общественная скульптура в Лондоне.

древняя львица Sotheby's





А самый необычный лев расположился в лондонском районе South Bank у въезда на Вестминстерский мост - Красный Лев. Огромный 13-тонный хищник белого цвета.









Почему же Красный? До Фестиваля Британии в 1951 году на месте, которое сейчас занимает Саутбэнк-центр, находилась пивоварня Lion Brewery. Пивоварня открылась в 1837 году и функционировала здесь до 1924 года, когда компания была поглощена. На вершине пивоварни и сидел лев.







Здание не использовалось до 1931 года, когда оно было уничтожено пожаром, и это место оставалось пустым до тех пор, пока в 1949 году не был построен Королевский фестивальный зал. Лев был снят и выкрашен в красный цвет как символ British Rail и установлен на высоком постаменте у входа на Фестиваль Британии возле вокзала Ватерлоо.

Красный Лев у вокзала Ватерлоо, Лондон


Фестиваль британского Южного берега, 1951 год




Королевский Фестивальный зал на месте пивоварни, наши дни




Статуя была перенесена в 1966 году, чтобы расширить станцию. Красная краска была удалена, и статуя была установлена на её нынешнем месте.









Статуе около 200 лет, однако она выглядит как новая, без каких-либо признаков старения на поверхности. После 100-летий воздействия агрессивных погодных условий Лондона тонкие детали моделирования по-прежнему остаются довольно чёткими. Статуя льва хранит один секрет - она сделана не из камня и не из бетона, а из особой смеси ингредиентов, рецепт которой был утерян более 100 лет назад. Она была отлита в 1837 году, в год восшествия на престол королевы Виктории, из камня Коуд, одного из самых ранних видов искусственного камня. Он был назван в честь Элеоноры Коуд, которая владела фабрикой, производившей его. Камень Коуд был чрезвычайно популярен в течение XVIII и XIX веков, потому что его практически нельзя было разрушить, однако из него можно было сделать любые виды декоративных предметов, включая фризы, арабески, капители и прочие архитектурные элементы. Его использовал каждый ведущий архитектор того времени, и примеры можно найти по всему миру. Камень Коуд похож внешне и по свойствам на обработанный камень, но это вовсе не камень. Это один из видов высокотемпературной или каменной керамики. Она плотная, непроницаемая, нержавеющая и устойчивая к царапинам.



Львиный прайд бродит по пустынному Вестминстерскому мосту на закате


В 1837 году пивоварня «Лев» заказала из камня Коуд 3 льва. Один из них был над арочным входом к югу от главной пивоварни, на северной стороне Бельведер-роуд. Он существовал в 1930 году, но отсутствовал в течение нескольких лет, прежде чем пивоварня была снесена. Третий лев Коуд был удалён из пивоварни, когда она была снесена. Он стоял на арочных воротах, ведущих ко второму месту пивоварни на южной стороне Бельведер-роуд, на углу Саттон-Уок. Он был подарен Футбольному союзу регби в 1971 году, в его 100-летний юбилейный сезон. В настоящее время он стал встречать болельщиков у стадиона «Туикенем», покрытый сусальным золотом, когда Англия принимала чемпионат мира по регби 1991 года.





Когда Элеонора Коуд основала свою «Мануфактуру по производству искусственного камня» в Ламбете, в Англии было много предприятий, которые производили искусственный камень. Элеонора Коуд, дочь торговца шерстью ничего не знала о его производстве. До этого она занималась продажей белья. В конце 1760-х годов ей посчастливилось познакомиться с неким Дэниелом Пинкотом, который занимался производством искусственного камня, однако испытывал трудности с финансами. У Элеоноры Коуд были деньги, а у Дэниела Пинкота - формула, и вместе они открыли фабрику на южном берегу Темзы. В конце 1769 года, в возрасте 36 лет, Элеонора Коуд купила бизнес Дэниела Пинкота. Через 2 года Элеонора его уволила и больше о нём ничего не известно. Элеонора Коуд успешно управляла бизнесом в течение 50 лет - до самой смерти, что было редкостью для женщин в Георгианскую эпоху. Материалы, производимые на фабрике Коуд, продавались по всей Британии и за её пределами и использовались многими блестящими скульпторами и архитекторами того времени.

