В очереди на жилье в России стоит около 2,5 млн семей, и сокращается эта очередь всего лишь по 5% в год. Если из обычных семей каждая двадцатая нуждается в улучшении жилищных условий, то среди многодетных семей - каждая шестая. Всего их в очереди стоит около 130 тысяч. Молодых семей в очереди - около 300 тысяч. По результатам опросов ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия.
Согласно докладу Росстата, основанному на итогах Всероссийской переписи населения 2010 года, 1,8 млн россиян «прописаны» в детских домах, интернатах, домах престарелых, казармах, тюрьмах и монастырях. 64 000 опрошенных оказались бомжами, живущими на улице. В период между двумя переписями населения с 2002 по 2010 год увеличилось число россиян, живущих в коммуналках. 31000 человек постоянно живет в гостиницах. В других нетрадиционных местах проживания - вагончиках, баржах, чумах, ярангах, юртах - обитали 404 000 россиян.
Наконец, почти 38% россиян живут в ветхих домах, построенных до 1957 года. Не говоря уже о том, что в стране есть еще и проблема качества современного жилищного строительства, а также обманутых дольщиков.
Не удалось решить даже такую относительно простую и принципиально важную с моральной точки зрения проблему, как обеспечение собственным жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны. Хотя первые лица государства неоднократно публично обещали сделать это, в том числе и к 65-летию Победы в 2010 году.
С 2012 года в рамках пилотного проекта Агентства ипотечного и жилищного кредитования в 30 регионах страны в эксплуатацию введено 608 тысяч квадратных метров жилья эконом-класса. В Госдуме рассматривается законопроект об арендном жилье, предусматривающий выделение для социального найма в арендных домах до 50% жилья. В рамках программы «Жилье для российской семьи» до конца 2017 года в России планируется дополнительно построить 20 млн квадратных метров жилья эконом-класса. Только на финансирование уже принятой госпрограммы «Обеспечение комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами граждан России» на период до 2020 года будет выделено 2,5 триллиона рублей.
Тем не менее, острота проблемы не снижается.
Одни говорят, что решение жилищной проблемы - это обязанность государства. Другие уверены в том, что граждане - сами кузнецы своего счастья и их надо просто освободить от административных пут, ну и немного помочь с кредитованием.
Почему, несмотря на постоянно высказываемую руководством страны озабоченность, принятые программы обеспечения жильем буксуют?
Истории с обманутыми дольщиками, заброшенными долгостроями и мошенничествами с оформлением квартир пугают многих потенциальных покупателей «первички». Люди боятся вкладывать средства, особенно кредитные, в чистое поле, предпочитая пусть изношенный, но реальный вторичный фонд. Разумнее сделать капремонт в уже готовом и обеспеченном всевозможной инфраструктурой объекте «вторички», чем десятилетиями ожидать решения вопроса в долгострое. Не говоря уже о том, что в это же время приходиться платить за съёмное жильё и вносить деньги за ипотеку или по кредитным обязательствам. С контролем за работой застройщиков и подрядчиков не справляются надзорные службы и представители органов местного самоуправления. Нередки ситуации, когда исполнители исчезают с объектов, не выполнив свои обязательства, а выяснения отношений на долгие годы перетекает в залы судебных заседаний.
В строительство, как и в любую другую сферу, приходят новые технологии и материалы. Их использование позволяет сократить сроки сдачи объектов, что важно для застройщиков, которые или работают в условиях ограниченных временных рамок, или платят аренду за земельный участок, или откровенно экономят, применяя более дешевые аналоги. В результате новые дома обрастают проблемами еще до сдачи в эксплуатацию: стены промерзают, швы мокнут, потолок осыпается, а по полу идут трещины. Все это говорит о применении некачественных материалов и нарушении технологического процесса. Количество таких объектов, год от года, только увеличивается. Да и как может быть иначе, если отсутствует должный контроль, при котором сдача подобных домов в эксплуатацию была бы не возможна.
Как снежный ком множатся случаи, когда под лозунгом помощи обманутым дольщикам, госкомиссия принимает в эксплуатацию дома в которых невозможно жить в связи с отсутствием необходимых коммуникаций или же в аварийном состоянии, с нарушениями всех мыслимых строительных и противопожарных норм.
Одна из главных причин происходящего, это отсутствие персональной ответственности чиновника. В связи с чем невозможно соблюсти принцип неотвратимости наказания, за неисполнение конкретным чиновником своих прямых служебных обязанностей. Поэтому и буксует должное исполнение контроля со стороны ответственных лиц. Соответственно со всеми проистекающими от этого последствиями, которые не позволяют государству успешно решать госпрограммы и успешно бороться с возникшими проблемами.
Автор : Денис Елизаров, специально для «Сила в Движении».