Трещина между мирами

Sep 21, 2013 23:41

Снова в путь!
Вернувшись с Курайской степи, не успев разобрать вещи, мы услышали тихий, но весьма ощутимый зов. Он доносился с земель, где живут индейцы.

В этот вечер, в эту же минуту решение было принято - через пару недель отправляемся в путешествие.
На этот раз наша цель - перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман.


Для начала расскажу немного истории о самом перевале.
Кату-Ярык (с тюркского «твердая трещина в горе, ущелье») Появился в 1989 году и открыл доступ к долине Чулышмана. До этого момента попасть в эти края можно было только конными тропами или по водам Телецкого озера.

Сам перевал представляет собой зигзагообразную дорогу, расположенную на склоне горы. От того, где ты физически находишься, этот путь приведет либо на дно величественного каньона, где стремительно течет Чулышман, либо вверх, к облакам, где дуют ветра и открывается растворяющаяся в облаках панорама гор.




Про индейцев, я ни разу не преувеличила.

В тех краях живет малочисленный этнос теленгитов, довольно-таки воинственных ребят, которые долгое время были отрезаны от «большого» в обыденном смысле мира и не совсем рады незваным гостям. В некоторых глубинных деревнях нам посоветовали не останавливаться☺


А теперь по порядку.

С самого начала нас не покидало ощущение, что без приключений эта экспедиция не обойдется. Мы списывали эти предчувствия на холод и заморозки, которые в горах совсем не редкость.




Списывали на опасность самого перевала.
На неизвестность, которая всегда поджидает в незнакомых местах, на все что угодно, но не на то, что произошло на самом деле.


Дорога была очень лёгкой и мы словно перескакивали из одного пространства в другое, не замечая ход времени.
Солнце светило всю дорогу. Трасса пустая и осенние краски сменяли друг друга как в калейдоскопе.

Двери закрылись в алтайском крае, а открылись на Семинском перевале, полностью залитым солнечным светом.




Обычно дождливый и пасмурный перевал на этот раз был теплым. Но вместо стрекоз там летали военные вертолеты.
Мы отправились дальше.



Солнце опускалось ниже, день подходил к концу и на горы лился медный предвечерний свет - время искать стоянку.
Мы съехали с трассы на обрывитый берег Чуи в поисках доступа к воде. Нашли. Поляна оказалась излюбленным местом местных баранов и мы решили продолжить поиск подходящего места, дабы не разбавлять собой уже сложившуюся баранью атмосферу.
Но не тут то было! Подъем был полностью залит солнечным светом. Видимость нулевая, с права обрыв, слева скала, под колесами шлифованные камни, на которых машина буксует и задом разворачивается в сторону обрыва, куда ехать-не понятно.

Приключения начались.

Через какое-то время, мы все же выбрались из бараньего угодья, благополучно переночевали и отправились в Улаганский район.

Это были самые живописные 50 километров!
Картины за окном менялись ежеминутно. Острые скалы певращались в заснеженные холмы, горные реки в заповедные озера, кедры в лиственницы, стпные пустоши в густую тайгу.





Места, где живут орлы. И снова гаджет сменился на живого проводника, с рождения знающего улаганские земли.


Минуя несколько перевалов и степное бездорожье, мы обнаружили ранее незнакомый стук под колесом. Осмотрев машину и не выявив видимой неисправности мы отправились дальше, списав стук на трение пластмассового бампера.
Но внутреннее чутье не давало нам покоя. Спускаясь и поднимаясь по горному серпантину, никоем образом не отгороженного со стороны обрыва, перед нами встал вопрос: ехать ли дальше?


К неизвестному звуку добавился еще один симптом - машина стала плохо тормозить.
До ближайшего населенного пункта 40 км. Спускаться на такой машине с перевала - весьма сомнительное занятие. Как быть дальше? Проехать пару километров вперед и понаблюдать за поведением нашей машинки.

Через некоторое расстояние перед нами открылся чулышманский каньон. Горы походили на огромную трещину. Будто когда-то давно равнинная Земля превратилась в глубокую морщину, на дне которой поселилась река.




Стоя перед долгожданным спуском, в неуверености ехать или нет, мы решили осмотреть машину снова. И снова ничего. Вот только внутри что-то не давало покоя и это что-то обнаружилось.

Переднее колесо оказалось без крепления, что создавало тот неизвестный стук, а потом и сбой в тормозной системе. Ну что делать?! Искать болт и крепить колесо. Не могли мы себе позвоить после 600 километрового пути, оказавшись у самой цели, просто сдаться.

Первым на подмогу пришел добрый алтаец с чемоданом запчастей. Оказалось, что нужной детали у него нет и поблагодарив его за отзывчивость, мы продолжили поиски.

Тут же подъехала группа молодых алтайских ребят, у которых оказался нужный болт, а гайкой нас выручили самарские путешественники, ожидающие своей очереди на спуск.

Практически голыми руками мы закрутили алтайский болт и все встало на свои места: и колесо, и тормоза и незнакомый стук превратился в тишину.
Кату-Ярык оказался благосклонен. Мы благополучно спустились и на деле перевал оказался не таким устрашающим, каким выглядил на фото.

Два дня тишины.

Сидишь на берегу Чулышмана, а река будто говорит с тобой, мягко тихо, едва уловимо и опуская руки в свежие воды наичнается общение. И улыбка сама собой расплывается, потому что ничего не остается кроме радости от того, что ты ЗДЕСЬ.









На обратном пути мы заехали в гости к Ледникам...
















Previous post Next post
Up