Фабрика по производству камня Коуд, Лондон 1800 год


Элеонора Коуд так и не вышла замуж. Когда она умерла в 1821 году, в возрасте 88 лет, она оставила большую часть своего состояния благотворительным организациям и священнослужителям. Её камень использовали ещё в течение двух 10-летий, пока не появилось другое чудесное изобретение - портландцемент. Существует миф, что тайна камня Коуд умерла вместе с Элеонорой. Но это не совсем так. Формула камня Коуд была хорошо известна в середине XIX века, и её использовали многие производители. Это было возможным потому, что ни Пинкот, ни Коуды не стремились получить патент. Фронтон лорда Нельсона во внутреннем дворе короля Уильяма в Королевском военно-морском колледже в Гринвиче был признан лучшим творением из камня Коуд.



«Отец-Темза», скульптура из камня Коуд Джона Бэкона, на территории Хэм-хауса в Ричмонде







каменные сфинксы в Крум-парке, графство Вустершир










В Лондоне с моста Воксхолл, по обе стороны набережных Альберта и Виктории, можно увидеть ряд отлитых из бронзы львиных голов со швартовными кольцами. Это не просто украшения - у них есть весьма важная функция.







Созданные в 1868 году Тимоти Батлером для проекта канализации сэра Джозефа Базелджета, они используются для измерения уровня воды в Темзе, кроме того, во время наводнения к ним могут пришвартоваться спасательные суда. У суеверных англичан раньше даже была поговорка: «Когда львы будут пить, Лондон утонет». Начиная с 1980 годов, весной и осенью уровень воды в Темзе регулярно повышается, и львы терпеливо глотают мутные воды реки, но Лондону ничего не угрожает. Это одна из самых ранних систем оповещения о надвигающем несчастье - каждый полисмен, дежурящий на берегу Темзы, был обязан следить за уровнем воды у львиных голов. Когда вода в Темзе поднималась и доставала до колец на львиных мордах, это позволяло судить о высоте прилива. Если вода поднималась выше, объявлялась тревога, оповещалось население и закрывались станции метро.







Менее чем в километре от здания британского парламента возле Воксхолльского моста дважды в день, во время отлива, из Темзы появляются «Всадники промышленного апокалипсиса». Они сидят верхом на ужасных мифологических гибридах с телом лошади и головой в виде масляных насосов.













Как и положено всадникам апокалипсиса, они видны не всё время. И это не съёмки очередного фантастического триллера. Это инсталляция британского скульптора и художника Джейсона Тейлора установлена на дне реки. Таким образом он решил привлечь внимание людей к проблемам экологии. Он призывает людей задуматься о климатических изменениях, вызванных деятельностью человека, и о том, куда нас ведёт современная цивилизация. Нефтяные насосы вместо головы у лошадей намекают на влияние ископаемого топлива на планету и на мутации, которые происходят в результате изменения экологии. Скульптурная композиция названа «Прилив», она подвергает сомнению наши будущие отношения с топливом. Тучные бизнесмены верхом на 2 лошадях, олицетворяют власть над этими ресурсами. Их «коллеги», 2 маленьких ребёнка, изображают будущее поколение, которое будет жить с последствиями.







image Click to view



По парковым пустым дорожкам, едва от голода жива,
Облезлая слонялась кошка. Вдруг, статую увидев льва
У длинной лестницы подножья, она подумала: «Ого!
Мы, словно капли две, похожи. Потомок, верно, я его!»
И, нос задрав, пошла хвалиться по всем помойкам тем родством,
Что, мол, она зверей царица. Но с самозванки хвастовством
Пёс Шарик быстренько покончил, её на дерево загнав,
Под коим и стерёг до ночи. Напрасно кошка, хвост задрав,
Шипела сверху: «Я царица! Кто ты такой? Как ты посмел!»
Пёс ей сказал: «Была б ты львицей, так я б на дереве сидел!»
Увы, и человек порою, на бронзу глядя и гранит,
Потомком славного героя себя без прав на это мнит.
                                                                        Олеся Емельянова



Использованы материалы из интернета. Все изображения взяты из открытых источников Яндекс картинки и принадлежат их авторам.

львы, памятник

Previous post Next post
Up