О трамвае до Чистой Слободы: почему так криво?

Nov 01, 2016 15:21



© Андрей Захаров, transphoto.ru

Вот уже прошло тестовое открытие новой трамвайной линии на ЖМ "Чистая Слобода", и в ближайшее время ожидается открытие регулярного пассажирского движения. Маршруты тоже определены, это №8, следующий от одного спального микрорайона до другого (с "Чистой Слободы" до Юго-Западного) через Ленинский рынок, ст. Новосибирск-Западный, Горский жимассив и наконец-то станцию метро "Площадь Маркса", а также №3, связывающий "Чистую Слободу" и метро по более короткому маршруту (через улицу Вертковскую).



На восьмой маршрут первоначально предполагалось поставить 10 вагонов, а на второй - только 3 и сделать его пиковым, а не регулярным. При этом, если рассматривать связь микрорайона с метро, то трасса 8-го маршрута почти в 2 раза длиннее кратчайшего пути, а трасса 2-го маршрута, хоть и не совсем прямая, но её удлинение только 27% в сравнении с кратчайшим расстоянием.


Почему основной маршрут выбран более длинным, а не коротким? Это вопрос взволновал всех неравнодушных к трамваю и общественному транспорту в Новосибирске, многие обвиняют руководство ГЭТа и Департамента транспорта Новосибирска в некомпетенции и коррупции. На первый взгляд, решение действительно настолько глупое, что остаётся только предполагать злой умысел. Но, если смотреть глубже, проблема всё же лежит в иной плоскости и она на самом деле гораздо обширней.

Послушаем начальника управления пассажирских перевозок мэрии Романа Дронова:

<...>«маршрут № 2 - специфический: пиковый и пассажирооборота на перегоне у него, скорее всего, не будет. Там две пассажирообразующие остановки: Чистая Слобода и площадь Карла Маркса. Утром пассажиры будут ездить с Чистой Слободы на площадь Карла Маркса, вечером - с площади Карла Маркса до Чистой Слободы. В середине дня маршрут, скорее всего, ходить не будет, так как он не будет востребован»

Насчёт востребованности в середине дня можно спорить, но в целом он прав. Маршрут большей частью проходит по малоэтажным спальникам и частному сектору, то есть как-либо значимых точек притяжения на нём нет. А значит он будет вести только прямых пассажиров, оборачиваемость на маршруте будет едва сильно больше единицы. Тогда как восьмой маршрут пройдёт через такие мощные точки притяжения, как Ленинский рынок, вокзал Новосибирск-Западный и площадь Труда, а также в пешеходной близости от Горского жилмассива (около 25 тыс. жителей) и НГТУ (крупнейшего ВУЗа в Новосибирске). То есть пассажиры на нём будут в любом случае, даже если непосредственно от Чистой Слободы до метро никто не поедет. Видимо поэтому руководство ГЭТа и УПП в условиях острой нехватки вагонов и экипажей предпочли не ловить журавля в небе (пытаться раскатать 2-й маршрут частыми интервалами), а сохранить синицу в руках, гоняя вагоны по уже проверенным и раскатанным петлям.

К сожалению, такой подход пришёл в Новосибирск в эпоху становления частного извоза, и как видим, он уже уверенно захватил и электротранспорт. Да, прокладывать маршруты так, чтобы пытаться охватить все пассажирообразующие точки выгодно для каждого отдельного перевозчика (чем выше оборот на маршруте, тем больше выручка), но при этом он крайне губителен для системы в целом. Представьте себя на месте жителя Чистой Слободы: вы поедете на трамвае до метро за 40 - 45 минут (плюс примерно 5 ожидания)? Однозначно, разве что один раз, прокатиться. А для регулярных поездок выберете другой способ. А главная беда, что других способов, кроме личного автомобиля во многих случаях и нет. Отсюда и хронические пробки в Новосибирске: если городской транспорт не позволяет добраться по нужному маршруту быстро, то выхода пересесть на автомобиль не остаётся...

"А как у них..."
Новая маршрутная сеть Барселоны. Идеальная простота, практически прямые север-юг, запад-восток и одна диагональ. Запоминается легко, проезжается по кратчайшему пути в любом направлении. И да, пересадка с одного маршрута на другой, разумеется, бесплатна.


http://gre4ark.livejournal.com/379815.html

P.S. По уточнённым данным, под давлением общественности маршрутную сеть до микрорайона "Чистая Слобода" несколько пересмотрели теперь планируется 5 вагонов на 2-й маршрут (пиковые интервалы 10 - 12 минут) и 8 вагонов на маршрут №8. Беда в том, что теперь сильно пострадает частота и регулярность в направлении от метро "Пл. Маркса" до Юго-Западного жилмассива...

Использованы фотографии Андрея Захарова с transphoto.ru/ и vk.com/tram_nsk.

маршрутная сеть, "Чистая Слобода", трамвай, ОТ

Previous post Next post
Up