Жестокие дети

Oct 19, 2009 17:33

"В психологии достаточно известно, что дети, выросшие в ситуации социальной депривации, не способны чувствовать и сострадать. Сострадание - это то, что зарождается в раннем детстве." - из интервью Руководителя центра экстренной психологической помощи Юлии Шайгу.

Ребенок как чистый лист бумаги, рисует на нем окружающий мир, взрослые. Всегда ли они помнят об этом?

"Если ребенок видит или испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа и как бы в отместку мальчик, потом помучил животное, то он как бы становится сильным, "как папа". Насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений. Сопереживание уже воспринимается как слабость. Кроме того, существует еще одно объяснение подростковой жестокости: в отличие от взрослых и детей они пытаются опытным путем понять, что такое жестокость и где ее границы.
     Практически на всех уровнях жизни ребенка исчез воспитательный процесс: дома - родители заняты зарабатыванием на жизнь, в школе - лишь учебный план, кружки и клубы - платные. С детьми стало работать сложнее, поскольку у них теперь нет авторитетов, они стали более раскрепощенными, считают себя самостоятельными и практически не воспринимают другую позицию.

Асоциальные поступки подростков (в том числе и детскую жестокость) психологи подразделяют на девиации и делинквенции. Девиации - отклонения в поведении детей, которые не сопряжены с совершением противоправных действий. Сюда относятся систематические прогулы школы, уходы из дома, синдром зависимости (употребление психоактивных веществ, алкоголя и табака, компьютерная зависимость, азартные игры).   Делинквенции - отклонения, сопряженные с совершением преступлений: кражи, грабежи, разбои, хулиганство, нанесение побоев, изнасилования, убийства.

Ошибаются те, кто считают, что детская жестокость - это естественная возрастная особенность. И устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая насилие и жестокость."( Корреспондент GRANDEX.RU Динара Махиянова)

Next post
Up